Роль и значение психолого-педагогической компетентности

По мнению академика РАО Александра Новикова, «профессиональная компетентность» подразумевает, помимо технологической и профессиональной подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих в основном внепрофессиональный опыт или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества, как:

  • самостоятельность;
  • способность принимать ответственные решения;
  • умение постоянно учиться и обновлять знания;
  • гибкость и системность мышления;
  • умение вести диалог и другие коммуникативные качества.
  • способность видеть оптимальные способы решения проблем;
  • способность выхода на практические задачи;
  • способность прогнозирования.

Таким образом, для того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие компетенции и профессиональные.

Компетенция - обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет достигать поставленной цели. Компетенция - это «знания в действии».

  • Общие (ключевые) - определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики, являются универсальными, востребованы всеми профессиями - метапрофессиональны.
  • Специальные компетенции - это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста.

В соответствии с обобщенной компетентностной моделью специалиста в структуре образовательных программ выделяют цикл гуманитарных и социальных дисциплин, формирующих социально-личностные компетенции будущего специалиста. В число таких дисциплин входит история, философияпсихологияпедагогика и др.

Ключевые слова: Психопедагогика
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Основные методологические подходы исследования в педагогике
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Становление педагогической науки
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Педагогические принципы
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Роль педагогической образованности в жизнедеятельности современного человека
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Современная структура педагогики
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Педагогические задачи и их решение
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Активизация познавательной деятельности учащихся
Ильин Е.П., Психология для педагогов
История развития педагогических идей
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий