Культурологические концепции XIX в.

Натурализм и идеализм в понимании сущности культуры. Натурализм - философское направление, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единственный и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все неприродное.

Натуралистические концепции культуры принадлежат к рационалистической традиции в исследовании культуры, созданы в эпоху Просвещения. Первоначально просветители базируются на признании коренного отличия культуры и природы, выдвигая тезис: «культура - это не натура». Во Франции и Англии решение проблемы специфики культуры в отличие от природы связано с политической и идеологической борьбой, поэтому внимание прежде всего уделяется «духу народа», проявления которого ищутся в специфике порядков, социальных институтов, нравов, обычаев и т. д. Фактически речь шла об особенностях жизни наций, сформировавшихся в Европе именно в Новое время. Отождествляя нацию с государством, а общество с политическими формами правления, просветители ставят социально-политическую задачу достижения идеала «совершенного государства» что возможно через исправление отношений между государством и гражданином на пути «совершенствования разума» т е осознания общественного интереса как собственного. Цель разума — счастье человека а стремиться к нему в равной степени естественно для каждого от его природы (Гольбах). То есть жажда счастья естественна как любое природное явление, а следовательно что угодно природе то угодно и разуму.

Немецкое Просвещение во главу угла ставило проблемы нравственного воспитания человека, уделяя при этом особое внимание содержанию социальных традиций, через освоение которых уже появившийся на свет человек как бы рождается во второй раз как культурное существо. Традиции отражают закономерную связь вещей в мире, при этом мудрость («Бог» по Гердеру), с которой устроена Вселенная, одна и та же, как для истории, так и для природы. Человек и культура рассматриваются как высшие звенья природной эволюции.

Идеализм - направление в философии, признающее первопричиной мира (а, следовательно, и культуры) духовную субстанцию.

Возможно два гносеологических формата идеализма:

  • идеализм объективный (Платон, Гегель) - признают духовное начало как мировое, безличное;
  • идеализм субъективный (Беркли, Фихте) - не допускаю существование мира вне сознания человека.

Идеалистические концепции культуры принадлежат к рационалистической традиции в исследовании культуры, созданы к началу XIX в. в рамках немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг). Идеалистическое концепции культуры исходят из того, что сущность культуры не может быть обнаружена на уровне эмпирического существования человека, под которым понималась обыденная жизнь буржуазного индивида. Отсюда попытки показать возможные преодоления этого частичного бытия и восхождения на уровень рода (процесса смены человеческих поколений), где только и возможно настоящее культурное существование. Сущность культуры в этом контексте проявляет свой сверхчувственный характер, что требует для ее познания специального теоретического анализа.

И. Кант считает сущность культуры противоречивой, как и сущность человека, который одновременно принадлежит к двум мирам: миру природы, естественной необходимости (поскольку он руководствуется в своей деятельности рассудком) и миру свободы (независимости от природы, поскольку обладает разумом). Путь к культуре - это восхождение индивида к свободе. Кант ставит несколько вопросов, позволяющих определить возможность такого «восхождения»: что заставляет человека стремиться к свободе? позволяет ли «природа человека» надеяться на то, что человечество ее достигнет? не является ли действительное состояние человечества доказательством удаления от мира свободы? Просветители считал Кант абсолютизировали стремление буржуазного индивида к собственному покою и благополучию, назвав их достижение счастьем. Но действительное призвание человека — преодолеть чувственную заинтересованность и с помощью разума выйти в мир свободы, где царит нравственный закон. Высшая цель культурного развития - соблюдение каждым морального императива (золотого правила морали): «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе». Это дает возможность стать свободным: недостатки свои как представителя физического рода человек компенсирует как моральное существо. Культура, возникая как следствие частных устремлений, в итоге становится средством утверждения всеобщего интереса; она эмпирична по происхождению, но сверхэмпирична по целям. При этом И. Кант признавал, что большинство людей полностью поглощено стихией частной жизни, и возможность обретения ими истинного предназначения оказывается глубоко проблематичной.

В основе философской системы Г. Гегеля лежит представление об абсолюте, которое интерпретируется как единство субъекта и объекта, природы и духа. Абсолютное - система самодвижущихся и саморазвивающихся идей, которые в поступательном шествии порождают всю действительность. Абсолютная идея - причина всего сущего - проходит в своем развитии несколько этапов:

  • сначала развивается в форме чистых логических понятий (сфера субъективного духа);
  • затем отчуждается в природу (объективный дух);
  • на высшей стадии развития возвращается к себе в виде абсолютного духа.

Философ развивает мысль о том, что достижение свободы, а следовательно, и культуры, кроется в действиях человечества как целого рода, а не отдельного человека. Будучи объективным идеалистом, Гегель считал, что образование происходит путем философско-теоретического постижения «духовной субстанциональности целого», для чего индивиду необходимо пройти все ступени воплощения абсолютного духа и отразить их в своем мышлении. В этом процессе индивид совершит переход от единичности гражданской жизни к всеобщности мышления и воли, что и составляет содержание развития культуры. Сама же культура в традиционном понимании (искусство, религия, философия) - она суть инобытие абсолютного духа.

Выделяют три формы существования абсолютного духа:

  • искусство (низшее) - только созерцание;
  • философия (высшее) - абсолютный дух постигает сам себя в форме понятий;
  • религия (среднее) между низшим и высшим.

