Социальный интеллект и его основные компоненты

Поскольку существует множество разнообразных задач, решаемых с помощью социального интеллекта, возникает проблема структурирования данного множества. Одним из наиболее распространенным является разделение всего большого массива функций на два основных структурных компонента социального интеллекта - функций, когнитивных и поведенческих [14]. Тем самым подчеркивается распространенность когнитивно-поведенческого подхода к исследованию социального интеллекта. Когнитивные компоненты социального интеллекта - это те, которые отвечают за решение познавательных задач и результатом которых являются знания, понимание.

Очевидно, что к когнитивным компонентам социального интеллекта можно отнести «социальную перцепцию», «рефлексию», «способность неординарно мыслить», «социальную интуицию», «социальную проницательность», «успешный поиск выхода из критических ситуаций», «способность к декодированию невербальных сообщений», «способность к кристаллизации полученных знаний», «понимание людей». Прокомментируем некоторые из выделенных когнитивных компонентов социального интеллекта.

Важнейшей функцией социального интеллекта является оценка. Речь идет об оценке перспектив, взаимоотношений, возможностей, исходов тех или иных акций. Наличие рефлексивных способностей, в частности, способности стать на точку зрения другого позволяет индивиду распространить функции оценки и на себя, т.е. дополнить оценки самооценками.

Важнейшей характеристикой оценки является ее критичность, способность усомниться в казалось бы очевидном, стремление к неоспоримому знанию. Критичность противопоставляется наи-вмости, неопытности, бесхитростности. С критичностью связывают преодоление предвзятости, самосовершенствование.

Если речь идет о критической оценке другого индивида, то на первый план выдвигается проблема распознавания социальных сигналов. Их правильная интерпретация позволяет выявить скрытые мотивы и намерения, подлинные эмоции. Некритичный остается на поверхности. Глубина требует критичности.

Социальную проницательность также часто связывают с распознаванием подлинных эмоций и скрытых мотивов и намерений партнера по общению.

Открытость также представляет существенную особенность процессов социальной перцепции, как постоянная готовность к восприятию новой информации, ее усвоению, переработке.

Важной характеристикой когнитивной сферы социального интеллекта является чувство юмора, позволяющее расслабиться н ситуациях зажатости, скованности, неловкости достичь естественности в процессе общения.

В схему «когнитивные компоненты - поведенческие компоненты» вписываются многие интеллектуальные способности: понимание людей и способность иметь дело с другими людьми, знание социальных правил и социальная приспособляемость, эмоциональная чувствительность и эмоциональная выразительность, социальная выразительность и социальный контроль.

Поступки, действия, акты, стратегии, функции, выработанные навыки и умения — таков, по меньшей мере, возможный состав поведенческой интеллектуальной активности индивида, решающего социальные задачи. Понятно, что в реальности когнитивные и поведенческие компоненты теснейшим образом переплетаются. Например, вопрос «Что ты делаешь?» может быть одновременно и запросом информации, и угрозой. Напомним, что в контексте оценки уровня социального интеллекта существенным является уровень сформированности подобных форм интеллектуальной активности и уровень их сложности.

Опыт исследований академического интеллекта показал определенную продуктивность выделения вербального и невербального интеллектов. Их разведение не ново и для исследователей социального интеллекта. В процессе тестирования вербальный и невербальный интеллекты оказываются достаточно независимыми друг от друга. Существенно , что в исследованиях социального интеллекта особое внимание уделяется невербальному интеллекту, в то время как в исследованиях академического интеллекта особо важными и специфическими считаются все же формы абстрактного формально-логического мышления. Невербальный интеллект занят решением таких задач, как адекватная оценка переживаемых другими эмоций, скрытых мотивов, намерений, целей, убеждений, выраженных невербальными знаками - мимикой, пан-томией, движениями, языком тела. Все это покоится на всеобщей уверенности в том, что главные трудности в общении заключаются в необходимости обращаться к невербальной информации, так как о своей сообщаемой вербальной информации партнер по общению все знает, она ему понятна, он ее контролирует и выявить нечто скрываемое по вербальной информации очень сложно. В то же время невербальная информация менее контролируема, более спонтанна, менее стандартизирована и поэтому более информативна. С этим тезисом можно не соглашаться, но и отвергнуть его тоже не просто.

Если речь идет о структуре социального интеллекта, то нельзя обойти вопрос о знаниях: базовых и поверхностных, кристаллизированных и текущих, знаниях предметно-процессуального и методологического уровня, т.е. знаниях о задаче, способах и стратегиях ее решения.

Конечно, представленный текст о структуре социального интеллекта можно рассматривать лишь как набросок, эскиз подобной структуры. Ее более точному описанию препятствует ряд обстоятельств. В частности, отсутствует систематическое различение простых (элементарных) функций и сложных (составных, включающих в свой состав элементарные). Например, такая функция, как счет может входить в состав других более сложных функций, но и сама может быть представлена как некоторая композиция элементарных функций.

Столь же непоследовательны и попытки различить одно и разноуровневые структурные образования, например, попытки отнести психические функции и психические процессы к одному или разным уровням структуры социального интеллекта.

Так, например, иногда (но не всегда) утверждается, что осуществление различных психических функций обеспечивается базовыми психическими процессами, лежащими в фундаменте этих функций.