Методология - система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Педагогика опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках. Кроме того, она имеет свои собственные методологические принципы, конкретизирующие и дополняющие общенаучные с учетом специфики ее предмета.
Это:
- принцип гуманности, демократичности педагогики;
- принцип социальной обусловленности воспитания;
- принцип формирования личности в обществе и группе;
- принцип определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании и др.
В педагогике выделяют следующие методологические подходы:
Системный подход:
- рассматривает все компоненты в тесной взаимосвязи друг с другом; выявляет единство взаимосвязи всех компонентов педагогической системы (целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, условий и требований);
- выделяет общие свойства и характеристики отдельных компонентов.
- утверждает представление о сущности человека как личности;
- ориентирует организацию педагогического процесс а на личность как цель, результат и критерий эффективности;
- требует признания уникальности личности, права на свободу и уважение;
- использует опору на естественный процесс развития творческого потенциала, саморазвития личности.
- утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности;
- ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира;
- позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности.
Культурологический подход:
- требует рассмотрения проблемы в сравнении с аналогичными процессами в истории отечественной и зарубежной педагогики, с позиций изменений в современной культуре;
- предусматривает ориентацию на социальные и культурные требования к формированию и развитию личности.
В ходе развития общества появлялись различные парадигмы (модели, образцы) образования и воспитания, имеющие как научно-педагогическую, так и общекультурную ценность.
В настоящее время в отечественной педагогике происходит замена парадигмы человека знающего (т.е. человека, вооруженного системой знаний, умений и навыков) на парадигму «человека, подготовленного к жизнедеятельности», т.е. человека, способного активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться. Соответственно, и «человек образованный» с этой точки зрения - это вовсе не «человек обученный» (то есть не человек, которому учебным образом транслирована та или иная порция знаний, умений и навыков), а человек, состоявшийся как личность и способный к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.
Методологию педагогических исследований можно определить как учение о принципах, методах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
Любая наука для того, чтобы развиваться, должна постоянно пополняться новыми фактами. для их накопления необходимы научно обоснованные методы исследования.
Еще Ушинский отмечал:
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его тоже во всех отношениях».
Педагогическое исследование - это вид творческой деятельности по поиску новых приемов, средств и способов, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Методы педагогического исследования - способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Беседа - метод исследования, применяемый с целью получения или разъяснения необходимой информации. Проводится по заранее намеченному плану.
Разновидностью беседы является интервью. Проводится по заранее намеченным вопросам, находящимся в строгой последовательности. Ответы фиксируются.
Тестирование - целенаправленный метод исследования, проводимый в определенных условиях и позволяющий выявить уровни, параметры и результаты изучаемых явлений. Его отличительным признаком является точность.
Анкетирование - метод сбора информации с помощью анкеты. Анкетируемые отвечают на вопросы в письменной форме.
Изучение творческих, письменных, графических, контрольных работ учащихся и школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников и т.д.) дает сведения об уровне учащегося, его индивидуальности, отношении к деятельности и Т.д.,а также об уровне организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Наблюдение - целенаправленное восприятие определенного педагогического явления с целью получения представления о нем, а также конкретного материала. Про водится по заранее намеченному плану.
Специально организованную проверку определенной гипотезы, метода, приема работы для выявления их эффективности называют экспериментом. По времени действия выделяют длительный и кратковременный эксперимент. По условиям организации различают естественный эксперимент (проводится в обычных условиях), лабораторный (проводится в искусственных условиях) и комплексный (сочетает в себе оба предыдущих вида). По конечным целям эксперимент делится на констатирующий (определяется реальное состояние изучаемого явления) и преобразующий (выявляется истинность теоретических утверждений).
Аналитические методы включают качественный и количественный анализ изучаемых предметов и явлений.
Обобщающие методы включают различные виды синтеза, выявление общего, проникновение в суть педагогических явлений.
Проектировочные методы включают выдвижение гипотез, разработку моделей и технологий и проектирование результатов.
Итерпретационные методы включают проведение сравнений, аналогий и пояснений сущности педагогических явлений и собранных фактов.
Регистрация - выявление наличия определенного качества и подсчет количества людей, у которых данное качество присутствует или отсутствует.
Ранжирование - это расположение имеющихся данных в строго намеченной последовательности и определение места исследуемого объекта в ней.
Шкалирование - введение имеющихся цифровых данных в оценку определенных сторон педагогических явлений. Испытуемые, отвечая на вопросы, выбирают один из определенных оценочных ответов.