Нереволюционные формы политического действия

От революции следует отличать не революционные формы политического действия, такие как переворот, восстание, городские погромы, бунт, мятеж, смуту.
Переворот — это смена одной элиты, стоящей у власти, другой, находящейся в оппозиции. Буквально термин «coup d'etat* означает неожиданную атаку на правительство, а в широком смысле — изгнание правителей (королей, президентов, регентов и т. д. вместе с их сторонниками). 4 сентября 1799 г. Наполеон Бонапарт при помощи военных осуществил государственный переворот, ликвидировавший режим Директории. Утром столицу заняли воинские части. Участники переворота уведомили население Парижа, что всякий, кто попытается восстановить монархию или, наоборот, конституцию 1793 г., будет расстрелян. Согласно новой конституции власть переходила к трем консулам, первым из которых стал Наполеон. В результате переворота Великая французская революция закончилась в пользу зажиточной буржуазии — влиятельных банкиров и крупных помещиков, т. е. тех, против кого она первоначально и была направлена. Государственное управление и управление образованием были централизованы.

Смена правящих клик не ставит целью реконструкцию фундаментальных политических, социальных или экономических институтов страны, хотя новое правительство провозглашает серьезность перемен. Переворот осуществляется ради самого переворота, так как основная цель — захват власти. С него начинается либо заканчивается революция. Это своего рода «разборки» внутри правящего класса, которые не ведут к низвержению систем стратификации. Часто дело кончается тем, что на смену одному правительству приходит другое, отличающееся от него только именами, но не идеологией или радикальностью программы.

Дворцовые перевороты, революции, восстания и иноземные завоевания приводят к смене одного правительства другим, а часто даже одной формы правления другой. Такие смены очень болезненно отражаются на блогосостоянии общества, вызывая экономический паралич и духовный кризис. В 1671 г. в Венгрии потерпел провал дворянский заговор, направленный против габсбургской монархии. Когда заговор был раскрыт, предводители восстания были казнены, а страну затопила волна террора. Габсбургские власти ввели в Венгрии режим военной оккупации, наводнив страну войсками. Деятельность сейма была приостановлена; протестантское вероисповедание было запрещено.

Неудавшийся переворот называют путчем. Путч (огнем. Putsch) — государственный переворот, совершенный группой заговорщиков; попытка подобного переворота. 19 августа 1991 г. в 6 часов утра московское радио начало передавать блок документов, включавший «заявление советского руководства» о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах страны, о расформировании структур власти, действовавших в противоречии с Конституцией СССР, приостановлении деятельности оппозиционных партий и движений, запрещении митингов и демонстраций. Это вызвало массовое недовольство в стране, особенно в Москве. Собравшиеся вокруг Белого дома москвичи начали сооружать баррикады. 20 и 21 августа в Москве, Ленинграде и ряде других городов прошли массовые митинги протеста против действий ГКЧП, в поддержку руководства России. Члены ГКЧП были арестованы. Провал ГКЧП стал детонатором, ускорившим процесс распада СССР: в период с 21 августа по 1 сентября заявили о провозглашении своей независимости Эстония, Латвия, Украина, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия. Президент РСФСР Б. Н. Ельцин запретил деятельность КПСС.

Предприняв попытку переворота, австрийские нацисты в 1934 г. убили канцлера Э. Дольфуса. Облачившись в форму федеральной армии и полиции, путчисты проникли в резиденцию федерального канцлера и захватили здание радиостанции. Они объявили по радио о мнимой отставке Дольфуса, что стало сигналом к мятежу в других городах страны. Путчисты выступали под лозунгом присоединения Австрии к Германии. После переговоров с нацистами резиденция канцлера была освобождена, а путчисты арестованы.

Правительственный переворот может быть первой фазой революции либо последней, когда одна фракция революционеров сменяет другую, правящую. Тогда переворот называют контрреволюционным заговором. Иногда он приводит к началу гражданской войны. Особый тип представляет дворцовый переворот, который чаще всего имеет место при монархии. Целью инициаторов переворота служит принуждение правителя к отречению от престола в пользу кого-либо из родственников. Нередко такие перевороты инициируются из-за рубежа и становятся целью вторжения иностранных армий. Они насильно меняют одно правительство на другое, устанавливая режим протектората.

Протекторат (от лат. protector — покровитель) — форма государственной зависимости, при которой протежируемое государство сохраняет некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешние сношения, оборону и т. п. осуществляет государство-метрополия. Протекторат может также выступать формой завуалированного колониального господства. Местные группировки элиты при нем вступают в конфликт между собой за право представлять интересы победившей державы и осуществлять от ее имени административное управление собственной страной.

