Социальное неравенство как философская проблема

Проблема социального неравенства, заключающаяся в углублении разрыва между богатыми и бедными регионами мира, странами и группами населения внутри отдельных государств, является острейшей глобальной проблемой. Для того, чтобы убедиться в этом, обратимся к аналитическим данным, публикуемым с 2010 года в рамках проекта “Global Wealth» швейцарского банка Credit Suisse.


Трансформированные в табличную форму (см. ниже) обе пирамиды отражают распределение мирового богатства по четырём стратам взрослого населения планеты и общую динамику за 8-летний период. В целом ситуация такова: сверхбогатые и богатые прогрессируют, богатеют (под контролем 9,5 % землян — 84 % богатства), средние и бедные деградируют, беднеют; несмотря на то, что удельный вес среднего класса (доход от 10 до 100 тыс. долл. США в год) вырос (+3,1 %), а удельный вес малообеспеченных (годовой доход ниже 10 тыс. долл.) снизился (-4,5 %), доля участия этих групп в планетарном богатстве значительно сократилась: с 20,7 % до менее, чем 16 % (соответственно, 13,9 % и 1,8 %).

Таблица 1.3 — Глобальные пирамиды благосостояния (2010, 2018)


Современные тенденции развития человечества таковы, что средний класс, который ещё Аристотель считал главной силой общества, составляет лишь около четверти населения Земли и фактически истощается подобно озоновому слою атмосферы. Это подводит нас к важной мысли — о сложной эволюции общества и цикличности социальной структуры (рис. 1.24). Сумеет ли творческое меньшинство в лице просвещённого чиновничьего аппарата и капитанов глобального бизнеса предотвратить или хотя бы отсрочить метаморфоз «сосуда» (фигура В) в «колокол» (фигура Г) и угрозу превращения их в «шляпу»

(фигура А), с которой с 800 по 200 гг. до н. э. в великих культурах древности начиналось «осевое время»? Тогда, по словам Карла Ясперса, «осевые народы ... последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нём, тем самым заложив основу духовной сущности человека и его подлинной истории».

Какие сценарии развития будут предложены «инертному большинству» человечества покажет время, но современные потомки тех «осевых» китайцев, индийцев, египтян, иранцев, иудеев и греков, а также «народов, не знавших прорыва», которые сегодня располагаются в средней нише социальной пирамиды, должны приложить титанические усилия, чтобы удержаться на плаву и не скатиться вниз под натиском «верхов» и «низов».

Что касается современной России, общая ситуация в области неравенства социальных групп коррелирует с мировыми реалиями. Как следует из доклада о неравенстве в мире (World Inequality Report), подготовленного исследователями Всемирной лаборатории экономического неравенства (World Inequality Lab), по состоянию на 2016 год картина распределения национального дохода по трём группам взрослого населения выглядела так:

Таблица 1.4 — Распределение национального дохода в России, 2016.


Согласно тому же источнику, на 10 % самых богатых граждан в Европе приходилось 37 % национального дохода, в Китае — 41 %. Выше, чем в России (44,5 %) этот показатель был в США и Канаде — 47 %, в Индии и Бразилии — 55 %, а рекордные уровни неравенства зафиксированы в странах Ближнего Востока (61 %) и в Южно-Африканской Республике (63 %).

Как видим, Россия обосновалась в середине этой своеобразной турнирной таблицы, но не будем торопиться с выводами. Анализ данных, представленных ещё в 1905 году фискальным ведомством царской России в связи с обсуждением необходимости введения подоходного налога, в целом не добавляет оптимизма: оказывается, что за столетие с лишним ситуация почти не изменилась.


Разумеется, факты — вещь упрямая, однако не хотелось бы думать о том, что лучший период с точки зрения экономического равенства остался в далёком советском прошлом, когда наша страна пережила «золотую пятилетку» (1966-1970 гг.); так, например, в 1968 году на долю менее обеспеченной половины населения приходилось более 31 % дохода, а на долю наиболее состоятельных 10 % граждан — 21,6 %.

Ключевые слова: Социум, Философия
Источник: Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Социальная философия: сущность, круг проблем, возможности и границы
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Сущность и характеристики социальных конфликтов
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Экзистенциализм в философии
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Что такое философия, ее предмет
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Особенности эпохи Ренессанса. Натурфилософия и пантеизм эпохи Ренессанса
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Философия Сергея Николаевича Булгакова
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философская картина мира: что это такое, ее основы и понятией
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Философия марксизма. Философские идеи К. Маркса и Ф. Энгельса
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий