Осмысление культуры в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения - особый этап в истории Европы. Никогда ранее не провозглашались столь громкие здравницы в честь человеческого разума, не высказывалось столь много надежд на быстрое избавление от религиозного и социального гнета. Никогда раньше не звучала столь яростно критика церкви и института абсолютизма.

Ф. Энгельс об эпохе Просвещения. Религия, понимание природы, общество, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего сущего... Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены как старый хлам.

Историзм. Осознание автономии культуры, ее надприродности - важнейшая черта историзма Нового времени. Он питается духом рационализма, устремлен на поиск субстанции истории, прогрессивно ведущей к торжеству гуманизма, связан с утверждением глобальных утопий грядущего. Расставание с установками Средневековья первоначально, однако, рождает скепсис относительно возможностей историзма. Бэкон и Декарт невысоко оценивают значимость исторических знаний. Его оправдание как важное звено в спектре иных способов постижения мира содержится в трудах Локка Беркли и Юма. В полемике с Декартом формирует свой антинатуралистический подход к истории и Вико. Согласно его точки зрения, деяния людей в прошлом и настоящем более доступны разуму нежели природные феномены История дана субъекту через совокупность культурных форм' позволяющий судить о логике ее развития в финальной инстанции продиктована божественным проведением. Ка-делая эпоха характеризуется циклическим ритмом движения от божественной к героической и человеческой стадиям, хотя в целом социальное развитии её спиралевидно

Взгляд на историю как особую надприродную реальность, сопряженную с непрекращающимся совершением человеческого духа, задающим прогресс поступательному развитию общества, начало утверждаться с XVII в. (Ш. Перро, Б. де Фонтель). Просвещенческие теории общественного прогресса говорят о поступательном совершенствовании разумных начал в истории, запрограммировано ведущих к торжеству свободы и справедливости.

Ж.Ж. Руссо. Представления о культуре. Критик запад но-европейской цивилизации, хорошо видит противопоставляемость движения человеческого общества по пути прогресса. Он противопоставляет испорченности и моральной развращенности так называемых культурных наций простоту и чистоту нравов народов, находящихся на патриархальных стадиях развития. Причину сложившегося печального положения он видел в развитии науки. Столь же негативно он относится и к искусствам считая что их воздействие отрицательным образом сказывается на общественной морали. Руссо не приемлет тот климат, который сложился в современном ему обществе. С презрением относился к тем кто исповедует культ денег и не способен возвыситься до понимания своего долга перед самим собой и согражданами Следовательно государство погрязшее в торгашестве стремящееся к роскоши обречено на поражение в столкновении со своими воинственными соседями.

Именно в эпоху Просвещения вопрос о том, что такое культура был поставлен как научная проблема. Культура начала осмысливаться как онтологическая реальность, развивающаяся по своим собственным законам. Было осознано, что культурный прогресс не напоминает прямую линию что он более сложный процесс, где есть не только движение вперед, но и откаты назад. Культура превращается в научную категорию. Проведен раздел между культурой и цивилизацией. Цивилизация - результат мутационных изменений культуры. Проблема культуры начинает связываться с проблемой человека и его свободы, история воспринимается как процесс человекотворчества. Просветители заложили традицию сравнительно-исторического анализа культуры.

И. Кант о человеке как сознательно мыслящем существе. Культура по Канту - особое смысловое измерение человеческой деятельности как конечная цель, на достижение которой должны быть направлены усилия как всего человечества, так и отдельного индивида.

Путь человечества - это путь от цивилизации к культуре. Культурным человек становится только тогда, когда он начинает жить и действовать не по законам природы, а по законам морали, когда он руководствуется не инстинктом, а категорическим императивом. Таким образом, мораль не продукт культуры, а ее цель. Следовательно, мораль - суть сферы автономии человеческого духа, а культура обретает себя исключительно в сфере свободы. Только человек, способен ставить перед собой цели и делать свободный выбор. След культурным является лишь то общество, которое обеспечивает свободное волеизъявление своих граждан, принявших нравственные установки в качестве руководства к действию.

Ключевые слова: Культура, История
Источник: Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Древнерусская духовность как итог христианизации Руси
Монина Н.П., Культурология
Особенности неолитического этапа первобытности
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культура Древнего Египта
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Направления в искусстве 19 века
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культура Месопотамии
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Модернизм и постмодернизм
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Русская идея и тенденции в развитии русской цивилизации в царский и имперский периоды
Монина Н.П., Культурология
Культура Древней Греции
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Оставить комментарий