Одна из разновидностей дворцового переворота — так называемые династические перевороты, при которых лидер оппозиции свергает старого правителя и провозглашает самого себя королем или императором, основывая новую династию. При этом могут меняться конституция и процедура престолонаследия. В дворцовых и династических переворотах большую роль играют военные. Если они захватывают власть и удерживают ее от своего имени, то мы сталкиваемся с другой разновидностью — военным переворотом. Термин «хунта» обозначает именно такой порядок вещей. В иной ситуации военные, сохраняя за собой негласный контроль, как бы передают власть гражданским лицам.

С социологической точки зрения военный переворот можно считать формой политизации среднего класса, который, набирая силы и политический вес, вступает в конфронтацию со старой олигархией. Сбрасывая олигархию, военный заговор ставит целью проведение реформ, отвечающих интересам среднего класса, стремящегося ко все большему участию в политической жизни страны.

Восстание — второй важнейший тип политического насилия, отличающийся от революции. Как и переворот, восстание может выступать фазой революции. Восстание имеет пять «чистых» типов: жакерия и крестьянские восстания, городская толпа, нативизм, мессианизм и аристократический мятеж.

Причиной восстания обычно служит катастрофическое понижение жизненного уровня жизни населения либо утрата традиционных привилегий (культурной идентичности). Восстание охватывает одну или несколько областей, но не все общество. Чаще всего восстания заканчиваются поражением, а революция — победой. Иначе она была бы не революцией, а восстанием. Восстание не ставит целью изменить одну или несколько систем стратификации общества. В нем нет даже намека на полномасштабную реконструкцию институциональной сферы.

Сущность восстания — агрессивное нежелание индивида или целой группы продолжать существование в нынешних условиях. Голод, рост цен, непомерные налоги, военное насилие, произвол правительства, снижение зарплаты, лишение привилегий — все это может послужить причиной восстания. Стремление осуществить насильственный протест, отомстить или взять реванш, попранное чувство справедливости либо примитивная уравнительность, наконец, эмоциональный взрыв могут являться вполне реальными мотивами подобного рода поведения.

Восстание — форма социальной хирургии, когда из организма общества удаляется один орган, с тем чтобы сохранить в целостности всю его структуру. Поэтому говорят о консервативном и даже ретроградном характере восстания. Инновационный вклад восстания значительно меньше, чем революции. Чаще всего оно начинается ради возвращения отобранных привилегий либо с целью вернуть нынешнее положение дел, которое признается неудовлетворительным, к прежнему, считающемуся более справедливым.

Погром — коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами. До революции в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна «винных» погромов. Погром — спонтанный «кратковременный» всплеск насилия, подогреваемый не идеалами, а страстями. После выступления рок-группы в Санкт-Петербурге и Москве молодежь устраивала погромы в метро и электричках.

Городские погромы (urban mob) — разновидность коллективного насильственного действия. Согласно классическому определению это движение всех слоев городской бедноты ради осуществления экономических и политических изменений методом прямого действия, прежде всего с помощью погромов и мятежей. Раньше социологи полагали, что социальной базой такой формы насилия служит исключительно люмпен-пролетариат — хронически безработные, праздношатающиеся, воры, проститутки, нищие. Однако сегодня сюда принято включать также лавочников, ремесленников и подмастерьев. Конечно, городская толпа, преследующая акты насилия, состоит главным образом из низшего класса и характеризуется крайне иррациональным поведением. Она разрушала имущество, но никогда не покушалась на жизнь человека в отличие, скажем, от восстания рабов.

В Баку 13 января 1990 г. состоялся митинг азербайджанских националистов, после которого начались погромы армян, 35 человек были убиты, тысячи квартир и домов разграблены, 220 000 армян стали беженцами.
Бунт и мятеж часто используются как синонимы. Слово «бунт» представляет древнерусское заимствование из польского языка, а слово «мятеж» является общеславянским и означает «приводить в беспорядок», «смутить». Отсюда древнерусское «смута», которое характеризует особое состояние общественного сознания и которому соответствует специфическая форма массового поведения, получившая название волнения.

Мятеж (Rebellion) — действия или состояние вооруженного, открытого сопротивления властям или правительству, управляющему страной (или ее частью). Мятеж также может быть в форме открытого неповиновения или оппозиции любому контролю. Если такие действия (или состояние) будут продолжаться и усиливаться, то мятеж может принять форму гражданской войны или революции.

Слово «мятеж» является общеславянским и образовано от metti (мясти) — «приводить в беспорядок», «смутить, возбудить мятеж». Отсюда и древнерусское «смута», столь характерное для состояния русского сознания и массового поведения практически во все времена. «Мятеж» и «смута» имеют общий корень, но с иным чередованием гласного в корне. Близким по значению к ним выступает слово «волнение». Напротив, термин «восстание» хотя и близок по смыслу к бунту, мятежу и волнению, но выражает более резкую форму последних. Эмоциональная пружина стихийных форм протеста — массовое возмущение чем-либо или кем-либо, негодование и, наконец, ненависть как оформившееся, завершенное и четко выраженное состояние возмущения и негодования. Бунт и мятеж обычно ограничиваются эмоциональным протестом. Волнение может переходить в восстание. За исключением революции, все они относятся к стихийным формам коллективного сопротивления.

Но восстание, а тем более революция, — это глубоко зашедшие формы стихийного протеста, приобретшие черты организованности. Вместе с ней нередко появляются, т. е. формируются по мере углубления противостояния сторон, своя идеология, основанная на преследовании врагов, и своя психология, замешанная на чувстве социальной солидарности, веры в возможность восстановить утраченную обществом справедливость, своя мораль (все позволено тем, у кого все отобрали), свои ценности (нравственные и межличностные нормы поведения, социальные символы).
 
Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смуту, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий). Бунт означает неподчинение официальным властям. Студенческие бунты, во время которых молодые люди баррикадировали аудитории и не подчинялись администрации, случались в России накануне Октябрьской революции, в современной Европе (знаменитая весна 1968 г.) и Америке (против войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто.

Из Книги рекордов Гиннеса
Первое свидетельство о попытке покушения относится примерно к 2000 г. до н. э., когда в эпоху Среднего царства в Египте было совершено покушение на фараона Аменхотепа I.

В истории нашей страны смута проявлялась неоднократно и всегда охватывала большие социальные группы. События конца XVI—начала XVII в. вообще обозначают как Смутное время. Это было время государственной неупорядоченности, боярской чехарды и борьбы за власть, активного вмешательства народа в дела управления, но вмешательства чаще стихийного, без ясной цели и программы. 80—90-е гг. XX в. тоже могут войти в историю как период смуты.

Смута — неясно выраженное недовольство существующим положением вещей — служит своеобразным прологом к бунту и мятежу. Вначале раздражение переходит в возмущение, а затем — в негодование, неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные требования. В период смуты непонятно, чего именно хотят массы, коллективная воля четко не выражена. Бунт и мятеж — целенаправленное выражение коллективной активности в агрессивных формах. Бунт постепенно может перерасти в восстание. Восстание — более высокая, чем бунт, степень организации коллективного протеста. Еще более высокой степенью протеста является революция — политический способ свержения существующего строя.

Бунт и мятеж ограничиваются эмоциональным протестом, а восстание и революция приобретают уже черты рациональности и организованности. По мере углубления противостояния сторон формируется идеология, основывающаяся на преследовании врагов, и психология, базирующаяся на чувстве социальной солидарности, на вере в возможность восстановить утраченную обществом справедливость. Мораль такого конфликта — все позволено тем, у кого все отобрали.

Для крестьянских бунтов — типичной формы коллективного недовольства условиями труда в России — главным было осадить утеснителей. Вопроса о свержении царя бунтовщики обычно не ставили. Напротив, для революционеров, свободных от харизматической веры в лидеров нации, главными врагами выступали царь, дворянство и экономический строй общества. Бунт ограничивался поместьем и помещиком. Он не содержал развернутой программы критики и переустройства общества.

Такова примерная шкала форм коллективного протеста, расположенных по степени нарастания конфликтности, уровня организованности и меры эмоциональной агрессивности. Рассмотренные здесь формы коллективного недовольства можно выстроить в определенном порядке, взяв за критерий глубину или степень протеста. Первоначальное состояние недовольства больших масс людей — это некое брожение умов и чувств, или смуты. Бывают периоды, когда смутное состояние больших социальных групп становится определяющим фактором целого исторического периода.

Указанные типы коллективного насилия вовсе не нацелены на свержение существующей политической системы. Их надо рассматривать скорее как социальный барометр, указывающий на то, что общество вступило в период нестабильности, когда старым моделям поведения люди уже не следуют, а новые не появились либо не успели утвердиться. В подобной ситуации дезорганизации наступает коллапс ценностей и норм — то, что Э. Дюркгейм назвал аномией

 

Ключевые слова: Революция, Политика
Источник: Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Материалы по теме
Социально-политические революции
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Социология революции П. Сорокина
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Научные теории и типологии революции
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Процесс и причины революции
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Теория J-кривой Дж. Дэвиса
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Революционный невроз
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Реформа и революция
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Социально-политические типы общества
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Оставить комментарий