Социальная служба

Важнейшими институциональными признаками социальной службы являются:

  1. правовой статус или правовое закрепление деятельности учреждений социальной защиты с помощью типовых и оригинальных (основанных на типовых) положений, регламентов;
  2. организационное построение учреждений социальной защиты, помощи, которое может быть типовым или оригинальным, в котором отражается специфика условий, какие-то особенности;
  3. практическое выполнение определенных функций социальной защиты, помощи, поддержки, исходя из правового статуса и организационной структуры.

Таким образом, в институциональной основе сфокусированы три важнейшие составляющие: правовой статус, организационная структура и функции.

К середине 90-х годов в Российской Федерации сложились такие виды социальных служб: государственные; коммерческие; смешанные; службы, работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. В целом ими выполняются следующие разновидности социального обслуживания: материальная помощь; помощь на дому; постоянное обслуживание в условиях стационара; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; социальный патронаж семей, детей и отдельных граждан; социальная адаптация и реабилитация граждан, являющихся инвалидами; социальная реабилитация граждан, в том числе несовершеннолетних, с девиантным поведением, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы; социальная помощь детям, оставшимся без попечения родителей; организация торгового обслуживания, социально-бытовых и ритуальных услуг.

Государственные социальные службы имеют различные направления деятельности, концентрируя свое внимание на таких категориях, как семья, престарелые, одинокие, пенсионеры, инвалиды и дети.

Типичной государственной территориальной социальной службой является центр социального обслуживания (ЦСО), структура и масштаб деятельности которого зависят от контингента обслуживаемых. Обычно ЦСО включает отделения социальной помощи на дому, отделение дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов, отделение срочной социальной помощи.

Поскольку речь идет об институциональных основах управления, то в качестве примера приведем «Положение о ЦСО «Нагатинский затон» (г. Москва), которое сохраняет контуры данного вида регламента, рекомендованного в свое время Министерством социальной защиты населения РФ как типового. Однако форма представляемого положения более новая и имеет следующие разделы:

1. Общие положения.
2. Основные цели и задачи.
3. Организационная структура.
4. Имущество и финансы.
5. Управление.
6. Статус и задачи отделения дневного пребывания.
7. Статус и задачи отделения социальной помощи на дому.
8. Статус и задачи отделения срочной помощи.
9. Реорганизация и ликвидация. 10. Порядок внесения изменений.
 

ПОЛОЖЕНИЕ
О Центре социального обслуживания
«Нагатинский затон»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Центр социального обслуживания «Нагатинский затон», именуемый в дальнейшем «Центр», создается на основании и во исполнение приказа по Комитету социальной защиты населения Москвы от 7 июня 1994 г. № 137.
1.2. Центр является юридическим лицом (государственным муниципальным предприятием по законодательству Российской Федерации) — учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории муниципального округа «Нагатинский затон» организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим наименее защищенным группам населения.
1.3. Центр имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках на территории Российской Федерации, штампы, бланки, круглую печать с изображением в ее центральной части герба города Москвы, указанием своего юридического статуса и наименования по двум концентрическим окружностям, другие необходимые реквизиты.
1.4. Центр от своего имени имеет право совершать любые не запрещенные законодательством сделки, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Положением, приобретать имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
1.5. Центр может образовывать в своем составе структурные подразделения, а также совместно с российскими и(или) иностранными юридическими и(или) физическими лицами создавать совместные предприятия, деятельность которых может способствовать достижению указанных в гл. 2 настоящего Положения целей.
1.6. По своим обязательствам Центр отвечает своим имуществом. Центр не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам Центра.
1.7. Центр несет ответственность за сохранность управленческих, финансово-хозяйственных и других документов, обеспечивает их передачу на хранение в архив Управления социальной защиты ЮАО г. Москвы в соответствии с согласованным перечнем, хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу.
1.8. В своей деятельности Центр руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения РФ, Правительства Москвы, приказами местных территориальных органов управления, муниципальных органов социальной защиты населения и социальной помощи, настоящим Положением.
1.9. Права юридического лица Центр приобретает с даты государственной регистрации.
1.10. Срок деятельности Центра не ограничен.
1.11. Юридический адрес Центра: 115142, Москва, ул. Коломенская, дом 5, корп. 3.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Центр образован в целях оказания социальной помощи, психологической разгрузки и восстановления престарелым гражданам, инвалидам и другим наименее защищенным группам населения муниципального округа «Нагатинский затон».
2.2. Основными задачами деятельности Центра являются:
— выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
 — определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
— дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;
— предоставление различных социально-бытовых услуг разового характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
— разработка перспективных направлений социально-бытового обслуживания наименее защищенных групп населения;
— внедрение в практику новых видов и форм социальной помощи;
— привлечение различных государственных, общественных и коммерческих структур к решению вопросов по оказанию социально-бытовой помощи нуждающимся группам населения и координация их деятельности в этом направлении.

