На протяжении всей своей жизни человеку приходиться постоянно сталкиваться с необходимостью обучения чему-то новому. Человеческое общество потому и существует, и продолжает развиваться, что каждое новое поколение людей овладевает накопленным опытом, обогащает его и передает последующим поколениям.
Образование является самой эффективной и непосредственно работающей на интересы будущего сферой человеческой деятельности. от образования зависит то, каким станет человечество в третьем тысячелетии, какие ценностные ориентации в своем развитии оно изберет, каким приоритетам отдаст предпочтение.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования.
Современная модель развития образования во многом связана со сменой образовательных парадигм, переносящих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. В конце ХХ - начале XXI в. для большинства активного населения становится работа с информацией «один на один», прежде всего путем самообразования. Таким образом, можно сказать, что парадигма XXl в. - «От образования к самообразованию». Ведь успех образования, прежде всего, определяется желанием человека быть образованным. Заставить желать - невозможно. Педагогическая практика показывает, что пассивный подход к обучению даже в условиях хорошей внешней организованности соответствущих учреждений дает невысокую отдачу. Поэтому особенно важным для образования является соблюдение принципа сознательности и активности учащегося в обучении.
Принцип сознательности и активности студентов в обучении при руководящей роли преподавателя отражает активную роль личности при обучении, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом. Активность обучаемых должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на процесс самостоятельного добывания знаний, когда они сами усваивают новые знания, исследуют факты и делают доступные выводы и обобщения, конкретизируют свои знания, выявляя и исправляя ошибки, неточности, намечая план новых действий по овладению знаниями.
В результате образования человек не только усваивает социальный опыт, развивается и социализируется, но также человек стремится стать профессионалом в какой-либо сфере деятельности, дабы приносить пользу обществу.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
В профессиональной подготовке любого специалиста большое внимание уделяется его компетентности, которая характеризуется сплавом теоретической и практической готовности человека к выполнению какой-либо деятельности.
Компетентного специалиста отличают критическое мышление; способность среди множества решений найти оптимальное. Компетентность также предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач.