Социокультурные характеристики древнеегипетского общества

История древнего Египта берет свое начало около 3 000-2 300 лет до и. э. в эпоху образования Раннего царства, ставшего первым государством на Земле. Постепенно первое государство увеличивало свое могущество и становилось державой, претендующей на мировое господство. Во главе государства стоял фараон, имевший абсолютную власть в стране: весь Египет, его природные ресурсы, трудовые, материальные и культурные ценности считались собственностью фараона. Само государство отождествлялось с понятием «ном» или «дом» фараона. Общественная жизнь отражала содержание и структуру древнеегипетской религии - политеизма.

Политеизм - это вера в пантеон, или множество богов. Отсюда иерархичность, централизованность, регламентированность общественной жизни подобно религии. Боги древнего Египта олицетворяли природные явления и одновременно явления общественного порядка. Одним из важнейших богов почитался Птах - бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Он почитался как покровитель искусств и ремесел и изображался только в образе человека. Особым почитанием он пользовался у жителей Мемфиса, но по версиям жрецов других городов возникновение мира началось с первобытного водного хаоса — Нун, из которого возникает бог Солнца, Атум, превратившийся в бога Ра, и вся последующая иерархия богов: бог воздуха Шу, богиня влажности Тефнут, бог земли Геб, богиня неба Нут и др. Богиня Маат имела важное социальное значение и олицетворяла социальный порядок.

Периодизация древнеегипетской культуры, как это свойственно всем раннеклассовым культурам, совпадает с эпохами развития цивилизации. На этом основании в ней принято выделять:

  • додинастический период (IV тыс. до и. э.),
  • Раннее царство (XXX-XXVIII в.в. до и. э.),
  • Древнее царство (XXVIII-XXIII в.в. до и. э.),
  • Среднее царство (XXII-XVIII в.в. до и. э.),
  • Новое царство (XVI-XI в.в. до и. э.),
  • Позднее царство (XI в. - 322 г. до и. э.).

Древнеегипетское государство представляло собой сильный разветвленный бюрократический аппарат во главе с фараоном, связующим сельскохозяйственные общины. Огромное хозяйство регулировалось и организовывалось благодаря письменности. В повседневной жизни египтян самым распространенным обычаем было гостеприимство. Принято было принимать гостей и ходить в гости. В этих целях облачались в самые дорогие одежды, наносили макияж и одевали парики.

Своеобразие египетской культуры определяется следующими признаками:

  • раннее зарождение государственности;
  • удачное географическое положение, замкнутость территории, затруднявшие культурные заимствования извне и дававшие возможность древнеегипетской культуре сохранять устойчивость традиций;
  • тесная связи искусства, религиозно-мифологических представлений, заупокойного культа и обожествленной власти фараона;
  • низкий уровень индивидуального «Я» и самостоятельного творческого начала.

Окружающий мир разделялся в мировоззрении древних египтян на земной мир и мир загробный, над которыми одинаково светило солнце Ра. Мифология и религия египтян стали основой веры в заупокойный культ, заключавшийся в протесте против смерти, которую они считали ненормальностью и устраивали пышные празднества по умершему. Египтяне верили в бессмертие души человека, или в его бессмертный двойник - Ка.

Несогласие египтян с неизбежностью смерти породило вероучение, по которому смерть не есть конец жизни и умерший может воскреснуть. Это вероучение сделало необходимым постройку мастаб и пирамид. Мастабы - это многоярусные захоронения с ячейками для утвари, обеспечивающей существование умершего за порогом смерти. Одна из первых пирамид была построена около 5 тыс. лет назад в честь фараона Джосера. Она отличалась ступенчатостью строения и возвышалась как лестница в небо. Самая знаменитая и грандиозная по своим масштабам пирамида строилась в течение 20 лет и была воздвигнута вблизи г. Гиза в честь фараона Хеопса. Перед заупокойными храмами воздвигались обелиски — символы богов, покрывавшиеся иероглифами, и сфинксы. Сфинксы — это каменные фигуры львов с человеческими лицами, олицетворявшие мудрость и силу египетского правительства. Самый большой сфинкс был выполнен перед пирамидой фараона Хефрена.

Ключевые слова: История, Культура
Источник: Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Культура греко-римской цивилизации
Монина Н.П., Культурология
Франко фламандская живопись XIV-XVII веков
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Ренессанс во Франции
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Возрождение в Испании
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Новоевропейская культура
Монина Н.П., Культурология
Интеллектуальные течения эпохи Просвещения
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Культура Европы XIX-XX вв.
Монина Н.П., Культурология
Оставить комментарий