3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
3.1. Центр состоит из четырех структурных подразделений;
— дирекция Центра;
— отделение дневного пребывания;
— отделение социальной помощи на дому;
— отделение срочной социальной помощи.

4. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСЫ
4.1. Центр содержится за счет бюджетных средств г. Москвы, выделенных на решение социальных программ города, пожертвований государственных, общественных и коммерческих предприятий и организаций и частных лиц, а также за счет прибыли, получаемой Центром при оказании платных услуг, выполнении договорных работ и других видов хозяйственной деятельности.
4.2. Имущество Центра составляют основные и оборотные средства, в том числе здания, сооружения, инвентарь и денежные средства, переданные Центру в оперативное управление вышестоящими органами, а также имущество, приобретенное Центром за счет отчислений от хозяйственной деятельности, либо полученное в виде пожертвований.
4.3. Центр осуществляет учет результатов своей финансовой и хозяйственной деятельности и представляет в установленном порядке статистическую и бухгалтерскую отчетность.
4.4. Финансовый год в Центре начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Первый финансовый год деятельности Центра начинается с даты его регистрации.
4.5. Годовой отчет о результатах деятельности Центра и его баланс представляются в Управление по социальной защите населения ЮАО г. Москвы.

5. УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Центр возглавляет директор, который на основе единоначалия руководит всей деятельностью и организует работу Центра в целях выполнения возложенных на него задач.
5.2. Директор Центра назначается на должность и освобождается руководителем муниципального органа социальной защиты населения по согласованию с Комитетом социальной защиты населения г. Москвы.
5.3. Директор Центра без доверенности действует от имени Центра, представляет его во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, организациями и органами государственной власти и управления.
5.4. Директор Центра несет персональную ответственность за текущую деятельность Центра перед Управлением социальной защиты населения ЮАО г. Москвы и Комитетом социальной защиты населения г. Москвы.
5.5. В пределах сметы расходов директор Центра самостоятельно принимает решения по всем статьям расхода, сверх сметы расходов — согласовывает свои намерения с вышестоящим органом.
5.6. Директор Центра в соответствии с действующим законодательством осуществляет прием и увольнение работников, издает приказы и распоряжения о поощрении сотрудников и наложении на них взысканий, о предоставлении отпусков, о направлении сотрудников и внештатных работников в командировки и по другим вопросам кадровой политики и хозяйственной деятельности, разрабатывает и утверждает внутренние регламентные документы, конкретизирующие и дополняющие настоящее Положение.
5.7. Директор Центра открывает расчетный и иные счета в банках.

6. СТАТУС И ЗАДАЧИ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
6.1. Отделение дневного пребывания, далее именуемое «отделение », является структурным подразделением Центра социального обслуживания «Нагатинский затон».
6.2. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый директором Центра.
6.3. На отделение возлагаются задачи по обслуживанию пенсионеров и инвалидов независимо от их семейного положения,
 сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, в следующих направлениях:
— бытовое:
организация питания;
организация рабочих мест для выполнения при их заинтересованности и согласии посильной работы;
— медицинское:
предоставление доврачебной и содействие во врачебной медицинской помощи;
психологическая разгрузка и моральное восстановление;
— культурное:
организация массового досуга и отдыха; организация кружковой и клубной деятельности по интересам.
6.4. Основанием для зачисления в отделение являются:
— личное заявление пенсионера или инвалида на имя директора Центра;
— справка из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к пребыванию в общественных местах;
— наличие пенсионного удостоверения.

