Возрожденческие представления о культуре

Возрождение - социокультурное и идеологическое течение, исторический смысл которого состоит в том, что по мере его развертывания и углубления совершается распад средневекового миросозерцания, происходит освобождение личности от духовного гнета католической Церкви и утверждается новое мировосприятие, адекватное новой системе экономических и политических отношений, отражающее интересы класса буржуазии, выходящей на арену истории.

В период Возрождения происходят существенные перемены в мировосприятии. Мыслители Возрождения постоянно обращаются к работам античных философов.

Главная тема мыслителей Возрождения - природа человека. Человек - центр мироздания, начало всех начал. Антропоцентризм Возрождения не есть нечто новое, в определенной степени он был свойственен и Античности, и Средневековью. Но если в средние века на первый план выходила греховная природа человека, его спасение путем обретения веры и божественной благодати, основной же задачей человека было тяжелым трудом и аскезой доказать свое право на вечную жизнь на небесах, то в период возрождения человек интересен в его земном предназначении. Его отношения с природой и Богом рассматриваются в рамках пантеистического понимания мира. Человек - высшая ступень в иерархии бытия, подлинная «мера всех вещей».

Тема человека тесно переплетается с темой природы, которая рассматривается как нечто живое и одухотворенное (Н. Кузанский, Д. Бруно, Леонардо да Винчи, Н. Макиавелли, Т. Мор и др.)

Мыслители Возрождения восстановили в правах понимание культуры как пайдейи. Культура перестает быть результатом божественного промысла. Они интерпретируют ее как нечто творимое и творящее, как результат целенаправленного воспитательного процесса. Культурный человек рассматривается как закономерный итог «обработки души и тела», совершенной талантливым учителем.

Но философы Возрождения вносят в трактовку пайдейи ряд принципиально новых моментов: идеалом для них является иной социальный тип, нежели в Античности. Смысловым центром их размышлений о конечной цели воспитания является рефлексия по поводу гармонической и всесторонне развитой личности как высшем эталоне, на который должен ориентироваться любой воспитатель. Это вытекало из пантеистических представлений. Считалось, что природа сама воспроизводит все формы вещей, из которых наиболее идеальной и соответствующей сущности красоты является гармония. Мир наполнен гармонией, которая есть буквально во всем. Но если мир гармоничен, следовательно, гармоничным должен быть и человек являющийся частью этого мира. Причем, речь идет не только о гармонии души и тела но и о гармонии самой души Понятие «гармонии рассматривается не просто как элемент эстетической теории а как принцип организации социальной жизни и воспитания.

Ф. Петрарка. Он, по сути, открыл античность как новый тип культуры и обосновал его отличия от других. Одним из первых применил принцип историзма в понимании культуры, показав, что культура Античности, Средневековья и Возрождения - ступени развития одного феномена, но приобретающего различные черты на каждой стадии. Петрарка не только обосновал сущность отличия культуры Возрождения от культуры Античности, но и выделил характерные черты культуры Возрождения. От Петрарки идет традиция рассматривать культуру Средневековья как теоцентрическую, а Возрождение — как антропоцентрическую.

Петрарка выдвинул и обосновал тезис о том, что творцом культуры является свободная, раскрепощенная личность, не испытывающая духовного и экономического гнета, обладающая чуткой душой, разносторонне образованная и гармонично развитая.

Петрарка говорил, что противопоставление культуры природе не продуктивно. Идеал - достижение гармонии с природой, что и есть главное условие человеческой свободы, отсюда -критика городской культуры.

Петрарка первым обосновал идею о культурном единстве Европы. Заложил основы подхода, согласно которому проблемы человека, гуманизма и историзма рассматриваются как аспекты одной проблемы.

М. Монтень. Монтеня называют последним гуманистом Возрождения и первым гуманистом Нового времени.

Монтень один из первых наносит удар по идее европоцентризма, считая, что культура народов Нового Света многократно превосходит культуру любой страны Европы.

Мыслитель поколебал основы антропоцентризма, критикуя мнимое всемогущество человека, противопоставляя его природе. С него начинается апологетика естественного человека, живущего в гармонии с природой, создающий мир культуры в соответствии с человеческими и природными законами.

Монтень первым начал говорить о несовершенстве человеческого разума, так как несовершенен мир, который им создан. Трактовка культуры Монтенем во многом совпадает с трактовкой античных авторов. Считает, что культура - высшее завоевание человеческого гения. По его мнению, культура Древней Греции и Рима - идеальный культурный тип.

Монтень неоднократно подчеркивал тесную связь культуры и морали.

В работах М. Монтеня формулируется идея о двух видах продуктов, созданных человеком:

  • продукты, возникающие в результате деятельности человека в соответствии с установлениями природы - вещи прекрасные и благородные;
  • продукты, создающиеся вопреки установлениям природы. Они, по сути своей, не есть культурные ценности.

В этом тезисе - зародыш идеи о различении культуры и цивилизации.

Монтень провозглашает и тезис о противоположности культуры и религии, называя их разными началами.

Пико делла Мирандола. По его мнению, культура занимает серединное место между ангелами и животными, есть некий «третий мир», лежащий между небом и землей.

Томас Мор. Дал развернутую аргументацию в поддержку тезиса о культурном единстве европейских стран. Считал, что государство - необходимая предпосылка культуры.

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.