Культура - имманентный момент абсолютного, следовательно, культура связана с самопознанием абсолютного духа. Культура не существует без свободы, так как обладание истиной (при приобщении к абсолюту) расширяет поле свободы человека.

Представления о культуре в рамках романтизма. Романтизм - идейное течение представителей европейской интеллектуальной элиты, болезненно переживавшей катаклизмы революционного времени (XVIII-XIX вв.) и стремящийся сохранить духовную независимость в условиях наступающей реакции.

Представители: А. и Ф. Шлегель, Л. Тик, И.Ф. Шиллер и др.

Шиллеровская трактовка культуры самым тесным образом связана с идейно-мировоззренческими и эстетическими установками романтизма. О культуре можно говорить тогда, когда достигнута гармония чувственного и рационального, содержания и формы, влечения и долга, наслаждения и страдания, действительности и идеала. Задача культуры - охранять эти сферы и оберегать границы каждого из побуждений. Культурный человек не должен, по мнению Шиллера, подавлять в себе ни чувства в угоду рассудку, ни наоборот.

Антропологический подход к осмыслению культуры. В последней трети XIX в. проблемы культуры интенсивно разрабатывались в рамках антропологической науки. Ее предмет -быт и нравы различных народов. Культура их интересовала в аспекте исторического развития. Сравнивая образы жизни различных народов, они стремились найти общие закономерности развития культуры как особого феномена, возникающего в процессе созидательной деятельности людей. Особое внимание уделяли тому, как одна культурная форма сменяет другую, как происходит переход от состояния дикости к варварству, а от него — к цивилизации.

Представители: Л.Г. Морган, Дж. Фрезер, Э. Тайлор.

Концепция культуры Э. Тайлора. Основная культурологическая работа Э. Тайлора - «Первобытная культура». Мыслитель считал, что культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Таким образом, культура трактовалась им как чисто духовный феномен. Впоследствии он дополняет этот ряд техническими изобретениями человечества. Исследуя культуру, Тайлор стремился получить представления о человеческой природе, понять сущность общества как системы, объединяющей индивидов. Культура постоянно находится в движении, развитии и на определенном этапе имеет качественные особенности. Культура, с точки зрения Тайлора, постоянно находится в развитии, в движении, причем состояние культуры на каждом конкретном отрезке времени отличается качественно от того состояния культуры, которое было до этой временной точки и которое будет после нее. Тайлор высказывает мысль о том, что «различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего». Он убежден в том, что все культуры всех народов неизбежно, в результате эволюционных изменений, возвысятся до уровня цивилизации.

Считая, что культура развивается по восходящей линии, Тайлор, тем не менее, признавал возможность культурного регресса, который, по его представлениям, может начаться в результате глобальных социальных или природных катаклизмов.

Говоря об особенностях подхода Тайлора к исследованию культуры, необходимо сказать, что, разрабатывая свой метод, он много взял из естественных наук, прежде всего из биологии и зоологии. Тайлор, по сути, переносит представления о процессе развития в животном и растительном мире в сферу культуры, считая, что последняя развивается по тем же законам, что и мир животных и растений.

Отсюда вытекает и тайлоровское представление о стадиях развития культуры, совпадающих со стадиями развития живого организма.

Тайлор отстаивал идею целостности человеческой культуры. С его точки зрения, различия в культурах стран и народов объясняются исключительно тем, что эти культуры находятся на различных ступенях эволюции и ничем более, хотя он признавал роль географических факторов в выработке культурного своеобразия. По мысли Тайлора, культуры всех народов объединены в единый эволюционный ряд, где на высших ступенях находятся культуры европейских народов, а на нижних - культуры первобытных племен, обнаруженных антропологами в различных регионах Земли. Не разделяя установок европоцентризма, Тайлор, тем не менее, не смог далеко уйти от представлений о европейской культуре как высшем типе культуры, по сравнению с которой все другие культуры выглядят недостаточно развитыми.

Составным элементом теории культуры Тайлора является его учение о пережитках. Пережитками английский ученый называет «те обряды, обычаи, воззрения и прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого.

Исследование пережитков, с его точки зрения, имеет огромное значение, ибо, как он пишет, это позволяет «выявить ход исторического развития», получить представление о том, как жили, что думали и чувствовали люди давно ушедших веков. Пережитки, в понимании Тайлора, - следы прошлого, которое может быть реконструировано в процессе их изучения. Английский антрополог обращает внимание на то, что следы прошлого можно найти в тысячах вещей, которые окружают нас и которые мы воспринимаем как создание собственного исторического времени, тогда как они — свидетели времен, давно канувших в Лету.

Исследуя проблему пережитков, Тайлор высказывает глубокую мысль о том, что понимание истинного значения творчества того или иного писателя, поэта или художника возможно только в соотнесении его с творчеством предшественников и последователей. Говоря другими словами, Тайлор отстаивает идею преемственности культуры и вплотную подходит к мысли о том, что передача культурного наследия в области литературы и искусства имеет свои особенности.

Ключевые слова: История, Культура
Источник: Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Серебряный век в русском искусстве
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Специфика социокультурной динамики Запада
Монина Н.П., Культурология
Северное Возрождение
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культура греко-римской цивилизации
Монина Н.П., Культурология
Франко фламандская живопись XIV-XVII веков
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Ренессанс во Франции
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Возрождение в Испании
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Новоевропейская культура
Монина Н.П., Культурология
Оставить комментарий