Теория социального обмена

Теория социального обмена — парадигма, основывающаяся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и, в свою очередь, совершает действия, приносящие им выгоду. В качестве выгод рассматриваются как материальные блага, так и нематериальные, символические блага — знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т. п. Совершение людьми поступков, полезных для других людей, объясняется наличием ожиданий10, т. е. устойчивых представлений о том, что в ответ на свои действия они получат пользу от действий других людей. Подтверждение ожиданий в процессе межиндивидуального взаимодействия закрепляет обмен поступками в качестве поведенческого образца — своего рода «социального рефлекса», связывающего в сознании индивидов определенные действия как стимулы и реакции.


Образцом для исследователей, использующих концепцию социального обмена, являются работы основателей этого направления, выдающихся американских социологов Джорджа Хоманса (1910-1989), Питера Блау (1918— 2002) и Ричарда Эмерсона (1925-1982). В работе «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961) Хомане сформулировал пять положений, объясняющих индивидуальное поведение стремлением к поддержанию социального обмена:

  1. чем чаще отдельное действие индивида вознаграждается, тем чаще он/она стремится совершать это действие;
  2. если какой-либо стимул привел к действию, которое было вознаграждено, то при повторении такого стимула индивид будет стремиться повторить соответствующее действие;
  3. чем более ценным является для индивида определенный результат действия, тем сильнее он/она будет стремиться совершить действие, направленное на достижение этого результата;
  4. чем чаще в прошлом индивид получал определенное вознаграждение, тем менее ценным будет для него/нее повторение такого вознаграждения;
  5. если после совершения действия индивид не получает ожидаемого вознаграждения, то он/она стремится совершить демонстративно агрессивное действие, и результат такого действия становится для него/нее более ценным, чем неполученное вознаграждение (если же индивид в ответ на совершенное действие получает вознаграждение сверх ожидаемого, то он/она стремится совершить демонстративно лояльное действие, и результат такого действия становится для него/нее более ценным, чем первоначально ожидавшееся вознаграждение).

Поскольку индивиды стремятся поддерживать, постоянно возобновлять те взаимодействия, которые приносят выгоды, и избегать невыгодных взаимодействий, формируются устойчивые межиндивидуальные связи — структуры обмена. Эти структуры могут складываться как на основе непосредственного двустороннего, или прямого, обмена (рис. 2.3, а), так и на основе опосредованного, или генерализованного, обмена (рис. 2.3, б).

Анализ структур обмена с целью выяснения того, получение каких именно выгод служит мотивом для участия людей во взаимодействии, как возникают солидарность (сплоченность социальной группы) и отношения зависимости, может служить универсальным инструментом социологического исследования.

Концепция социального обмена Дж. Хоманса хорошо описывает и объясняет взаимовыгодные, симметричные обмены, но П. Блау в своей работе «Обмен и власть в общественной жизни» (1964) показал, что неравенство и отношения власти/подчинения, рассматриваемые Хомансом как следствия несимметричных обменов, невозможно объяснить только стремлением участников взаимодействий к получению выгод в результате своих действий. Согласно Блау отношения власти/подчинения появляются, когда один из участников обмена обладает монопольной возможностью совершать те действия, которые полезны и ценны для других участников обмена. Используя их стремление к обмену, «монополист» устанавливает максимально выгодные для себя условия обмена и способен навязывать свою волю тем участникам, которые  готовы на дополнительные затраты усилий, поскольку находятся в зависимости от желания «монополиста» поддерживать своими действиями социальный обмен. Продолжаясь, такой несимметричный обмен приводит к развитию и закреплению неравенства.

Тема взаимосвязи между властью и зависимостью в отношениях социального обмена получила развитие в трудах Р. Эмерсона. В его работе «Теория обмена» (1972) власть определяется в терминах навязанных издержек, а зависимость — в терминах принимаемых издержек. Источником власти является возможность одностороннего предоставления социально значимых благ. Эмерсон предложил расширить теорию обмена в направлении от микро- до макроуровня анализа, обратившись к изучению сетевых структур обмена. Понятие сети обмена развивает теорию, заполняющую концептуальный пробел между изолированными индивидами и диадами (отношениями обмена между двумя индивидами), с одной стороны, и более крупными группами или совокупностями индивидов (например, формальными группами или ассоциациями, организациями, землячествами, политическими партиями и т. д.) — с другой. Согласно подходу Эмерсона сеть социального обмена включает:

  1. индивидов или группы;
  2. ценные ресурсы, которые распределены между индивидами или группами;
  3. возможности обмена между участниками сети;
  4. сложившиеся отношения обмена между участниками, которые связаны в единую сетевую структуру.

В сетях обмена тот, кто контролирует ресурсы, потенциально обретает власть. И наоборот, тот, кто нуждается в ресурсах и услугах, попадает в зависимость.

Идеи П. Блау и Р. Эмерсона позволяют описывать власть и неравенство в терминах теории социального обмена. Однако при этом предполагается изначально данное, предшествующее процессу обмена неодинаковое распределение социально значимых ресурсов — «монополия» — и признание взаимодействующими индивидами этой ситуации как нормальной. Неравное распределение ресурсов задает условия социального взаимодействия, и это означает, что реальное взаимодействие не всегда соответствует идеальной модели социального обмена. Отклонение от идеальной модели можно объяснить тем, что либо ожидания взаимовыгодности могут нарушаться без того, чтобы социальный обмен прекратился (а это противоречит исходным постулатам теории Хоманса), либо тем, что кроме расчета персональных выгод/ издержек, действия индивидов мотивируются еще и социальными нормами, т. е. верой в разумность совершения даже заведомо индивидуально невыгодных действий, если такие действия способствуют сохранению социального порядка.

Темы: Социум, Социология
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Хрипун В.И. Ритм как организующий фактор имманентного изменения социокультурных систем
Сайт института ритмологии ИРЛЕМ
Характеристики социального конфликта
Фролов С.С., Основы социологии
Социологизм Э.Дюркгейма
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социальное неравенство как философская проблема
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Социологическое интервью
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социология тела
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Направления объективного подхода в социологии
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Социофакторы и этика менеджмента
Менеджмент. Учебное пособие
Оставить комментарий