Тесты для оценки уровня развития интеллекта

Объективных методов измерения уровня интеллекта пока нет. Одной из причин сложившегося положения является отсутствие единого понимания этого феномена, его «разночтения» различными психологами, физиологами и другими специалистами, занимающимися проблемами человека.

Первоначальные оценки уровня развития интеллекта сводились к определению так называемого коэффициента интеллектуальности IQ, предложенного В. Штерном.

Этот коэффициент характеризует интеллект индивида относительно средних значений контингента, сходного с испытуемым по возрасту и направлению профессиональной деятельности. Он применяется и сегодня, однако его интерпретация существенно изменилась. Если ранее по его величине судили об интеллекте как общей врожденной способности, то сейчас его воспринимают лишь как индикатор умственного развития, степени сформированности некоторых интеллектуальных навыков, обусловленных влиянием природных задатков, системы обучения и среды пребывания. Смысл тестирования интеллекта в текущий момент сводится фактически к оценке точных показателей наличного уровня знаний, навыков и умений у испытуемого.

Все большую популярность в качестве инструмента оценки интеллекта завоевывают:

  • тест для взрослых, школьникоэ И дошкольников Д. Векслера (WAIS, WAIS-R и WICS-R);
  • тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра;
  • школьный тест умственного развития (ШТУР) К. ревича;
  • специальный тест умственного развития АСТУР абитуриентов и старшеклассников;
  • прогрессивные матрицы Равена и некоторые другие.

Интеллект подвержен разрушительному действию врожденных жизненных факторов. Так, среди нарушений интеллекта выделяют:

  • олигофрению («слабоумие», недоразвитость интеллекта);
  • деменцию (врожденная форма олигофрении);
  • дебильность (легкая степень слабоумия, проявляющаяся наиболее отчетливо в подростковом возрасте через трудности усвоения теоретического материал,!, различного рода обобщения, переносы смыслового со держания и т.п.).

Эти тесты имеют сильные и слабые стороны, но общий уровень их надежности, валидности и репрезентативности не превышает тех значений, которые характеризуют тесты для диагностики способностей.

Ключевые слова: Интеллект
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.
Материалы по теме
Интеллектуальное развитие в юности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Интеллектуальные компоненты психологической устойчивости
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е., Психология экстремальных ситуаций и состояний...
Интеллект (IQ) и возраст
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Формы интеллектуального труда
М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для...
Измерение интеллекта
Зоткин Н.В., Основы психодиагностики
Интеллектуальное развитие подростка
Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с...
Эмоциональный интеллект лидера
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Сущность психофизиологической проблемы - мозг и сознание, сознание и искусственный интеллект
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий