Соматизированные расстройства (F45) у детей по МКБ-10

Детский невролог или психиатр нередко замечает у своих пациентов не только отклонения со стороны нервно-психической сферы, но и соматические нарушения. Из этого факта можно сделать заключение, что большая часть, если не большинство, больных страдают как физически, так и психически.

Д. Д. Плетнев (1989) высказывался еще более категорично: «Нет соматических болезней без психических, из них вытекающих отклонений, как нет психиатрических заболеваний, изолированных от соматических симптомов». Именно соматизация этого типа у детей и подростков является основной темой обсуждения в настоящей статье.

Термин «соматизация» был введен в клинический обиход W. Stekkel (1921) для обозначения телесных расстройств, обнаруживавшихся при неврозах. В. Meninger (1947) соматические реакции определяет как висцеральное выражение тревоги, что таким образом препятствует ее осознаванию.

Распространенность

У 30 % из 4 тыс. обследованных амбулаторных больных с болями в голове, животе, груди, спине, слабостью, кашлем, головокружением и нервозностью происхождение телесных расстройств объясняется психиатрическими заболеваниями (Bain S. Т., Spaulding W. В., 1967). С другой стороны, у 72 % из 90 тыс. больных с психиатрическим диагнозом имеются один или больше соматических симптомов (Schurman R. А. [et al.], 1985). При этом около половины психических болезней, проявляющихся физическими нарушениями, не распознается (^ranyi Е. К., 1980).

Судить о распространенности соматизированных психических расстройств у детей можно по частоте соматических расстройств при депрессии. Среди госпитализированных в психиатрическую клинику у 60 % имеются симптомы депрессивных расстройств (Petti Т., 1978). 25—30 % всех психически больных подростков страдают депрессией (Сосюкало О. Д. [и др.], 1988). По данным G. Nissen (1982), треть страдающих депрессией подростков — мальчики и две трети — девочки. У школьников в 51 % случаев депрессия проявляется затруднениями в учебе, в значительной степени связанными с их ухудшившейся трудоспособностью, в 40 % — симптомами желудочно-кишечных расстройств, в 30 % — энурезом, в 23 % — расстройствами сна, в 14 % — головной болью, в 11 % — энкопрезом, в 2 % — нарушениями сердечно-сосудистой деятельности.

Причины и патогенез

Возникновение соматизации объясняют различно. G. Huber (1982) этот вариант психических нарушений понимает как расстройство общего чувства тела (коэнестезию), ограничивающееся в своих симптомах внутренним пространством телесного «Я» и потому отличающееся от осознаваемых психопатологических проявлений. Психоаналитически ориентированные специалисты используют термин соматизации для обозначения бессознательного защитного механизма и гипотетического психогенеза определенных соматических болезней.

Многообразные проявления соматизации у разных больных, по всей вероятности, связаны с различием этиологических факторов. Эти факторы могут быть предрасполагающими, ускоряющими и поддерживающими. К первым относятся генетические, личностные, обучающие и социокультуральные.

Приняв это положение, необходимо осмыслить, в каких именно взаимоотношениях могут находиться психические расстройства, с одной стороны, и соматические — с другой.

Многообразие соотношения соматической и психической патологии включает следующие варианты:

  1. соматическое заболевание обнаруживает сродство с психическим заболеванием;
  2. соматическая симптоматика формируется в процессе развития психоза; 
  3. соматические аномалии сопутствуют врожденной психической патологии;
  4. соматические расстройства возникают в связи с психогенной провокацией; 
  5. соматические нарушения служат проявлениями психотических расстройств (Смулевич А. Б. [и др.], 1984).

К двум последним относятся такие соматопсихические корреляции, при которых имеется психогенная провокация соматических расстройств и соматизация психических нарушений. Сюда относят соматические заболевания, этиологически связанные с эмоциональными факторами, и психогенные психические нарушения, в клинической картине которых представлены соматические симптомы без соответствующей органической подоплеки.

Дети, часто наблюдающие физические заболевания и поведение переживающих боль членов семьи, становятся группой риска по возникновению соматизи-рованных расстройств по мере того, как взрослеют (Hartvig P., Sterner G., 1985; Kriechman A. M., Shapiro E. G., 1986). Некоторые особенности личностного реагирования: нейротизм, истерические черты, перцептивно-когнитивный стиль сенсибилизации или усиленная интроспекция также связаны с соматизацией. Психологические характеристики больных с соматизацией в целом различны, но в одном они имеют сходство — в ответ на стресс и эмоции они реагируют, главным образом, физическими симптомами. Соматизация особенно распространена в культурах, где выражение эмоционального дистресса психологически традиционно затормаживается.

