Интеллект в жизненных процессах человека

Неопределенность содержания понятия «интеллект» не остановила исследований этого феномена, которые велись по различным аспектам жизнедеятельности человека. Вот некоторые результаты этих исследований.

Интеллект и наследуемость. Такая связь имеется лишь по некоторым отдельным факторам интеллекта. Попытки увязать интеллект с генетическими факторами позволили лишь считать, что, чем больше генетическое сходство (сестер, братьев, близнецов), тем меньше различия по интеллекту. Выявлено также, что уровень развития интеллекта снижается из-за неправильного образа жизни матери в период беременности (курение, алкоголь, заболевание краснухой, злоупотребление лекарствами и др.). По приблизительным расчетам, факторы наследственности в интеллекте составляют около 60 %.

Интеллект и возраст. Отмечено, что с возрастом при сохранении психического здоровья интеллект не исчезает. Признаки интеллекта могут быть зафиксированы в возрасте трех лет. К 20 годам наблюдаются максимальные формы проявления интеллекта. Творческие же успехи приходят позже, по мере накопления знаний, умений, навыков и житейского опыта.

Интеллект и семья. С возрастом влияние семьи на становление интеллекта снижается, в ранние же годы развитие интеллекта пропорционально интеллектуальному уровню семьи. При этом ведущее влияние на интеллект оказывает тот из родителей, который эмоционально ближе к ребенку (в большинстве случаев этим родителем является мать).

Интеллект и активность личности. Установлено, что более одаренные люди для решения задач привлекают большие объемы информации и осуществляют переработку ее с большей скоростью и точностью. Кроме того, чем выше интеллект, тем выше способность прогнозировать развитие событий, составляющих основу человеческой деятельности.

Интеллект и адаптация. Казалось бы, коль термин «адаптация» включен в определение интеллекта, то вполне логично предположить его взаимосвязь со способностью к адекватному поведению в сложной среде через сохранение. Такая способность должна проявляться в оперативном поиске и решении текущих задач. Однако само понятие адаптации к сложной среде расплывчато и вряд ли может раскрыть истинную роль интеллекта в адаптационных процессах.

Интеллект и обучаемость. Такая связь может лишь частично характеризовать интеллектуальную личность. Действительно, школьные и вузовские оценки коррелируют (имеют статистически значимую, но не причинно-следственную связь) с интеллектом, однако они отражают не характеристики процесса обучения, а конечный результат, добытый неизвестно как (волевой усидчивостью, феноменальной памятью или творческим дарованием). Поэтому говорить об интеллекте как об обобщенной способности к обучению неправомерно. Обучаемость различным видам деятельности определяется и спецификой этой деятельности, и индивидуально-личностными характеристиками человека.

Интеллект и успешность деятельности. Психологи отмечают в этом вопросе пороговые отношения: как высокий уровень интеллекта, так и низкий могут наносить ущерб результативности деятельности. Еще в древности китайский философ Лао Цзы говорил: «Грубым умам управление дается проще». Чрезвычайно высокий интеллект может делать его обладателя непонятным окружающим людям, снизить их мотивацию к интенсивному совместному труду.

Справедливо и обратное: каждая из профессий требует определенного минимума интеллекта.

Интеллект и пол. При одинаковом среднем уровне развития интеллекта у мужчин и женщин больший разброс наблюдается у мужчин. Различаются и ведущие сферы приложения интеллекта между мужчинами и женщинами.

Интеллект и культурно-социальная среда. Установлено, что эта связь существенна для развития интеллекта. Но этот вывод годится только для народов, культура которых не отличается по уровню от современной. Выявлено, например, что по математическим знаниям школьники средних классов Японии превосходят своих американских сверстников. Однако это следствие обусловлено не генетикой и наследственностью, а приоритетом, которому культура этих стран отдает трудолюбию, знаниям, образованию и семье.

Интеллект и абстрактное мышление. Интеллект отражает способность человека решать неформализованные задачи, у которых нет четких правил решения.

Интеллект и нейропсихологические механизмы психики
. В этом плане интеллект связывают с общим числом нервных ассоциативных связей и функциональной асимметрией головного мозга. Накоплен материал о динамических характеристиках интеллектуальной деятельности, не зависящих от типа задания и вида деятельности. Вот некоторые результаты:
- вклад левого и правого полушария в динамическую организацию интеллектуальной деятельности различен;
- намеренное (произвольное) ускорение интеллектуальной деятельности (и некоторые другие скоростные параметры) выше у людей с правосторонним типом асимметрии;
- «левосторонние» более устойчивы по отношению к сбивающему влиянию помех в процессе интеллектуальной деятельности.

К сожалению, многие из перечисленных выше результатов получены на основе различного понимания интеллекта, что придает им лишь ориентировочный характер во всех в жизненных процессах человека.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.