Объективных методов измерения уровня интеллекта пока нет. Одной из причин сложившегося положения является отсутствие единого понимания этого феномена, его «разночтения» различными психологами, физиологами и другими специалистами, занимающимися проблемами человека.
Первоначальные оценки уровня развития интеллекта сводились к определению так называемого коэффициента интеллектуальности IQ, предложенного В. Штерном.
Этот коэффициент характеризует интеллект индивида относительно средних значений контингента, сходного с испытуемым по возрасту и направлению профессиональной деятельности. Он применяется и сегодня, однако его интерпретация существенно изменилась. Если ранее по его величине судили об интеллекте как общей врожденной способности, то сейчас его воспринимают лишь как индикатор умственного развития, степени сформированности некоторых интеллектуальных навыков, обусловленных влиянием природных задатков, системы обучения и среды пребывания. Смысл тестирования интеллекта в текущий момент сводится фактически к оценке точных показателей наличного уровня знаний, навыков и умений у испытуемого.
Все большую популярность в качестве инструмента оценки интеллекта завоевывают:
- тест для взрослых, школьникоэ И дошкольников Д. Векслера (WAIS, WAIS-R и WICS-R);
- тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра;
- школьный тест умственного развития (ШТУР) К. ревича;
- специальный тест умственного развития АСТУР абитуриентов и старшеклассников;
- прогрессивные матрицы Равена и некоторые другие.
Интеллект подвержен разрушительному действию врожденных жизненных факторов. Так, среди нарушений интеллекта выделяют:
- олигофрению («слабоумие», недоразвитость интеллекта);
- деменцию (врожденная форма олигофрении);
- дебильность (легкая степень слабоумия, проявляющаяся наиболее отчетливо в подростковом возрасте через трудности усвоения теоретического материал,!, различного рода обобщения, переносы смыслового со держания и т.п.).
Эти тесты имеют сильные и слабые стороны, но общий уровень их надежности, валидности и репрезентативности не превышает тех значений, которые характеризуют тесты для диагностики способностей.