7. СТАТУС И ЗАДАЧИ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ
7.1. Отделение социальной помощи на дому, далее именуемое «отделение», является структурным подразделением Центра социального обслуживания «Нагатинский затон».
7.2. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый директором Центра.
7.3. На отделение возлагаются задачи по выявлению и социально-бытовому обслуживанию в надомных условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи в результате частичной утраты способности к самообслуживанию в следующих направлениях:
— доставка на дом продуктов питания, обедов, товаров народного потребления первой необходимости, медикаментов, благотворительной и других видов помощи;
— оказание услуг по оплате жилья, электроэнергии, телефона и т.п.;
— оказание услуг по сдаче и доставке личных вещей и предметов домашнего обихода на предприятия коммунально-бытового обслуживания;
— содействие в получении необходимой медицинской и лечебно-профилактической помощи, посещение обслуживаемых лиц в стационарных лечебных учреждениях;
_ содействие в предоставлении нотариальных услуг и правовой помощи;
— содействие в размещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения, в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких граждан.
7.4. Основанием для зачисления в отделение является:
— личное заявление пенсионера или инвалида на имя директора Центра;
— акт материально-бытового обследования;
— справка о размере получаемой пенсии;
— медицинское заключение о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к обслуживанию на дому

8. СТАТУС И ЗАДАЧИ ОТДЕЛЕНИЯ СРОЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
8.1. Отделение срочной социальной помощи, далее именуемое «отделение», является структурным подразделением Центра социального обслуживания «Нагатинский затон».
8.2. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый директором Центра.
8.3. На отделение возлагаются задачи по оказанию остро нуждающимся в социальной поддержке гражданам неотложной социальной помощи разового характера следующих видов:
— срочная доврачебная помощь (выдача лекарственных препаратов, перевязка пациентов, измерение температуры и давления, обеспечение срочной связи с медицинскими учреждениями);
— информационная и консультативная помощь по социальным вопросам;
— выделение одежды, обуви и других товаров народного потребления первой необходимости;
— обеспечение горячим питанием и (или) продуктовыми наборами;
— оказание материальной помощи;
— оказание экстренной психологической помощи, в том числе и по телефону доверия.

Установление тесных связей и расширение сотрудничества на договорных условиях с государственными, общественными и коммерческими организациями, специализирующимися на медицинском обслуживании, оказании услуг правового характера, занимающихся благотворительной деятельностью, включая религиозные общины, а также с предприятиями торговли, общественного питания и службы быта.

9. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ
9.1. Реорганизация и ликвидация Центра осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
9.2. Центр может быть ликвидирован по решению органа, его создавшего, по решению суда, арбитражного и третейского судов.
9.3. При реорганизации Центра все его права и обязанности переходят к правопреемнику.
9.4. При ликвидации и реорганизации Центра увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав в соответствии с законодательством РФ.
9.5. Имущество ликвидируемого предприятия после обязательных расчетов с кредиторами передается органу, его образовавшему.

10. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
10.1. В случае если какой-либо пункт настоящего Положения перестанет соответствовать законодательству РФ, это не прекращает действия остальных пунктов и Положения в целом.
10.2. В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения в установленном порядке.

Наряду с государственными социальными службами, входящими в систему Министерства труда и социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы ведомственной, межведомственной подчиненности, а также смешанные — государственные и коммерческие.

Наиболее известная из них — социально-психологическая служба Ленинского района г. Санкт-Петербурга. Ее оргструктура включает административно-хозяйственную службу, информационно-аналитический отдел, отделение практических психологов-консультантов, отделение социальных работников, приют для женщин и детей, подвергающихся насилию, и др. Финансируется служба за счет средств, выделяемых управлением социальной защиты мэрии города, управлением и районным комитетом народного образования, спонсорских поступлений и коммерческой деятельности (например, платная психологическая помощь работникам различных фирм).

Появившиеся в начале 90-х годов коммерческие социальные службы, главным образом психологического профиля, действовавшие на основе Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», вскоре реально ощутили последствия налогового бремени, недостаток средств у населения для оплаты социально-психологических услуг. Поэтому большая часть коммерческих социальных служб распалась, а сохранившиеся немногие из них работают в так называемом «сильно усеченном режиме».

Ключевые слова: Социум
Источник: Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Материалы по теме
Действие социальных законов
Фролов С.С., Социология организаций
Слухи и сплетни как социально-психологический феномен
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Теория социального обмена
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социальные нормы и их сущность
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Цели ГРЭ
А.С.Булатов, Экономика
Проблема социального контроля
Тамотсу Шибутани, Социальная психология
Действие социального контроля
Фролов С.С., Основы социологии
Сущность социального отклонения
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий