Основные методологические подходы исследования в педагогике

Методология - система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Педагогика опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках. Кроме того, она имеет свои собственные методологические принципы, конкретизирующие и дополняющие общенаучные с учетом специфики ее предмета.

Это:

  • принцип гуманности, демократичности педагогики;
  • принцип социальной обусловленности воспитания;
  • принцип формирования личности в обществе и группе;
  • принцип определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании и др.

В педагогике выделяют следующие методологические подходы:
Системный подход:

  • рассматривает все компоненты в тесной взаимосвязи друг с другом; выявляет единство взаимосвязи всех компонентов педагогической системы (целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, условий и требований);
  • выделяет общие свойства и характеристики отдельных компонентов.

Личностный подход:

  • утверждает представление о сущности человека как личности;
  • ориентирует организацию педагогического процесс а на личность как цель, результат и критерий эффективности;
  • требует признания уникальности личности, права на свободу и уважение;
  • использует опору на естественный процесс развития творческого потенциала, саморазвития личности.

Деятельностный подход:

  • утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности;
  • ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира;
  • позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности.

Культурологический подход:

  • требует рассмотрения проблемы в сравнении с аналогичными процессами в истории отечественной и зарубежной педагогики, с позиций изменений в современной культуре;
  • предусматривает ориентацию на социальные и культурные требования к формированию и развитию личности.

В ходе развития общества появлялись различные парадигмы (модели, образцы) образования и воспитания, имеющие как научно-педагогическую, так и общекультурную ценность.

В настоящее время в отечественной педагогике происходит замена парадигмы человека знающего (т.е. человека, вооруженного системой знаний, умений и навыков) на парадигму «человека, подготовленного к жизнедеятельности», т.е. человека, способного активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться. Соответственно, и «человек образованный» с этой точки зрения - это вовсе не «человек обученный» (то есть не человек, которому учебным образом транслирована та или иная порция знаний, умений и навыков), а человек, состоявшийся как личность и способный к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Методологию педагогических исследований можно определить как учение о принципах, методах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Любая наука для того, чтобы развиваться, должна постоянно пополняться новыми фактами. для их накопления необходимы научно обоснованные методы исследования.

Еще Ушинский отмечал:

«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его тоже во всех отношениях».

Педагогическое исследование - это вид творческой деятельности по поиску новых приемов, средств и способов, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Методы педагогического исследования - способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Беседа - метод исследования, применяемый с целью получения или разъяснения необходимой информации. Проводится по заранее намеченному плану.

Разновидностью беседы является интервью. Проводится по заранее намеченным вопросам, находящимся в строгой последовательности. Ответы фиксируются.

Тестирование - целенаправленный метод исследования, проводимый в определенных условиях и позволяющий выявить уровни, параметры и результаты изучаемых явлений. Его отличительным признаком является точность.

Анкетирование - метод сбора информации с помощью анкеты. Анкетируемые отвечают на вопросы в письменной форме.

Изучение творческих, письменных, графических, контрольных работ учащихся и школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников и т.д.) дает сведения об уровне учащегося, его индивидуальности, отношении к деятельности и Т.д.,а также об уровне организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Наблюдение - целенаправленное восприятие определенного педагогического явления с целью получения представления о нем, а также конкретного материала. Про водится по заранее намеченному плану.

Специально организованную проверку определенной гипотезы, метода, приема работы для выявления их эффективности называют экспериментом. По времени действия выделяют длительный и кратковременный эксперимент. По условиям организации различают естественный эксперимент (проводится в обычных условиях), лабораторный (проводится в искусственных условиях) и комплексный (сочетает в себе оба предыдущих вида). По конечным целям эксперимент делится на констатирующий (определяется реальное состояние изучаемого явления) и преобразующий (выявляется истинность теоретических утверждений).

Аналитические методы включают качественный и количественный анализ изучаемых предметов и явлений.

Обобщающие методы включают различные виды синтеза, выявление общего, проникновение в суть педагогических явлений.

Проектировочные методы включают выдвижение гипотез, разработку моделей и технологий и проектирование результатов.

Итерпретационные методы включают проведение сравнений, аналогий и пояснений сущности педагогических явлений и собранных фактов.

Регистрация - выявление наличия определенного качества и подсчет количества людей, у которых данное качество присутствует или отсутствует.

Ранжирование - это расположение имеющихся данных в строго намеченной последовательности и определение места исследуемого объекта в ней.

Шкалирование - введение имеющихся цифровых данных в оценку определенных сторон педагогических явлений. Испытуемые, отвечая на вопросы, выбирают один из определенных оценочных ответов.

Источник: 
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Объект и предмет педагогики
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Вальдорфская педагогика
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Объект, предмет и функции педагогики
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Задачи, функции и методы педагогики
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Педагогическая система В. Ф. Шаталова
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Сущность педагогической технологии
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Основные категории педагогики
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Педагогическое проектирование урока
Безрукова В.С., Педагогика
Оставить комментарий