Русская идея и тенденции в развитии русской цивилизации в царский и имперский периоды

Русская идея - понятие, используемое отечественной философско-религиозной мыслью и культурологией для раскрытия особого места и значения русской культуры в европейской в мировом культурном процессе. Исходной для понимания русской идеи принято считать сформулированную в начале XVI в. иноком Филофеем концепцию «Москва - третий Рим», адресованную Василию III, которая была основана на идее превращения России в мировой центр православия после завоевания турками Византии, т. е. «второго Рима». По существу это означало провозглашение не только религиозной, но и новой государственной миссии России: православие оказалось русской верой. В духовных стихах Русь - вселенная, русский царь - царь над царями, Иерусалим та же Русь, Русь там, где истина веры. Русское религиозное призвание, призвание исключительное, связывается с силой и величием русского государства, с исключительным значением русского царя (Н.А. Бердяев). Впоследствии проблематика, связанная с понятием русской идеи, наиболее активно обсуждалась в XIX в., начало чему было положено «Философическими письмами» (1836) П.Я. Чаадаева (1794-1856). Он считал, что Россия, «опираясь одним локтем на Китай, другим - на Германию» до сих пор не исполнила задачи «объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара». Таким образом, для России, занявшей промежуточное положение между Западом и Востоком, русская идея означает духовный синтез, устанавливающий отношения всечеловеческого братства между народами.

К середине XIX в. концепция русской идеи в ее духовно-религиозном смысле была обоснована в славянофильстве, сторонники которого настаивали на глубокой самобытности допетровской Руси, самоценности русского типа культуры, основанного на жизненных принципах общины и соборности. В то же время, признавая необходимость изучать Запад и не принимая капиталистический путь его развития, славянофилы видели в русской идее определенный гражданский идеал служения «не отвлеченному политическому началу, а историческому призванию России как земли православной и славянской, поставленной Провидением во главе славяно-православного мира» (Ю.Ф. Самарин). Свое законченное обоснование славянофильская формула русской идеи получила у Н.Я. Данилевского (1822-1885) в его теории культурно-исторических типов где славянство рассматривалось как наиболее самобытный, Полноценный и перспективный тип культуры

Широкое хождение понятия русской идеи в отечественной философской литературе было связано с Вл. Соловьевым (1853-1900) и его одноименной прочитанной в Париже (1888) лекцией о России. Отрицая значение имперских, ведущих к насилию форм объединения народов как в России, так и на международной арене, Вл. Соловьев провозглашал духовно-освободительную объединительную миссию России на основе христианства. Россия должна преодолеть в себе национальный эгоизм, «безумие национализма» и выполнить свою историческую миссию: «всей душой войти в общую жизнь христианского мира и положить все свои национальные силы на осуществление, в согласии с другими народами, того совершенного и вселенского единства человеческого рода непреложное основание которого дано нам в Церкви Христовой» (В.С. Соловьев) В дальнейшем понимание русской идеи было дано в евразийстве где речь шла не только об осознании российского духовного культурного своеобразия но и о разработке всеобъемлющей социально-государственной программы будущего развития России как Евразии?

Особое место в постановке проблем, вошедших в понятие русская идея, принадлежало Н.А. Бердяеву (1878-1948), автору вышедшей под этим же названием книги - «Русская идея» (1946). Будучи развернутым очерком истории русской философской мысли XVII-XIX вв., книга Бердяева содержит ясно выраженное и основанное на идеях патриотизма представление о духовном вкладе России в современную мировую культуру и о значении ее для всей цивилизации как страны, победившей фашизм. Для Бердяева русская идея заключена в торжестве принципов об-щинности, религиозной соборности, братства народов и любви к людям. Бердяев надеялся, что в драматических исторических условиях XX в. русский народ сохранил свою способность к духовным исканиям которые сочетаются с моральным подходом к каждому отдельному человеку.

В целом русская идея представляет собой обоснование самобытных духовных, нравственных и религиозных основ развития российской культуры и общества в их движении к будущему.

Особенности России как цивилизации:
• Молодость российской цивилизации;
• Российская цивилизация родилась естественным путем и потому вплоть до XVII в. была абсолютно традиционной (крестьянской). России как традиционной цивилизации были свойственны:

  • обожествление природы,
  • идеология приспособления к природе,
  • иерархичное строение общества по аналогии с устройством природы,
  • регулирование жизни общества с помощью традиций и обычаев,
  • природоцентричность культуры,
  • доминирование коллективных форм жизни и сознания,
  • обращенность в прошлое, в котором видели образцы героизма и святости,
  • созерцательность в процессе познания окружающего мира,
  • наполненность времени природными событиями,
  • не столько стремление к Богу, сколько его терпеливое ожидание,

• Бинарность российской цивилизации (возможность обнаружить в одной цивилизационной модели признаки сразу двух типов цивилизации: традиционной и техногенной).

Бинарность российской цивилизации:

  • Соединение в рамках одной цивилизации двух: техногенной и традиционной;
  • Наличие двух столиц: Москвы и Петербурга;
  • Наличие двух ветвей в молодой национальной философии, зачастую взаимоисключающих: религиозной и революционной;
  • Наличие в России, начиная с XIX в. двух социально-культурологических идей: западнической и славянофильской;
  • Наличие двух школ в искусстве и науке: московской и петербургской;
  • В России сформировался тип человека, в котором «уживаются» два типа: тип монаха и тип казака-разбойника.

Н. Бердяев о динамике русской культуры. Историю России и неотрывную от нее историю русской культуры отличает постоянно воссоздаваемая неустойчивость, нестабильность общественной системы, несбалансированность социальных предметов и культурных значений, а потому и их непредсказуемость. Можно вести речь о преимущественно дискретном характере социокультурной истории России. Н.А. Бердяев считал, что в русской истории нельзя найти органического единства. Бердяев насчитывал в истории России «пять разных Россий:

  • Россию киевскую,
  • Россию татарского периода,
  • Россию московскую,
  • Россию петровскую, императорскую,
  • и, наконец, новую советскую Россию».

Эти России, сменяя друг друга, вместе с тем накладывались друг на друга, не образуя органического единства и преемственности. Напротив, общество проходило через радикальные, во многих отношениях катастрофические, изменения социокультурного типа.

История и культура России - совокупность культурно-исторических парадигм. Бердяев был прав, когда выделял в российской истории чередование «разных Россий», понимаемых как смену разительно отличающихся друг от друга культурно-исторических парадигм, или стилей культуры. Однако сегодня очевидно, что и эти пять не исчерпывают российской истории: наряду с советской Россией была и русская эмиграция (русское зарубежье); после «перестройки» и распада СССР, начиная с 1991 г. мы ведем отсчет посттоталитарной истории России; да и эпоха «серебряного века» (рубежа XIX - начала XX вв.), в том числе и по представлениям самого Бердяева, составляла особый тип культуры, отличный от культуры императорской России.

Смена культурных парадигм как революционный процесс. В истории русской культуры «ломок» культурно-исторической парадигмы было более четырех (между «пятью Россиями»):

  • Крещение Руси;
  • начало монголо-татарского ига;
  • создание Московского царства и утверждение русского самодержавия;
  • религиозный Раскол и начало Петровских реформ;
  • осуществление крестьянской реформы (отмена крепостного права);
  • Октябрьская революция 1917 г.;
  • начало советского тоталитаризма сталинского типа;
  • август 1991 г. - крушение тоталитарного режима и начало либеральных реформ.

Нетрудно заметить не только разрушительный, даже катастрофический характер каждой из перечисленных социокультурных «ломок», имевших далеко идущие культурно-исторические последствия, но и их взаимно противоположную направленность:

  • Крещение Руси и религиозный Раскол;
  • порабощение Золотой Ордой и самоутверждение Московского царства;
  • антикрепостническая реформа и сталинская коллективизация;
  • социалистическая революция 1917 г.;
  • «вторая русская революция» 1991 г.

Все это придает социокультурной динамике России особенно противоречивый, напряженный и радикальный характер, требующий своего научного осмысления и корректного объяснения. Общие закономерности социодинамики культуры получают на материале русской истории свое особенное воплощение.

Противоречия в развитии русской культуры:

  • язычество в Киевской Руси сосуществует с христианством;
  • традиции Византии в Московском царстве переплетаются с монгольскими новациями;
  • в петровской России резкая модернизация сочетается с глубоким традиционализмом допетровской Руси;
  • в советское время глубоко укорененный в традициях западноевропейской культуры марксизм соединился с российским почвенничеством и религиозным фундаментализмом, породив в результате чудовище сталинского тоталитаризма (тоталитаризм - это ярчайший пример государства с полным контролем над всеми сферами жизни общества).

В XVII-XVIII вв. на смену русскому Возрождению приходит новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением. Происходит радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. Лидирующая роль переходит от религиозного искусства к светскому. Сквозь строгие схемы иконы проглядывают первые контуры светского портрета и пейзажи. Из недр иконописи долго и мучительно пробивается на свет живопись. На смену чувственности приходит рационализм. От феодализма Россия медленно поворачивается к капитализму, а стало быть, к новому экономическому укладу, новому образу стилю жизни. Произошли изменения в правящей аристократии: на смену династии Рюриковичей пришла совершенно иная, не родственная ей династия Романовых (1613-1917).

Русское Просвещение условно можно разбить на два этапа:

  • XVII в., представляющий собой всего лишь переходную эпоху;
  • XVIII в., т. е. собственно Просвещение, начало которого ознаменовали грандиозные реформы Петра I, а высшей точкой стала деятельность Екатерины II.

До- и послепетровская Россия - это, по мнению многих специалистов, две совершенно разные страны. В допетровской России основой быта и нравственности служили принципы Домостроя, поддерживавшие строжайшую регламентацию, в которой беспрекословное подчинение более родовитому и знатному, сильному и богатому, уважение старших почиталось главной добродетелью человека; отношение с Богом, сохранение почтения к святыне, упование на божественное начало. В XVIII в. закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светского образования, развиваются искусство и наука. Однако полностью процесс перестройки русского общества завершился только в XIX в. Весь XVIII в. шла борьба старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходила невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека.

Выдающийся русский историк С.М. Соловьев очень точно охарактеризовал XVIII в.: эпоха петровских преобразований подготовлялась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое. Половинчатость и непоследовательность этого периода чувствовалась во всем. Россия как бы раздумывала, с кем ей дальше идти - с Византией или Европой, пока не пришел царь Петр и не решил вопрос самым радикальным способом.

В XVII в. была произведена реформа патриарха Никона, которая привела к расколу Церкви и возникновению старообрядчества. Внутри православия образовалось два идеологических лагеря, две системы ценностей.

Особенности развития русской культуры в XVIII в.:

  • быстрые темпы перехода от средневековью к новому времени;
  • светский характер;
  • ценность образования внимание к человеческой личности, появление новых понятий о свободе, долге, чести, совести человека;
  • демократизация культуры, связанная с расширением круга производителей и потребителей культурных ценностей;
  • развитие рационализма;
  • преодоление национальной замкнутости, складывание национальной культуры;
  • параллельное сосуществование нескольких стилевых направлений в художественной культуре.

Главное содержание реформ Петра I:

  • секуляризация культуры;
  • европеизация всех областей общественной и личной жизни.

Изменения в духовной жизни русского общества, вызванные реформами Петра I:

  1. Ликвидация независимости церкви от государства (упразднен институт патриаршества, учрежден Святейший Синод (1721 г.));
  2. Зарождение системы информирования населения (газета «Ведомости» (1703 г.), церковнославянский шрифт заменен гражданским (1708 г.));
  3. Развитие гражданской архитектуры (Доменико Трезини: Летний дворец, Петропавловский собор, здание двенадцати коллегий; петровское барокко: Иван Зарудный - Меншикова дача);
  4. Утверждение светской живописи (Иван Никитин: портреты канцлера Г.И. Головкина, С.Г. Строганова, Петра I; Андрей Матвеев: «Автопортрет с женой»);
  5. Появление первого общедоступного театра (пьесы иноземных авторов, спектакли на современные темы).

Этапы модернизации в русской культуре. В области культуры эпоха модернизации сопровождается автономизацией личности, ростом научного понимания мира, секуляризацией всех сфер сознания и жизни.

Первый этап приходится на XVIII в., когда закладывался фундамент нового общества и особенно сильно давала о себе знать ломка сложившегося образа мыслей, жизни и поведения.

Второй этап, XIX в., вошел в историю русской культуры как время создания ее классических образцов во всех видах искусства. Недаром он называется «золотым веком». Достигнув высшего взлета, русская светская культура к началу XX в. обнаружила исчерпание своего оптимистического запала.

Начался третий, непродолжительный, но очень динамичный период, охвативший последнее десятилетие XIX и первые семнадцать лет XX в. Упаднические настроения в среде интеллигенции переплетались с бурным развитием поэзии, взлетом научного творчества. Так, сотканная из противоречий, русская культура и подошла к своему новому переломному рубежу.

Ключевые слова: История, Культура
Источник: Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Художественные стили эпохи Просвещения
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Новоевропейская культура
Монина Н.П., Культурология
Периодизация первобытной культуры. Основные этапы
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Классицизм (романтизм) 19 века
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культура Европы XIX-XX вв.
Монина Н.П., Культурология
Особенности раннего этапа первобытной культуры. Тотемизм, магизм, анимизм
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Оставить комментарий