Реализм 19 века

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм. Как отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения и др.). Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.

Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.

В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.

В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией, которая, как и он, отображает типичные закономерности поведения людей, но делает это по-своему — на основе статистических обобщений. Романы Толстого или Стендаля отображали социально-типическое иначе — через художественное обобщение, но по степени точности и достоверности постижения реальности ничуть не уступали лучшим работам социологов.

У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проблема «личность и общество». У писателей она выражалась в противостоянии социальных закономерностей и нравственного идеала, индивидуального и массового. Там, где ученый стремился оставаться нейтральным к событиям, как того требовал от него научный метод, художник-реалист проявлял страстную заинтересованность, желание исправить мир, решить нравственные проблемы современности.

Реализм и романтизм объединяет критическое отношение к капиталистической реальности. Когда капитализм в середине XX века вступил в новую историческую фазу, стал более цивилизованным, пошел на убыль обличительный пафос художников, сменились художественные стили эпохи. От романтизма реализм отличают методы отображения критикуемой реальности: скрупулезная работа с объективными фактами у реалистов, углубление в субъективный мир человека — у романтиков.

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства XIX — XX веков числятся Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Твен, А.П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А.И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.П. Мусоргский, М.С. Щепкин, К.С. Станиславский.

Выдающийся французский писатель Стендаль (1783—1842) опубликовал в 1825 году книгу «Расин и Шекспир», считающуюся первым манифестом реалистической школы. Он обладал неподражаемым мастерством психологического анализа, умением передать сложные конфликты и противоречия современного общества. Страстное обличение политической реакции и мещанской ограниченности сочетается в его романах с глубоким анализом внутреннего мира героя («Красное и черное» (1831), «Пармская обитель» (1839) и др.).

Великий французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850) считается основоположником жанра социально-реалистического романа. Его главное произведение, эпопея «Человеческая комедия», должно было состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества с 1816 по 1848 год — зарождения эпохи первоначального накопления философии денег. Своему титаническому труду Бальзак отдал все свои силы, но создал только 90 романов и новелл. Известные произведения «Шагреневая кожа» (1830—1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834—1835) и др. — части бальзаковской эпопеи, связанные общим замыслом и многими персонажами. Сквозные персонажи — удачный художественный прием писателя-«социолога». Герои Бальзака изображены как различные общественные типы, поступки которых определяются классовыми интересами и противоречиями. Бальзак не только показал, но и доказал, что человек формируется под влиянием общественных отношений. Но формируется совсем не так, как хотелось бы писателю. Оказалось, что безудержная жажда богатства омрачает человеческие отношения, даже любовь она делает предметом торга, а друзей превращает во врагов.

Один из великих художников мировой литературы — Чарльз Диккенс (1812—1870), основоположник и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и юморист. Уже в ранних «Очерках Боза» (1836) он попытался сделать социальную диагностику различных слоев лондонского общества. А в следующем романе «Приключения Оливера Твиста» (1838) писатель изобразил капиталистический город с его трущобами и жизнью бедняков. Его герой, преодолевая многочисленные препятствия, добивается личного счастья. Роман наполнен состраданием к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятием социальной несправедливости.

Французский писатель Гюстав Флобер (1821—1880) почти всю свою жизнь провел в небольшом местечке Круасси возле Руана и доподлинно знал провинциальные нравы. Их-то он и описал в знаменитом романе «Госпожа Бовари» (1857). Главная героиня Эмма Бовари, запутавшаяся в супружеских изменах, кончает жизнь самоубийством. За хроникой местных событий писатель рассмотрел убийственную пошлость обывательской среды, бездуховность тихой и благопристойной глубинки. Власти признали книгу безнравственной (автор обличал не женщину-распутницу, а общество в целом) и отдали автора под суд, который вынес ему оправдательный приговор. После романа о страданиях женской души, воспитанной романтической литературой и столкнувшейся с рутиной провинциальной жизни, Флобер описал в романе «Воспитание чувств» (1869) историю неудач и разочарований молодого человека. Прекрасна и его историческая проза (роман «Саламбо», 1862). Флобер оказал большое влияние на развитие реализма в мировой литературе еще и как блестящий стилист.

К реализму тяготеет и творчество крупнейшего французского писателя XIX века Эмиля Золя (1840—1902), хотя литературоведы относят его к самостоятельному течению — натурализму. Натурализм (от лат. natura — природа) — направление в европейской и американской литературах и искусстве последней трети XIX века, теоретиком и главой которого являлся именно Э. Золя. Под воздействием позитивистских идей он стремился к «объективному», бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. Творчеству Золя присуща социально-критическая направленность, четко проявившаяся в романах «Чрево Парижа» (1873), «Западня» (1877), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892).

В конце XIX века реалистическое направление в английской литературе было представлено творчеством Джона Голсуорси (1867—1933), завоевавшего мировую известность. В самом известном его произведении, трилогии «Сага о Форсайтах» (1906—1921), дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX — начала XX века, раскрыв губительную роль собственничества как в общественной, так и в частной жизни. Им созданы социально-бытовые романы, в частности «Остров фарисеев» (1904), драмы и литературная публицистика, в которой отстаиваются принципы реализма.

В последней трети XIX века мировое звучание приобретает скандинавская литература, где ведущие позиции заняли норвежские писатели Генрик Ибсен (1828—1906) и Кнут Гамсун (1859—1952). Ибсен — один из создателей национального норвежского театра, творец романтических драм на сюжеты скандинавских саг и исторических пьес. Гамсун в романах «Голод» (1890) и «Мистерии» (1892) раскрыл социально-психологическую анатомию городской жизни.

Реализм в живописи во Франции связан с художниками «Барбизонской школы». Этот термин обозначает живописные открытия независимых пейзажистов, работавших в 30—60-е годы XIX века в деревушке близ леса Фонтенбло,— Т. Руссо, Н. Диас, Ж. Дюпре, К. Коро, К. Труайон. Они обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа.

В группе реалистов господствующее положение занимала блестящая личность Жана Франсуа Милле (1814—1875). Его монументальное искусство являет собой восхваление сельского труда, гимн природе. В своих пейзажах и «реальных аллегориях» Гюстав Курбе (1819—1877) дал обобщенные образы простых людей-тружеников. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Курбе придал жанровым сценам монументальную значительность, которая допускалась прежде лишь в исторической живописи.

Источник: 
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.