Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

В процессе культурно-исторического развития человек создал множество орудий труда и знаковых систем. С помощью орудий труда человек воздействует на природу, изменяет ее, в отличие от животных, которые могут только приспосабливаться к окружающей среде, но не изменять ее.

Знак – искусственно созданный человеком условный стимул, являющийся средством овладения поведением (чужим или собственным). С его помощью человек может управлять своими психическими функциями. Знак – предмет культуры (речь, операции счета, произведения искусства), носитель значения. Совокупность значений составляет содержание сознания. Знак становится объективной реальностью, независящей от сознания людей, когда он уже введен в обиход.

Рожденный ребенок начинает овладевать знаками с помощью взрослого человека, который выступает передатчиком знаковой системы, источником информации. Развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, которое представляет собой передачу ребенку опыта пользования орудиями и знаками с тем, чтобы он научился управлять своей деятельностью и психическими процессами. Например, указательный жест и слово – средство управления восприятием и вниманием, письмо – средство улучшения памяти.

Благодаря овладению знаковыми системами у ребенка формируется специфически человеческая психика. Сначала ребенок использует знаки для регуляции и стимуляции поведения других людей. По мере развития ребенок начинает употреблять знаки для регуляции собственного поведения. С этого момента начинается интериоризация (формирование внутренних психических структур человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности). Закон развития высших психических функций гласит, что  высшая психическая функция первоначально возникает в форме сотрудничества ребенка с другими  людьми, в форме совместной деятельности, и лишь впоследствии она становится внутренней, индивидуальной функцией самого ребенка. Например, речь сначала является средством общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.
    
В психическом развитии человека слиты две линии:

  • Первый ряд развития: натуральный, основанный на рефлективной деятельности (рефлексы). Это основа для усвоения второго ряда психики человека. Это созревание нервной системы, которое является органической основой для любого психического процесса.
  • Второй ряд культурный, основанный на овладении знаками, и в частности, речью. Овладение культурным рядом приводит к изменению натурального ряда.

Сознание – не арена, на которой действуют психические процессы, как считал У. Джемс, а продукт развития культурного ряда, основанный на овладении знаками, культурой человечества.
    
В отличие от идеалистов, которые считали, что высшие и низшие функции отличаются по степени своей осознанности, Л.С. Выготский рассматривает низшие и высшие психические функции как относящиеся ко всем психическим процессам. Высшие функции отличаются от низших своей знаковой природой (опосредованностью знаком). У низших функций ее нет.

Знаковая природа психики ясно выступает в мышлении и речи. Речь - носитель ряда знаковых систем. Значение – единица мышления и речи.

Ключевые слова: Культура, История, Выготский
Источник: Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Материалы по теме
Северное Возрождение
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Специфика социокультурной динамики Запада
Монина Н.П., Культурология
Франко фламандская живопись XIV-XVII веков
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культура греко-римской цивилизации
Монина Н.П., Культурология
Ренессанс во Франции
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Возрождение в Испании
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Интеллектуальные течения эпохи Просвещения
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Новоевропейская культура
Монина Н.П., Культурология
Комментарии
Аватар пользователя Чистяков Игорь
Чистяков Игорь

Выготский не имеет никакого отношения к словосочетанию-культурно-историческая теория. Достаточно ознакомиться с работами Кайлера,опубликованными в Дубне.  Здесь чувствуется чья-то опытная рука, которая под именем Выготского публиковала всякий бред

Оставить комментарий