Психосоматические нарушения у детей

Психосоматические расстройства - это расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности аффективными нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально неполноценных или поврежденных висцеральных системах.

В классификации болезней МКБ-10 отсутствует термин «психосоматические». Это связано, во-первых, с различиями значения понятия при разных психиатрических традициях, а во-вторых, с тем, чтобы не подразумевалось, будто при других заболеваниях психологические факторы не имеют значения в их возникновений, течении и исходе.

В клинической практике психосоматические расстройства преимущественно классифицируются как соматоформные расстройства. Соматоформными называют соматические симптомы, которые нельзя в достаточной степени объяснить органическими заболеваниями и которые не являются вторичными последствиями другой, уже описанной психической симптоматики (например, депрессия или паническое расстройство).

Жалобы, предъявляемые больными, касаются тех органов или систем, которые в основном или полностью находятся под влиянием вегетативной нервной системы (сердечно-сосудистой, дыхательной, мочеполовой). Симптомы обычно бывают двух типов, ни один из которых не указывает на физическое расстройство затрагиваемого органа или системы. Первый тип симптомов, на котором во многом основывается диагностика, характеризуется жалобами, отражающими объективные признаки вегетативного возбуждения, такие как сердцебиение, потливость, покраснение, тремор. Второй тип характеризуется более идиосинкратическими, субъективными и неспецифическими симптомами, такими как ощущения мимолетных болей, жжения, тяжести, напряжения, раздувания или растяжения. Эти жалобы относятся больным к определенному органу или системе (к которым может относиться и вегетативная симптоматика).

Критерии диагностики психосоматических расстройств у детей и подростков

Основные:

  1. Наличие функциональных нарушений, сопровождающихся, а нередко только проявляющихся болями, не связанных с органическими изменениями со стороны органов и систем, подтвержденных параклинически и ориентированными на определенную висцеральную систему.
  2. Связь функциональных нарушений и/или боли с эмоциональными (аффективными) факторами.
  3. Функциональные нарушения и болевые проявления чаще всего не относятся к специфическим признакам психических заболеваний, а сопутствуют не резко выраженным аффективным (депрессивным) нарушениям, которые не замечаются больными и врачами или же им придается второстепенное значение.
  4. Спонтанность возникновения и редукция психосоматических расстройств объяснимы действием психоэмоциональных факторов.

Дополнительные:

  1. Невозможность уложить соматическое проявление в симптоматологию какого-либо соматического заболевания.
  2. Полисистемность поражения (наличие функциональных нарушений или болевых проявлений в нескольких органах и системах).
  3. Диссоциация между степенью выраженности функциональных нарушений (или болевых проявлений) и поведением больного - «марафон» по специалистам в поисках своего врача в результате неудовлетворенности результатами предшествующего обследования и лечения.
  4. Связь отрицательных эмоций с личностными особенностями больных, колебание состояния под влиянием различных факторов (психогенных, психофизических, интоксикации, метео- и так далее).
  5. Доминирование долгосрочной памяти (нарушение временного восприятия и фиксация на прошлых переживаниях).
  6. Отчетливые постоянные психологические характеристики пациентов.
  7. Внешне гладкие и формальные социальные контакты.

Большинство врачей группируют психосоматические расстройства по возрастному признаку.

В младенческом возрасте к этим расстройствам относятся: колики третьего месяца, метеоризм, аэрофагию, сры-гивания, жвачку (мерицизм), анорексию грудного возраста, извращение аппетита (симптом Пика), недостаточную прибавку массы тела, тучность, остановку развития, приступы нарушения дыхания, спастический плач, нарушения сна, запор, энкопрез, внезапную смерть младенца (ВСМ).

В дошкольном возрасте наблюдают такие психосоматические расстройства, как запор, понос, «раздраженный кишечник», боли в животе, циклические рвоты, отказ от жевания, анорексия и булемия, энкопрез, энурез, ожирение, нарушение сна, лихорадка и другие.

У детей школьного возраста и подростков к числу психосоматических расстройств относят мигрень, «ростовые боли», рекуррентные боли меняющейся локализации, нарушения сна, приступы гипервентиляции, обмороки, вегето-сосудистую дистонию, бронхиальную астму, нервную анорексию, булемию, ожирение, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, энкопрез, энурез, расстройства менструального цикла.

Этапность развития психовегетативных нарушений.

  • 1 этап - психосоматические реакции (чаще встречаются в младшем возрастном периоде - до 10 лет);
  • 2 этап - локализованное психосоматическое состояние (в школьном и подростковом возрастах, начиная с 7 лет);
  • 3 этап - психосоматическое заболевание (после 10-летнего возраста, в среднем и старшем подростковых периодах).

Психологические теории происхождения психосоматических расстройств

Конверсионная модель З. Фрейда - симптом как результат конверсии психической энергии. Под конверсией З. Фрейд понимал смещение психического конфликта и попытку разрешить его через различные симптомы в области тела. В процессе конверсии либидо отделяется от бессознательных вытесненных представлений, и его энергия преобразуется в соматическую сферу, благодаря чему патогенный конфликт удаляется из сознания. В соматическом симптоме символически представлено то, что должно было содержаться в бессознательной фантазии. В последующем такой процесс образования симптома был назван соматизацией.

