По мнению академика РАО Александра Новикова, «профессиональная компетентность» подразумевает, помимо технологической и профессиональной подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих в основном внепрофессиональный опыт или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества, как:
- самостоятельность;
- способность принимать ответственные решения;
- умение постоянно учиться и обновлять знания;
- гибкость и системность мышления;
- умение вести диалог и другие коммуникативные качества.
- способность видеть оптимальные способы решения проблем;
- способность выхода на практические задачи;
- способность прогнозирования.
Таким образом, для того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие компетенции и профессиональные.
Компетенция - обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет достигать поставленной цели. Компетенция - это «знания в действии».
- Общие (ключевые) - определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики, являются универсальными, востребованы всеми профессиями - метапрофессиональны.
- Специальные компетенции - это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста.
В соответствии с обобщенной компетентностной моделью специалиста в структуре образовательных программ выделяют цикл гуманитарных и социальных дисциплин, формирующих социально-личностные компетенции будущего специалиста. В число таких дисциплин входит история, философия, психология, педагогика и др.