Роль и значение психолого-педагогической компетентности

По мнению академика РАО Александра Новикова, «профессиональная компетентность» подразумевает, помимо технологической и профессиональной подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих в основном внепрофессиональный опыт или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества, как:

  • самостоятельность;
  • способность принимать ответственные решения;
  • умение постоянно учиться и обновлять знания;
  • гибкость и системность мышления;
  • умение вести диалог и другие коммуникативные качества.
  • способность видеть оптимальные способы решения проблем;
  • способность выхода на практические задачи;
  • способность прогнозирования.

Таким образом, для того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие компетенции и профессиональные.

Компетенция - обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет достигать поставленной цели. Компетенция - это «знания в действии».

  • Общие (ключевые) - определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики, являются универсальными, востребованы всеми профессиями - метапрофессиональны.
  • Специальные компетенции - это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста.

В соответствии с обобщенной компетентностной моделью специалиста в структуре образовательных программ выделяют цикл гуманитарных и социальных дисциплин, формирующих социально-личностные компетенции будущего специалиста. В число таких дисциплин входит история, философияпсихологияпедагогика и др.

Ключевые слова: Психопедагогика
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Задачи, функции и методы педагогики
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Педагогическая система В. Ф. Шаталова
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Сущность педагогической технологии
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Основные категории педагогики
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Педагогическое проектирование урока
Безрукова В.С., Педагогика
Педагогика влияния: психопедагогика, нейропедагогика
Вознюк А.В. Наследственность VS воспитание : монография. Житомир, 2020. - 102 с.
Структура педагогического процесса
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Объект и предмет педагогической науки
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Оставить комментарий