Поддерживающими факторами являются уровень ипохондрической озабоченности, робость, неуправляемость желаний, ранимость, склонность к тревожности, враждебности, депрессии. Тенденция к развитию и сохранению телесных расстройств поддерживается реакциями членов семьи, а также врачами. Бесконечные медицинские исследования, неопределенные диагнозы и назначение необязательного лечения могут дать аналогичный эффект (Kellner R., 1986).

Клиническая картина

Симптомы соматизации, часто множественные, могут охватывать любые органы и системы, имитировать любое телесное заболевание. Чаще всего это различные болевые ощущения: слабость, головокружение, расстройства дыхания, сердечно-сосудистой деятельности и функций желудочно-кишечного тракта. В некоторых случаях симптомы соматизации сосуществуют с истинными соматическими заболеваниями, что не исключает диагноза соматизированных психических расстройств. Развитию последних могут благоприятствовать органические заболевания: рассеянный склероз, волчанка. Нередко соматизация формируется как последствие физиологических проявлений эмоций или как составная часть первичных психических расстройств (паника). Тревога у индивидов, особенно у детей, может сопровождаться гипервентиляцией, болью в грудной клетке, сердцебиениями, болями в животе, ощущением жара или холода.

Симптомы соматизации в рамках психовегетативного синдрома, впервые описанные W. Thiele (1958), суть разнообразные вегетативные расстройства: побледнение или гиперемия кожи, тремор, гипергидроз, тахикардия, изменения артериального давления, боли, нарушения деятельности различных функциональных систем. Эти проявления соматизации обозначались также как функциональный, общий психосоматический, вегетативно-аффективный синдромы, вегетативная дистония, асте-новегетативный синдром. Объективная оценка врача сталкивается с субъективным восприятием больных, жалующихся непропорционально имеющейся патологии.

Соматизация может быть проявлением преходящей стрессовой реакции, при которой не ставится никаких диагнозов. Только длительно сохраняющаяся сома-тизация требует ее квалификации в качестве болезни. По мнению Escobar [et al.] (1987)    , соматизация может наблюдаться при многих психических нарушениях: в рамках соматоформных расстройств, в сочетании с психиатрическими симптомами (депрессией), как «маскированное расстройство» или в качестве личностной черты. Аффективный фон соматизации варьирует от явного безразличия до панического состояния или ажитирования депрессии, фокусированной на смерти или инвалидизации. У одних больных можно наблюдать неумение оценить свои чувства и рассказать о них, у других нет никаких отличий в этом смысле от несо-матизированных больных.

Соматизация депрессий у детей

Одна из наиболее частых причин соматизации — депрессия: три четверти депрессивных больных обращаются в медицинские учреждения, жалуясь в большинстве случаев не на психические, а на соматические расстройства (Katon W. [et al.], 1982). Врачами общего профиля распознается правильно лишь менее половины депрессивных больных.

Соматизированные депрессивные больные жалуются на выраженные или смутные жалобы, сопровождающиеся ипохондрической фиксацией. Наиболее частый симптом депрессии — боль. Депрессия при хронической боли встречается в 30—50 % случаев (Fishbain D. A. [et al.], 1986).

Среди психически больных детей депрессивные проявления отмечены у 3—13 %, среди подростков — у 25—30 % (Сосюкало О. Д. [и др.], 1988). Распространенность депрессий у детей и подростков за последние 10-20 лет значительно увеличилась, при этом они стали чаще выступать в форме соматовегетативных эквивалентов и так называемых соматизированных депрессий. Кроме того, уменьшается возможность социальной дезадаптации и возникновения асоциальных и делинквентных форм поведения детей и подростков (Ковалев В. В., 1988).

В самом раннем возрасте депрессия, возникающая при отрыве ребенка от матери, наиболее соматизирована. Наряду с плачем, рыданиями, апатией обнаруживаются уменьшение массы тела, отставание в росте, задержка психомоторного развития, трудности засыпания, расстройство ритма сна, возрастание чувствительности к инфекциям. При длительном отсутствии матери развитие ребенка останавливается, наступает деградация (Шевченко Ю. С., Бобылева Г. И., 1988; Spitz R., 1946).

Соматические проявления депрессии у дошкольников являются скорее правилом, чем исключением. К их числу относятся такие симптомы, как энурез, онихофагия, анорексия, гиперорексия, боли в животе, расстройства сна, энкопрез, уменьшение массы тела, утомляемость, замедление интеллектуального развития (Frommer E. A. [et al.], 1972; Kashani J. H., Carlson G. A., 1985). Е. И. Кириченко (1988) среди депрессивных невротических расстройств у детей до 4 лет выделяет формы с преобладанием соматовегетативной симптоматики с общей или парциальной задержкой психического развития, регрессивной симптоматикой (мутиз-мом, энурезом, утратой навыков). Неразвернутые проявления депрессии у детей — не стертые или замаскированные ее проявления, а первичные возрастные формы болезни (Nissen G., 1973).

У младших школьников депрессия характеризуется сочетанием заторможенности и агрессии, нередко сопровождается такими психосоматическими симптомами, как энурез, онихофагия, частые манипуляции с гениталиями и др. (Nissen G., 1975). По мнению С. Р. Malmquist (1976), соматизация у детей принимает формы болей различной локализации (болей головных, в животе), головокружений, бессонницы, расстройств сна, нарушений пищевого поведения, т. е. депрессивных эквивалентов. Причем эти симптомы могут сочетаться со снижением настроения, подавлением активности, чувством неудовлетворенности, отверженности, мало-ценности, низким фрустрационным порогом, стремлением к комфорту, нарушениями поведения, состояниями беспомощности, безнадежности и т. д.

Клиническая картина депрессии старших школьников приближается к характерным особенностям этого синдрома у подростков и взрослых. В то же время и в этом возрасте наряду с типичными изменениями настроения, «поведенческими эквивалентами» могут наблюдаться те или иные физические симптомы, иногда оказывающиеся единственными.

Соматические симптомы также могут наблюдаться при шизофрении. Они выступают не только в форме соматического или ипохондрического бреда телесных изменений, нарушений функций или уродства, но и как патологическая форма со-матизации. У больного шизофренией могут наблюдаться и физические симптомы: боли, слабость, не объяснимые никакой органической причиной и не формирующие бредовых переживаний (Varsamis J., 1976).

Эндогенные депрессии при шизофрении у детей, по мнению Н. М. Иовчук (1989), наряду с аффектами тревоги, страха и других психических нарушений, отличаются псевдорегрессивными вегетативными расстройствами. Последние заключаются во временной остановке развития, частичной утрате речевых и моторных навыков, а также появлении энуреза и энкопреза. Вегетативные расстройства, проявляются нарушениями сна, питания и терморегуляции, а также соматоалгия-ми (неприятными, чаще всего болевыми телесными ощущениями) и псевдоневрологической симптоматикой.

У детей раннего возраста при шизофрении наиболее характерными проявлениями соматизации оказываются изменения ритма и качества сна, снижение аппетита, избирательное отношение к пище, плаксивость, временная приостановка в развитии, адинамия (Семеновская Э. И., 1972; Вроно М. С., 1975). Дошкольникам более свойственны несложные соматические жалобы, энурез, энкопрез, нарушения сна, особое отношение к пище, повышенная жажда, вазовегетативные расстройства (потливость, покраснение, побледнение кожных покровов), ослаблен-ность, истощение, неопределенные неприятные ощущения в разных частях тела, гиперестезии, летучая, но стойкая боль (Кашникова А. А., 1973; Fish В., 1971). У школьников чаще обнаруживаются соматические и выраженные соматовеге-тативные расстройства (Сосюкало О. Д., 1973), а также эндокринные нарушения (Brambilla F. [et al.], 1969).

Примером могут быть депрессии при шизофрении, замаскированные субфебрилитетом или псевдоневрологическими расстройствами: головными болями, головокружениями, окуло-вестибулярной симптоматикой, чувством утраты энергии (Мамцева В. Н., 1988). Иногда появляются астеноподобные расстройства не свойственная возрасту озабоченность состоянием своего здоровья, физиологическими отправлениями, эпизоды с усилением соматоалгических расстройств и страхом смерти. Основными признаками этого варианта депрессии у школьников нередко оказываются школьная несостоятельность, при которой снижается продуктивность учебной деятельности, и боязнь посещения школы, связанные с падением витального тонуса, идеаторными расстройствами и нарушением поведения (Иовчук Н. М., 1989).

Соматизация у подростков может также наблюдаться и при других синдромах шизофрении. Возрастные особенности депрессий при шизофрении, наряду с психопатологическими проявлениями, включают массивные вегетативные симптомы (тахикардия, потливость, зябкость, анорексия, запоры, аменорея, нарушения ритма сна), соматические эквиваленты (головные боли, тошнота, головокружение, боли в животе, неприятные ощущения в конечностях и в области сердца), необычную озабоченность своим физическим здоровьем (Иовчук Н. М., Козюля В. Г., 1981).

Соматические симптомы могут не только быть признаками текущего заболевания, но и указывать на повышенный риск возникновения шизофрении. Такими признаками у детей повышенного риска оказываются отклонения в развитии инстинктивно-вегетативной сферы. Изменения ритма «сон — бодрствование», в частности, проявляются в поверхностном сне с частыми пробуждениями, поздних засыпаниях, колебании его продолжительности.

Соматизация маниакальных состояний

Типичные маниакальные фазы сочетаются с повышением обмена веществ, уменьшением массы тела, изменением чувствительности и деятельности эндокринных желез. При осложненном течении и атипичных формах соматизация выражена в еще большей степени. Ее проявлениями могут быть сенестопатии, переживаемые как локализованные боли, тяжесть, ожог, спазм, судороги. Могут быть также разнообразные соматические нарушения, воспроизводящие синдромы бронхиальной астмы, желудочной диспепсии, гинекологических заболеваний и других расстройств. При атипичном варианте маниакально-депрессивного психоза, названном циклосомией (Плетнев Д. Д., 1989; Краснушкин Е. К., 1948), наряду с этими расстройствами отмечаются упорные головные боли пароксизмального характера, проявления симпатикотонии, неврологическая микросимптоматика и изменения состава белой крови (Гамкрелидзе Ш. А., 1980).

У детей гипоманиакальные состояния сопровождаются соматовегетативными расстройствами. Иногда вегетативные нарушения перекрывают аффективные проявления. В этих случаях в первую очередь отмечаются повышение аппетита, нарастание массы тела, уменьшение продолжительности сна при отсутствии явных признаков повышенного настроения. У старших детей, особенно в пубертатном возрасте, соматовегетативные расстройства уже менее выражены. При хронических гипоманиях у детей раннего возраста на передний план выступают вегетативные нарушения и моторное возбуждение.

Н. М. Иовчук (1989) наряду с другими вариантами выделяет вегетативную гипоманию, а среди разных гипоманий — соматизированную. К числу наиболее частых соматических симптомов в этих случаях относят потливость, блеск глаз, румянец на щеках, расстройства засыпания, бессонницу, булимию, полидипсию, ожирение, артериальную гипертензию, отсутствие утомления, ощущение бодрости, свежести, физического здоровья (Озерецкий Н. И., 1938; Северный А. А., Иовчук Н. М., 1984; Башина В. М., 1989; Буреломова И. В., 1986).

Соматизация тревожных состояний

При нервно-психических заболеваниях нередко встречаются тревожные состояния разной степени выраженности (40 %). Наряду с симптомами психического уровня появляются разнообразные психомоторные нарушения, вегетативные реакции в форме тремора, гипергидроза, бледности или гиперемии, мышечных подергиваний (Попов X., 1986).

По W. Poldinger (1970), любой синдром страха складывается из трех групп симптомов: психопатологических, психомоторных и вегетативных.

Тревога из-за почти постоянного сочетания с соматическими проявлениями часто оказывается причиной обращения к терапевту или педиатру. Особенно это касается больных с паническими расстройствами, частота которых в популяции 2—5 % (Herman J. В. [et al.], 1988). Обычно пациенты при этом жалуются на интенсивный страх, боли или дискомфорт в груди, сердцебиения, тахикардию, диспепсию, головную боль, головокружения, расстройство ритма дыхания, обмороки, потливость, ощущения жара или холода, парестезии. У них могут быть также страх смерти, чаще всего от сердечного заболевания, явления деперсонализации, боязнь замкнутого пространства.

Детский страх всегда связан с соматическими симптомами, возникает одновременно с ними и обусловливает такое состояние, в котором ребенок воспринимает конкретную ситуацию как непосредственную угрозу для своего существования (Abegg W., 1977). Повторные переживания страхов могут привести к нарушению общего состояния, особенно к расстройствам сна и аппетита. В препубертатном возрасте страх часто является ядром многих невротических состояний и при этом охватывает ограниченную область либо психических переживаний, либо висцеро-вегетативных функций. Легкость возникновения нейровегетативных проявлений у детей связана с быстрой и легкой иррадиацией нервных процессов из высших сфер в висцеральные области — особенность, которая с возрастом ослабевает, сохраняясь лишь у истерических личностей (Христо-зов X., 1980).

Из 136 госпитализированных в психиатрическую клинику детей у 5,15 % обнаружили панические расстройства. У них были тревога отрыва от близких, страх смерти, депрессия, агрессия, нарушение внимания, оппозиционные расстройства, дистимия. Среди соматических расстройств отмечались тремор, диспноэ, удушье, сердцебиения, головокружения, боль и неприятные ощущения в грудной клетке, обмороки, парестезии (Alessi Н. Е., Maqen J., 1988).

Наибольшее количество соматических жалоб обнаруживается у детей с сома-тизированным заболеванием, психозом и тревогой отделения от близких. С тревогой отделения достоверно связаны боль в животе и сердцебиения. При этом у девочек отмечали больше соматических симптомов, чем у мальчиков (Livingston R. [et al.], 1988). По сравнению с депрессивными детьми, дети с тревогой склонны к преувеличению своих симптомов (Stavrakaki С. [et al.], 1987).

При неврозе страха и других невротических расстройствах с переживанием тревоги, вне зависимости от содержания переживаний (боязнь смерти, утраты родителей, страха транспортных средств или животных и т. д.), имеют место соматические проявления: анорексия, тошнота, боли в животе, понос, рвота, головная боль, учащение мочеиспускания, потливость, затрудненное дыхание, сердцебиения, неприятные ощущения в области сердца (Barker Ph., 1973).

Старшие дети и подростки, фиксируясь на своих переживаниях, часто жалуются на ощущения остановки сердца, удушья, затрудненное глотание, утверждают, что они тяжело больны, опасаются близкой смерти, требуют внимания к своему здоровью, просят немедленно показать их врачу (Ковалев В. В., 1979).

Возникновение соматизации при тревожных расстройствах объясняется такими облегчающими факторами, как улучшение осознавания и избирательного внимания к телесным ощущениям и соответствующая пугающая информация вообще, возрастание уровня возбудимости вегетативной системы, пессимистическая оценка своего здоровья (Lipowski Z. J., 1988).

Биологический подход к анализу тревоги позволяет понять, с одной стороны, механизм ее возникновения, а с другой — появление соматических расстройств. В частности, панические расстройства, являясь наследственными, могут возникать в определенной ситуации или спонтанно. Причем благодаря адренергической сверхактивности возникает десенситизация сердечного ответа на p-адренергическую стимуляцию и сверхактивность — на L2-стимуляцию. Предрасполагают к этим тревожным расстройствам нарушения обмена в области парагиппокампальной извилины, а также сверхактивность норадренергических систем, особенно в locus coeruleus (Teicher M. H., 1988).

Соматизация при истерических расстройствах

При истерических состояниях разрешение аффекта происходит посредством конверсионного механизма — психологические конфликты трансформируются в соматоневрологические проявления. Доказательством существования процесса конверсии может быть механизм провокации симптомов под действием психологического стресса и наличие первичной или вторичной выгоды существования симптомов (Engel G., 1984).

Соматизированные расстройства при истерических состояниях у детей. Распространенность последних составляет 12 % от всех психогений, наблюдаемых в детском возрасте (Горохов В. В., 1982). При этом у девочек в 3,3 раза больше, чем у мальчиков (Захаров А. И., 1988). В раннем возрасте число истерических синдромов у детей составляет 13 % от общего количества невротических расстройств.

Возникновению конверсионных расстройств способствуют конституциональные особенности истерической личности, механизмы подражания близким больным людям, аутоимитации перенесенных истинных соматических заболеваний. Однако конверсионные симптомы могут наблюдаться не только при истерии, но и при других соматических и неврологических, а также психических заболеваниях: шизофрении, опухолях мозга, рассеянном склерозе, гипертиреоидизме, менингите и др.

Среди соматических симптомов при истерических реакциях Е. Е. Сканави (1962) описывает рвоту, нарушение глотания, дыхания, кашель, задержку мочеиспускания, гиперестезию, обмороки и др. В. Я. Семке (1971) и В. И. Гарбузов (1977), систематизируя соматические расстройства при истерии у детей, подчеркивают их возрастные различия. Так, на первом году жизни наблюдаются психомоторный регресс, энурез, энкопрез. У детей от 1 года до 7 лет симптоматика более разнообразна — удушье, расстройства сна и часто те или иные формы нарушения питания: анорексия, рвота и др. У более старших детей и подростков наряду с энурезом, энкопрезом, нарушениями сна, головными болями могут наблюдаться почти все известные симптомы и синдромы (нарушения со стороны желудочнокишечного тракта, дыхательной системы, сердечной деятельности).

Соматизация при психозах у детей и подростков. У 5131 ребенка (от 9 до 15 лет) с психозами выявлено 45 больных, у которых были психосоматические расстройства. В нескольких случаях у одного и того же ребенка отмечалось сочетание соматических расстройств: нейродермита с бронхиальной астмой, бронхиальной астмы с гастродуоденитом, вегетососудистой дистонии с пищевой аллергией. Иногда наблюдались сочетания с хроническим пиелонефритом, артралгией, хроническим субфебрилитетом, вторичной аменореей, рецидивирующими болями в животе и др. У 36 детей, страдавших шизофренией, отмечались нейродермиты, гастродуодениты и язвы желудка, бронхиальная астма, вегетососудистая дистония, нетоксический зоб, псориаз, витилиго и сахарный диабет. Аффективный, интоксикационный и инфекционный психозы сочетались с нейродермитом, псориазом или гастродуоденитом (Александрова H. В., при участии Мартыновой M. Ю., 1985).

Изучение 511 подростков, охватившее продолжительный срок наблюдения, позволило выявить 29 больных (16—18 лет), у которых психопатия, наркомания, олигофрения, эпилепсия, шизофрения и другие психозы сочетались с нейродермитами, вегетососудистой дистонией, гастродуоденитом, язвой желудка и бронхиальной астмой. Преобладающим типом взаимоотношений психической и соматической патологии у этих подростков оказалось уменьшение выраженности соматических расстройств при присоединении или обострении психического заболевания (Б. Г. Фролов, персональное сообщение).

Таким образом, у 7 % из всех поступивших в детскую психиатрическую больницу за 5 лет детей оказалось сочетание психотических расстройств и соматического заболевания. Изучение этих больных привело к выводу о том, что наряду с наследственным предрасположением к психосоматическим расстройствам, своеобразием личности, микросоциальными трудностями у них обнаруживается сочетание дизонтогений (наследственной или приобретенной мозговой неполноценности) со значительной соматической отягощенностью (частые или длительно продолжающиеся заболевания). Это значительно нарушает нейродинамику и приводит к слабости механизмов защиты при неблагоприятных ситуациях, делая этих детей беззащитными перед лицом различных стрессов. У большинства наблюдавшихся детей часто отмечаются независимые отношения между психической и соматической патологией, отражающие высокую наследственную предрасположенность как к психосоматическим расстройствам, так и к психозу. Эти механизмы, запускаемые стрессовой ситуацией, реализуются вегетативной нервной системой и эндокринным аппаратом. Они лежат в основе соматических расстройств и способны вызвать значительные аффективные сдвиги, провоцируя развитие психических нарушений.

Ключевые слова: Психосоматика, Дети
Источник: Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.
Материалы по теме
Психосоматические расстройства у детей по МКБ-10: причины, виды, лечение
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Психосоматические нарушения у детей
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Личность детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Психоаналитические теории детского развития
Слободчиков В.И., Психология развития человека
Психические особенности детей раннего возраста
Марцинковская. Детская практическая психология
Психосоматика и болезни пищеварительной системы
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Физиологическая готовность детей к обучению в школе
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов,...
Развитие речи в раннем детстве
Урунтаева Г.А., Детская психология
Оставить комментарий