Реформа и революция

Реформы — это постепенные, или инкрементальные (прирастающие), изменения. Это длительный процесс, в котором одна модификация следует за другой. Процесс идет малыми шагами, медленно и незаметно до тех пор, пока накопление не создаст значительную трансформацию на выходе. Пример — неолитическая революция, проходившая тысячелетия, постепенно меняла способ производства и образ жизни. То же самое — индустриальная революция, отдельные элементы которой появились задолго до внедрения машинных технологий. Результат имеет кумулятивный эффект, т. е. радикальный разрыв с прошлым. Третий пример — «молчаливая революция» — изменение всех аспектов социальной жизни под влиянием распространения компьютеров и смены их поколений.

Революция — это не путь количественного накопления новых признаков, а качественная трансформация прежнего уклада. Она затрагивает не форму, а содержание общественной жизни. Революция — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Революцию делают не голодные люди, а сытые, которых три дня не кормили.

Реформа, т. е. переформирование, изменение формы, предполагает частичные улучшения отдельных сторон жизни, хотя ее последствия, если они крупномасштабные, могут сказаться на всех сторонах жизни общества. Такими событиями в России были отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинская реформа. Как правило, они задумываются правительством как одиночное или состоящее из серий нововведение, подкрепленное законодательно или административно (механизм внедрения). Любая реформа есть нововведение, но не каждое нововведение, если, например, оно затрагивает отдельное предприятие, называется реформой.

Революции, как и реформы, различаются масштабом, или своими разменами, областью принадлежности, субъектами осуществления и исторической ценностью. Причем если первые три параметра со временем не изменяются, то оценка реформы или революции может измениться на прямо противоположную. Так произошло с оценкой Октябрьской революции 1917 г. в России.

Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают долговременными и кратковременными. Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государства и культуру. Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют долгого времени. Однако они всегда приводят к качественному изменению общества.

Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров.
Горький

Революция, в отличие от реформы, представляет одну из форм коллективного сопротивления. Они, как известно, очень многообразны. Самой экстремальной формой выражения своего несогласия выступает революция. Термин «революция» (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, а также лат. revolvi — катиться назад, скатываться обратно) означает глубокую качественную перемену существовавшего прежде порядка.

Кратковременные революционные события именуют также социальными революциями, которые зачастую сопровождаются или подготавливаются политическим переворотом. При этом революция, предполагающая, как правило, насильственный, военный способ действия, вовлекает в свою орбиту широкие массы людей и не ограничивается локальным, местным проявлением. Обычно она приобретает исторический масштаб.

Социальная революция, затрагивающая интересы больших социальных групп в области культуры, называется культурной революцией. В 1966—1976 гг. в Китае проходила «культурная революция». Эта грандиозная кампания была направлена против партийно-бюрократической иерархии. Весной 1966 г. отряды «красных охранников» (хунвейбинов), состоявшие в основном из школьной и студенческой молодежи, начали массовые акции против партийного аппарата, привилегий высших слоев и «западного влияния», переросшие затем в террор.

Мао поставил перед китайскими коммунистами цель — создать нового человека. Во имя нее развернулась кампания по перестройке культурной жизни, осуществляемой насильственными методами с позиций примитивных представлений о «подлинно пролетарской культуре». Образование переориентировалось на сочетание физического и умственного труда. Поэтому партийные кадры и интеллигенцию посылали работать в сельском хозяйстве или на фабриках. Смысл «культурной революции» состоял в перетасовке старых партийных кадров и поголовном изучении всем населением Китая идей Мао Цзэдуна. «Культурная революция» продолжалась до 1969 г.

В таком случае революция предстает перед нами как совокупность большого числа реформ, проводимых одновременно, с целью изменения основ социального строя. Октябрьская революция в 1917 г. проводилась именно с такой целью, в результате чего были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, одним словом, основы существующего строя. Но прежде чем перейти к комплексным социальным преобразованиям, партия большевиков провела политический переворот — штурм Зимнего и свержение Временного правительства. Только после этого, создав новые структуры власти, большевики с первых же дней издали основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сфер.

Самые радикальные революционеры становятся консерваторами на другой день после революции.
Ханна Арендт

Революция, начавшаяся в одной стране, может перекинуться на другие страны. Если они вовлекаются в революционный процесс стихийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазно-демократической революцией 1848 г., охватившей различные страны Европы. Исключением явилась Россия. В ней буржуазно-демократическая революция совершилась в феврале 1917 г. Она не могла перекинуться на другие страны, поскольку произошла в стране, запоздавшей в своем развитии.

Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 г. вовлекла в процесс и другие страны — либо добровольно (Германия и Венгрия в 1918 г.), либо принудительно (те же Германия и Венгрия в 1945 г.). К 1950 г. сформировался «социалистический лагерь», к которому присоединились Польша, Чехословакия, Албания, Болгария, Румыния. Революция в них происходила принудительно, при военной помощи другой страны. Тем не менее ее следует считать глобальной социальной революцией, изменившей существующий социальный строй.

России не нужна новая революция, считает Л. Шелли. Две революции XX в. привели ее к фундаментальному перераспределению собственности. Кровавая революция 1917 г. привела к передаче собственности от граждан к государству, а почти бескровная революция начала 90-х гг. привела к движению в обратном направлении. После каждой революции происходило огромное по своим размерам изъятие собственности. И не только это. П. Сорокин так оценил «достижения» Великой Октябрьской революции:

«У нас до революции 1917 года, — пишет Сорокин, — были порядки «полицейского государства»... После октябрьского переворота объем государственной опеки населения достиг небывалых размеров... Населению предписывается, как и чем оно должно заниматься, как думать, как верить, во что одеваться, чем питаться, какие газеты читать, какие книги писать, каких ораторов слушать и т. д. Словом, вся жизнь граждан поставлена под опеку государственного недреманного ока».

Переход от традиционного к современному обществу, который называется модернизацией, может разворачиваться: по революционному сценарию, хотя: и не для: всех стран. Современность характеризуется: формированием гражданского общества, светского государства, автономного (свободного и ответственного) индивида. Она сформировалась на Западе, между прочим, в результате трех революций — Ренессанса, Реформации и Просвещения. Эти революции не пройдены незападным миром.

По степени исторической значимости революционные события могут различаться на несколько порядков. Иногда то, чему мы придаем первенствующее значение и что нам кажется самым важным, по историческим меркам является второстепенным. Освоение космоса и достижения электроники мы называем важнейшими революциями в истории человечества. На самом же деле, как полагают археологи и этнографы, никакие открытия последних 10 тыс. лет, включая освоение космоса и достижения кибернетики, не могут ни в какое сравнение идти с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря неолитической революции. Иными словами, приручению животных (скотоводству) и выращиванию растений (земледелию).

Видите ли, Франсуаза, — говорил садовник, — революция лучше войны, потому что когда провозглашают революцию, то сражаться за нее идут только желающие.
М. Пруст

По времени осуществления, продолжительности реформа и революция могут не отличаться друг от друга. Неолитическая революция тянулась несколько веков, если не тысячелетий. Октябрьская революция свершилась в несколько дней. Ее ядро составили военный переворот и насильственный захват власти в центре. Однако на периферии общественной жизни она продолжалась еще много лет, а по мнению некоторых историков, пока окончательно не были сломлены устои старого и не утвердилось новое. Сталинские репрессии, индустриализация и коллективизация — это все моменты или этапы Октябрьской революции.

Революции как некий качественный скачок из одного состояния в другое могут происходить в обществе в целом (неолитическая, промышленная и социалистическая революции) либо в одной из его сфер, областей. К таким скачкам относятся научная революция, революция управляющих, революция в моде, революция в сознании людей и т. п.

Ключевые слова: Революция, Политика
Источник: Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Материалы по теме
Социально-политические революции
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Социология революции П. Сорокина
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Научные теории и типологии революции
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Процесс и причины революции
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Теория J-кривой Дж. Дэвиса
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Революционный невроз
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Нереволюционные формы политического действия
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Исторический материализм К. Маркса
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Оставить комментарий