История исследования интеллекта

Люди отличаются своими умственными, или интеллектуальными, способностями. В конечном счете это приводит к тому, что каждый человек по-своему приспосабливается к жизненным ситуациям. Одним это удается лучше, другим - хуже. За счет чего возникают эти различия? Возможно, они заложены от природы, а может быть, складываются в процессе обучения и воспитания. Умственные способности человека являются одной из наиболее социально значимых характеристик. Не случайно именно с изучения роли наследственности и среды в интеллектуальных различиях между людьми и началась история психогенетики.

Первые исследования по наследуемости интеллекта, как указывалось ранее, были проведены еще в XIX в. Фрэнсисом Гальтоном. Его работа явилась побудительным моментом для развития не только психогенетики, но и психологии индивидуальных различий и психодиагностики. Необходимость измерения психологических различий между людьми привела к созданию различных психологических тестов, в том числе и измеряющих умственные способности.

Первые тесты интеллектуальных способностей появились раньше, чем первые теории интеллекта. В 1905 г. во Франции был издан первый тест интеллектуальных способностей для школьников Бине-Симона. В этом тесте основное внимание уделялось высшим умственным способностям, а не более примитивным операциям, отражающим сенсорные и перцептивные особенности, время реакции и т.п. Тест много раз пересматривался и был адаптирован для многих культур. С тех пор появилось множество различных тестов для измерения индивидуальных различий между людьми по уровню интеллекта. Параллельно с развитием интеллектуальных тестов разрабатываются различные тесты академической успешности школ, колледжей, вузов.

Первые исследования фактора g (общего фактора интеллекта) у близнецов и приемных детей начались в 1920-х гг., подтвердили существенный вклад генотипа в вариативность общего интеллекта. С того времени проведены сотни психогенетических исследований интеллекта, в которых приняли участие более 10 000 пар близнецов, сотни семей с приемными детьми, более 8 000 пар родителей и детей и около 25 000 пар сибсов. Все эти многочисленные работы указывают на значительную наследуемость интеллекта.

Ключевые слова: Интеллект
Источник: Измайлов В.В. Психогенетика. Мн., 2010.
Материалы по теме
Интеллект в жизненных процессах человека
Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.
Модели структур интеллекта
Карпов А.В., Общая психология
Образование и интеллект
Зинченко В.П., Аффект и интеллект в образовании
Креативность и интеллект
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Тесты для оценки уровня развития интеллекта
Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.
Тест структуры интеллекта Амтхауэра
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Социальный интеллект
Луиза Дэкон, Психология. Как понять себя и других людей
Интеллектуальная одаренность и ее структура
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий