Предмет и основные категории педагогики

Все науки, которые изучаются людьми, делятся на две большие группы: естественные и гуманитарные. К первой относятся астрономия, биология, география, математика и т.д. Группа гуманитарных наук изучает человека и общество. К данной группе относятся история, психологияфилософия, а также педагогика, изучающая механизмы передачи социального опыта новым поколениям.

Педагогику чаще всего определяют как науку о воспитании, обучении и образовании.

Объект педагогики - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей подготовки растущего человека к жизни в обществе (социализация) и его личностного формирования и развития (индивидуализация) в условиях специально организованного воспитанияобучения и образования.

Понятие и термин «педагогика» имеют по смыслу и сущности по меньшей мере четыре аспекта: практический инструмент (практика), искусство (педагогическая инженерия), теория и учебная дисциплина (предмет или курс).

Теоретический аспект педагогики. Потребность в новых знаниях возникает там и тогда, когда обнаруживается противоречие и разрыв между традиционной педагогической практикой и обобщенным искусством. Мастерство педагога дает сбои, не срабатывает; опыт мастера не дает объяснения новому, нетрадиционному педагогическому явлению: почему не достигнута цель, какие причины обусловили отход результата воспитательной деятельности от привычно ожидаемого? Так начинается поиск нового, ранее не известного, т.е. возникает научно-педагогическое исследование, предметом которого являются законы, закономерности и тенденции учебно-воспитательного процесса. Постепенно складывась наука педагогика.

Педагогическая практика - учебно-воспитательная деятельность на основе интуиции, на уровне здравого смысла и традиционных представлений о воспитании. Исторически она зарождается прежде, чем искусство и теория в педагогике. Вместе с тем современная практика организуется как конкретное воплощение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций педагогической теории. В частности она особенно характерна для народной педагогики.

Педагогика как искусство (К. Д. Ушинский). Уже обобщен опыт поколений и он дает положительный результат. В этом случае традиция осознана, деятельность организуется на уровне достигнутого, т.е. воспитательные умения и навыки доводятся до совершенства (мастерства), но новой информации нет. В этом значении личный опыт воспитателя играет решающую роль. Именно по этой причине К.Д. Ушинский педагогику, подобно медицине, отнес не в разряд науки, а причислил к искусству считая, что в ней допускается «произвол». А там, где присутствует произвол человека (педагога, мастера), науки нет, но есть искусство. Г.П. Щедровицкий этот аспект педагогики назвал педагогической инженерией когда предписаны рекомендации по учебно-воспитательной деятельности, выведенные из теории.

Педагогика как учебный предмет в учебном заведении. Он имеет специфическую цель, предмет, методы и структуру; его основная задача подготовка профессионального педагога.

Во всех четырех аспектах «педагогика» обозначает один общий объект - область образовательно-воспитательной деятельности. В основном же указанные аспекты специфичны. Вот почему, читая и изучая педагогическую литературу, общаясь с преподавателями, учителями, методистами, родителями, осмысливая материалы средств массовой информации, - каждый раз необходимо точно знать, в каком аспекте в данном контексте использован термин «педагогика».

Итак, педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса, как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого с целью передачи и освоения социального опыта.

Педагогический процесс включает в себя два основных компонента: обучение и воспитание.

Любая область научного знания связана с развитием понятий. Основные категории педагогики таковы: педагогический процесс, воспитание, обучение, образование, самообучение, самовоспитание, самообразование.

Воспитание (социальное) - целенаправленный и специально организованный процесс формирования личности.

Обучение - совместное целенаправленное взаимодействие педагога и обучаемого по усвоению явлений окружающего мира, их закономерностей и определенных способов деятельности, необходимых для труда и жизни в обществе.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и др. установки. Именно поэтому обучение всегда носит воспитывающий характер.

Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Самообучение - освоение и самостоятельное использование механизмов овладения социокупыурными нормами общественного сознания.

Самовоспитание - сознательная, целенаправленная деятельности человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных.

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знании в какой-либо области.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование подразумевает достижение личностной зрелости устойчивости.

Развитие - процесс и результат количественных и качественных изменений физических и духовных начал человека. Способность к развитию есть важнейшее качество личности на протяжении всей ее жизни.

Ключевые слова: Психопедагогика
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Структура педагогического процесса
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Объект и предмет педагогической науки
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Предмет педагогической психологии и предмет педагогики
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
История педагогики
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Структура педагогической деятельности
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Общее понятие педагогического исследовании
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Задачи педагогики
Григорович Л. А., Педагогика и психология
Сущность и структура педагогического процесса
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Оставить комментарий