Специфика социокультурной динамики Запада

Западный тип цивилизации - в одном из общепринятых значений соответствует понятию «западная цивилизация» которое определяет особенности становления капиталистической общественно-экономической формации и культуры Европы в Северной Америки в Новое и Новейшее время.

Западный тип цивилизации - одно из ключевых понятий типологии культуры, основанное на сопоставлении западного и восточного путей развития человеческого общества. Выделение понятия «западный тип цивилизации» также связано с концепцией П. Тейяр де Шардена (1881-1955) о глобальном перемещении в истории человечества очагов культуры, или ноосферы, в западные зоны мира (Месопотамия, Египет, античная Греция). Истоком западной цивилизации принято считать греко-римское античное общество и античную культуру, а ее основой — социокультурный и духовный переворот, совершившийся в эпоху Возрождения. На этом отрезке времени «разум сумел обратиться к фактам, а религия совместиться с действием» и «даже то, что было давно известно в других местах, приняло окончательное человеческое значение, лишь войди в систему европейских идей и европейской деятельности» (П. Тейяр де Шарден).

Экономическим фундаментом западного типа цивилизации стали капиталистические, товарно-денежные отношения и формы хозяйствования, а также торжество принципа частной собственности. Исследования М. Вебера (1864-1920) позволили выделить в качестве одной из важнейших духовных доминант западной культуры принципы протестантизма, когда религиозная этика стала важнейшим регулятором жизни каждого человека. Западный тип цивилизации способствует развитию идеалов гуманизма и характеризуется торжеством идей индивидуализма с его признанием безусловного права личности на самобытное развитие, свободу выбора и самостоятельное существование. Западный гуманизм утверждал идеи полного доверия человека к самому себе, приоритет интересов и прав отдельной личности перед лицом государства, внешнего давления или принуждения. Воплощением западного подхода к проблемам человека стала «Всеобщая декларация прав человека», принятая ООН в 1948 г. В области политической и социальной культуры Запад отличается развитием принципов гражданского общества и права, республиканизма и парламентаризма.

Западный тип цивилизации отличается динамизмом социальных, экономических процессов, бурным развитием промышленности и техники с их повсеместным внедрением в обыденную жизнь людей. В этих условиях позитивное значение приобретает всякое преобразование мира и человека, и характерной чертой западной цивилизации стало постоянное стремление к территориальной, экономической и культурной экспансии. В научном и общественном сознании прокладывают себе дорогу принципы европоцентризма и утверждается идея единства мировой культуры и мирового сообщества с центром на Западе. В то же время Запад поощряет самостоятельное развитие различных национальных типов и сфер культуры (напр., светской и религиозной), отдельных частей общества (сословия, класса, личности), различных форм духовной деятельности (наука, искусство). В западной культуре стимулируется всякое свободное творчество, нарушение традиционных, общепринятых форм и норм жизни. Для Запада это право на творчество приобретает самостоятельную ценность, особенно в гуманитарной культуре и в науке.

Западная культура характеризуется самобытным развитием науки прикладного и теоретического характера, основанной на идеях объективного познания окружающего мира. Новое и Новейшее время стало периодом выдающихся достижений в области естественных и фундаментальных наук. Философской основой науки явился рационализм, провозглашающий приоритет разума и ориентирующий личность на постижение и преобразование реального мира. По мере того как наука превращалась в производительную силу общества, возрастали авторитет научного знания и вера в прогресс, распространялись идеи просветительства и массового образования, появились группы людей, чье общественное значение, ценность и авторитет определялись интеллектуальным трудом и творчеством в различных областях духовной и художественной культуры. Приобщение к западной культуре стало одной из важнейших проблем истории и теории культуры в России, а соотношение и взаимодействие восточно¬ГО и западного типов цивилизации в Новейшее время представляет собой одну из важнейших особенностей развития современного мирового сообщества.

Отправной точкой в истории европейской культуры выступает Античная культура (греческая и римская). В целом, для античной культуры характерен:

  • рациональный подход к пониманию мира,
  • в тоже время эмоционально-эстетическое его восприятие,
  • стройная логика,
  • индивидуальное своеобразие в решении тех или иных проблем.

Этим Древняя Греция отличается от Древнего Востока, где развитие культуры протекало в основном в форме комментирования древних учений, ставших каноническими.

Следующий этап в развитии европейской культуры - культура Средневековья (V-XV вв.). Основные черты средневекового типа цивилизации:
• в экономике: феодальный уклад жизни, преобладание натурального хозяйства и идеологии пропитания (достойного содержания);
• в социальной сфере господствует сословная иерархия и идеология личного служения, иерархическая вертикаль;
• доминантами духовной жизни являются: монотеистическая религия, традиционализм, ретроспективность, опора на прошлый опыт, символизм мира и его восприятия, потребность разгадывания величия и красоты Божественного творения, дидактизм, стремление передать другим людям свое понимания величия Божественного промысла, универсальность, энциклопедичность знаний, историзм, обусловленный введением временных координат (рождение Бога).

Культура Возрождения - культурное течение, зародившееся в'XIV в. в Италии, во второй половине XV-XVI вв. распространившееся в других странах. Свое название Возрождение получило с легкой руки итальянского художника, архитектора и историка искусства Джорджо Вазари, который в своей книге «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих» этим термином обозначил период итальянского искусств с 1250 по 1550 г. Этим термином он хотел подчеркнуть возвращение и жизнь общества того времени культурных идеалов античности и определить новую культурно-историческую эпоху, сменившую Средневековье.

Основной предпосылкой формирования нового типа культуры явилось новое мировоззрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы. Раньше всего в Италии, а затем в Нидерландах, Германии, Франции, Англии бурное развитие получает торговля, все большее значение приобретают города, появляются первые промышленные предприятия - мануфактуры. Новые условия жизни породили и новое мышление, в основе которого лежало светское вольномыслие. Аскетизм средневековой морали не соответствовал реальной жизненной практике новых социальных групп и слоев, выдвинувшихся на первое место в общественной жизни. В общественной морали все сильнее проявлялись черты рационализма, расчетливости, осознания роли личных потребностей человека Складывалась новая мораль, оправдывающая радости мирской жизни, утверждающая право человека на земное счастье, на свободное развитие и проявление всех природных задатков. Рост светских настроений, интерес к земным деяниям человека стали важнейшими факторами, оказавшими решающее влияние на возникновение и формирование культуры Возрождения.

В новых общественных условиях человеческая личность превращается в ведущий элемент общества. Новым условиям более всего отвечал такой ее тип, который своими успехами и положением был обязан не знатному происхождению, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-новому видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и своему прошлому. Основное содержание эпохи — гуманизм, утверждающий ценность и достоинство человека.

Культура индустриального общества. Индустриальное общество следует за аграрным (традиционным) и предшествует постиндустриальному. Э. Тоффлер характеризует культуру индустриального общества термином «второй волны» из трех. В рамках культуры индустриального общества натуральное хозяйство, характерное для аграрного общества, уступает место рыночному производству.

А. Белл отмечает три отличительные черты индустриального общества:

  1. рост крупных корпораций;
  2. отпечаток, который накладывают машины на характер труда;
  3. трудовой конфликт как отражение противоречий между классами.

Таким образом, положение человека в контексте культуры индустриального общества неоднозначно:

  • с одной стороны, это «человек - масса» (X. Ортега-и-Гассет), похожий на других, не имеющий определенных жизненных целей, чувства личной ответственности, «одномерный человек» (Г. Маркузе), ориентированный на некритическое соглашательство с существующим мироустройством и бездумное потребление;
  • с другой стороны, нельзя забывать, что в контексте аграрного общества возможность развиваться как личность была доступна немногим.

Особенность культуры индустриального общества - установка на рациональное познание. Знание рассматривается как нечто объективное. Во многом развитие науки и техники превращается в самоцель, моральные нормы заменяются авторитетом науки. Характерны ориентация на будущее, представления о необратимости исторического процесса, идея преобразования и подчинения человеком природы. Со временем индустриальное общество трансформируется. Белл выделяет три главных изменения:

  • модификация предприятий благодаря управляющим;
  • относительное сокращение пролетариата, рост технического и профессионального слоя;
  • изменения политической системы в направлении бюрократизации и технократизации.

Изменяется положение личности, что связано с повышением роли информации, автоматизации.

Культура постиндустриального общества. Термин «постиндустриальное общество» появляется в США в 50-е гг. XX в. Переход к постиндустриальной культуре характеризуется деконцентрацией и децентрализацией в производстве и в сфере принятия решений. Общество переходит к гибким режимам и графикам, все более ценятся оптимальные размеры и масштабы.

Становление постиндустриального общества представляет собой социальную, экономическую, технологическую и духовную реакцию, ядром которой выступает становление нового типа человека и характера общественных отношений. Этот тип - «богатая индивидуальность», «многомерный человек». Человек может выбирать и строить по своему усмотрению те отношения, в которые он вступает с другими людьми, способы самовыражения.

В целом, в рамках западной культуры можно выделить основные ее черты:

  • приоритет разумного, рационального, сциентизма;
  • активное технико-технологическое преобразование мира;
  • динамизм, инновационность, установка на продуманность и осознанность действий;
  • стремление человека выйти за рамки, установленные границы;
  • индивидуализм.

М. Вебер выделяет основные ценности западной культуры. К ним относятся:

  • динамизм и ориентация на новизну;
  • индивидуализм, установка на автономность личности;
  • идеологические свободы, равенство, терпимость;
  • утверждение достоинства и уважения человеческой личности;
  • рациональность;
  • уважение частной собственности.
Ключевые слова: История, Культура
Источник: Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Древнерусская духовность как итог христианизации Руси
Монина Н.П., Культурология
Особенности неолитического этапа первобытности
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культура Древнего Египта
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Направления в искусстве 19 века
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культура Месопотамии
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Модернизм и постмодернизм
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Русская идея и тенденции в развитии русской цивилизации в царский и имперский периоды
Монина Н.П., Культурология
Культура Древней Греции
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Оставить комментарий