Психосоматический симптом как результат разрешения конфликта в ВНС, модель вегетативного невроза и теория векторов Александера. Согласно данной модели, если бессознательный конфликт не имеет выхода вовне, то он приводит к эмоциональному напряжению, сопровождаемому устойчивыми изменениями в ВНС. Такие изменения (согласно Александеру) могут повлечь изменения тканей и органов. В отличие от теории конверсии, в данном процессе отсутствует символический выразительный характер выбора органа поражения и отсутствует эмоциональное облегчение. Динамические силы биологических структур организма образуют три вектора:

  1. получение/принятие,
  2. удаление/ выделение,
  3. накопление/сохранение.

Специфический психический конфликт между векторами влечет за собой нарушения работы органов.

Психосоматический симптом как результат незрелых психологических защит (модель Митчерлиха). Митчерлих предложил двухэшелонную линию обороны при образовании психосоматического симптома:

  1. Попытка справиться с конфликтом при помощи психических средств на психосоциальном уровне (копинг-стратегии, невротические защитные механизмы).
  2.  Соматизация как защита второго эшелона, которая может привести к структурным изменениям органа.
  3. Психотическое симптомо-образование (Кернберг) (в частности, специалисты отмечают, что детская онкология является состоянием, коморбидным психозу).

Психосоматический симптом как результат нарушения объектных отношений. В теориях М. Кляйн, Р Фейрберна, Д. Винникота, О. Кернберга и других авторов психика и личность представляются как результат связей ребенка с внешним миром, которые запоминаются (интернализируются) в виде «объектных отношений». «Объекты» - люди, с которыми человек ступает в отношения во внешнем мире, а также внутренние психические представления (внутренние объекты), которые создаются на основе этих отношений. Теория объектных отношений рассматривает ребенка как «открытую систему», постоянно вступающую в отношения с внешним миром. Разнообразные нарушение объектных отношений (в том числе и потеря объекта) приводят к психосоматическим симптомам.

Психосоматический симптом как результат алекситимии. Алекситимия (термин предложен П. Сифнеос) - это неспособность воспринимать и называть словом чувства, своеобразная «душевная слепота». Многие авторы отмечают характерную общую особенность детей и сновидений, мечтаний, подростков с психосоматическими нарушениями: бедность фантазии, эмоциональную скудность, конкретнопредметный, механистичный тип мышления, специфическая блокировка чувств, что приводит к снижению способности символо-образования, обеднение межличностного взаимодействия. Предполагается, что алекситимия может возникать как:

  1. последствие пережитой психической травмы,
  2. как особенность, возникающая у ребенка в процессе его воспитания эмоционально-обедненной (например, депрессивной, зависимой) матерью (ухаживающим объектом).

Психосоматический симптом как результат дисфункции семейной системы. В рамках системного семейного подхода семья рассматривается как система, характеризующаяся следующими принципами:

  1. целое больше, чем сумма частей,
  2. факторы, затрагивающие систему в целом, влияют на каждого ее члена, 
  3. расстройство одной части системы отражается на другой ее части.

Гармоничная семейная система гибкая, ее члены быстро и адекватно реагируют на изменения внешней и внутренней ситуации. В такой системе родительская, супружеская и детская подсистемы имеют четкие границы. Дисгармоничная семья не обеспечивает личностный рост ее членов, в результате чего актуальные потребности самого «слабого» члена системы (чаще ребенка) не удовлетворяются, что приводит к возникновению у него симптома. В таком случае ребенок может стать идентифицированным пациентом (это единственный способ выразить эмоции в семье).

Одним из основных факторов, влияющих на протекании заболевания, возможности выздоровления, является внутренняя картина болезни (ВКБ). Одним из первых исследователей ВКБ был немецкий врач А. Гольдштейдер (1926), который выделял два уровня картины болезни: сенситивный (основанный на ощущениях) и интеллектуальный (основанный на размышлении).

А.Р Лурия называл внутренней картиной болезни целый комплекс, куда входят: общее самочувствие, ощущение, восприятие, эмоции, представления о болезни. В настоящее время под ВКБ понимают субъективное отношение больного к своему заболеванию, складывающееся из болезненных ощущений и внешних проявлений болезни, оценки механизмов их взаимовлияния, тяжести и значения для будущего, а также типы реагирования на болезнь.

У детей дошкольного возраста собственная оценка заболевания еще не сформирована, у детей младшего школьного возраста она недостаточно полная и только в пубертатном возрасте приближается к оценке взрослых.

По сравнению со взрослыми дети более тяжело переносят боль и страдания, боятся больничной обстановки, медицинских инструментов и манипуляций, хирургического вмешательства. Во многом реакция ребенка на болезнь и его поведение в условиях болезни зависят от влияния окружающих, в первую очередь родителей и врачей. Следует помнить, что дети повышенно внушаемы, отвлекаемы, быстро забывают пережитое, переключаются на новую ситуацию. Эти особенности детской психики важно учитывать при проведении лечения, как с профилактической целью, так и с целью устранения возникших психических нарушений. В подростковом и юношеском возрасте в переживаниях, связанных с заболеванием, центральное место занимает внешняя непривлекательность.

Ключевые слова: Психосоматика, Дети
Источник: Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 216 с.
Материалы по теме
Психосоматические расстройства у детей по МКБ-10: причины, виды, лечение
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Соматизированные расстройства (F45) у детей по МКБ-10
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Суицидальное поведение у детей
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Терапия аллергии на молоко у детей
...
Гиперактивность у детей
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Внимание у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Характеристика раннего детского возраста
Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология
Развитие речи у детей дошкольного возраста
Раттер М., Помощь трудным детям
Оставить комментарий