Психосоматические расстройства — расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов.
«Главным признаком соматоформных расстройств (психосоматических) является повторяющееся возникновение физических симптомов наряду с постоянными требованиями медицинских обследований вопреки подтверждающимся отрицательным результатам и заверениям врачей об отсутствии физической основы для симптоматики. Если физические расстройства и присутствуют, то они не объясняют природу и выраженность симптоматики или дистресса и озабоченности больного. Даже когда возникновение и сохранение симптоматики тесно связаны с неприятными жизненными событиями, трудностями или конфликтами, больной обычно противится попыткам обсуждения возможности ее психологической обусловленности...» (МКБ-10).
Эти расстройства, считающиеся также болезнями адаптации или цивилизации, получили название стресс-зависимых, что отражает важную роль психосоциальных влияний в их происхождении.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ
Гиппократ в учении о темпераментах высказал свои мысли о единстве тела и души. Heinroth в 1818 г. ввел термин «психосоматический», сформулировав положение о том, что каждая жизненная сфера (психика и сома) сама по себе не может быть достаточным основанием для возникновения заболеваний. Н. Maudsley (1876) писал: «Если чувства не находят разрядки во внешней физической деятельности.., они действуют на внутренние органы и приносят беспорядок в их функции...» И. П. Павлов (1902) своим учением об условных рефлексах создал теоретическое основание для понимания психосоматических взаимоотношений с позиций физиологии. S. Freud (1894) дал начало психологическому направлению, истолковав психосоматические симптомы истерии как результат процесса вытеснения и назвав его конверсией, попытавшись таким образом объяснить механизм психосоматических расстройств. F. Dunbar (1947) связывает возникновение психосоматических расстройств с особенностями личности. По ее мнению, люди терпеливые, целеустремленные, имеющие самообладание, жертвующие радостями жизни для дела склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям. F. Alexander (1939) объясняет развитие психосоматических болезней спецификой эмоциональных реакций. Например, гипертония — результат эмоционального напряжения, возникшего из-за подавления гнева. Нейрогуморальный подход понимает психосоматические заболевания как реакции на перегрузки, нарушения внутреннего равновесия — проявления общего неспецифического синдрома адаптации («стресса», по H. Selye, 1953). Дальнейшее изучение психосоматических расстройств заставило отказаться от жесткой однофакторной модели, под которой подразумевалось наличие хотя бы одной причины, обязательно приводившей к болезни. В настоящее время психосоматические расстройства понимаются как заболевания, в основе которых находится значительное число факторов, определяющих возникновение болезни. Приходится принимать во внимание и то, что практически в происхождении любого заболевания участвуют эмоциональные напряжения, связанные с трудностями жизни.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ
Распространенность среди взрослого населения составляет 0,1—0,5 %. Чаще встречается у женщин (1—2 %), чем у мужчин (Kaplan H. I., 1998). Начало болезни обычно приходится на детский и подростковый возраст. От 9,3 до 40 % детей страдают психосоматическими заболеваниями (Brautigam W., 1984; Kruse W., 1983). Две пятых детей, наблюдаемых педиатрами, не имея никаких органических заболеваний, страдают от соматических расстройств. Чаще всего это головные боли — у 1 из 7 детей, реже боли в животе — у 1 из 9 детей и еще реже боли в конечностях — 1 из 25 детей (Apley J., 1968). Усложняющиеся условия жизни сказываются на все большем расширении числа детей и подростков, страдающих психосоматическими расстройствами. Об этом можно судить по тому, что в середине 1970-х гг. детей с желудочно-кишечной патологией было 70—75 на одну тысячу обследованных, а в 1980-х — уже 100—110 (Мазурин А. В. [и др.], 1989). Увеличилась заболеваемость язвой желудка на 36 %, бронхиальной астмой на 15 %, нарушениями иммунитета на 30 % (Гос. доклад за 1994 г.). В дошкольном и младшем школьном возрасте вегетативная дистония встречается у 22,5 % детского населения (Куршев В. А., Василенко Н. Г., 1988), а в подростковом возрасте у 43 % (Исмаилов М. Ф., 1985). У 9 % детской популяции выявляются дисфункциональные явления, предшествующие психосоматическим расстройствам: кратковременные нарушения функций органов и систем и симптомы субневротического уровня, что подтверждает наличие высокого эмоционального напряжения, возникающего у них в связи с трудностями жизни (Ефимов Ю. А., 1994). У 16 % школьников высокий, а у 31 % средний уровень тревожности, что свидетельствует о значительной подверженности детей невротическим и психосоматическим расстройствам (Базиленко И. Б., 1995).
ПРИЧИНЫ
В происхождении психосоматического расстройства принимают участие многие факторы.
- Острый или хронический стресс. Сюда относятся недостаточно защищающее, а иногда и вовсе неадекватное семейное воспитание. Возможны также трения в общении с соучениками, непонимание педагогами и воспитателями, несоответствие способностей школьным программам. Для понимания действия стресса анализируют взаимоотношения стрессора и индивида на фоне конкретной социальной ситуации, учитывая при этом защитные механизмы личности (механизм совладания) и организма (нервные и гуморальные).
- Накопление эмоционального напряжения. Бесчисленные следы интеллектуальных, аффективных, сенсорных раздражителей создают эмоциональный фон, который не всегда осознается и в одних случаях благополучно разряжается, а в других приводит к накоплению негативных эмоций. Последнее происходит у людей с нейродинамическими нарушениями, приводящими к застою эмоциональных возбуждений в лимбической системе как функционального, так и органического генеза.
- Генетические факторы. Среди родственников больных, страдающих психосоматическими заболеваниями, 60—70 % болеют этими же расстройствами.
- Факторы предрасположения. Переживание кризисных ситуаций (наводнений, землетрясений), которые оказываются непереносимыми для личности.
- Преморбидные особенности личности. У одних больных преобладает повышенная тревожность, которую невозможно выразить словами и получить облегчение (алекситимия). Других характеризует самоуверенность, агрессивность, нетерпимость, постоянная нехватка времени, неустанная борьба за максимальные достижения в той или иной области. Третьим свойственна боязливость, впечатлительность, напряженность с неспособностью разрядиться, повышенная ответственность, низкий уровень самоуважения, плохая переносимость фрустраций.
- Неблагоприятная микросоциальная среда. Семья психосоматического больного характеризуется запутанностью социальных ролей, сверхзащитой, ригидностью в своем поведении, неумением разрешать конфликты.
- Неблагоприятное психическое состояние в момент действия стрессора. Например, отсутствие социальной поддержки, беспомощность.
- Большая субъективная значимость стрессора. Например, чрезмерное переживание ребенком даже кратковременного отсутствия матери на фоне его постоянного опасения лишиться родительницы.
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
В связи с большим разнообразием психосоматических расстройств их описание возможно лишь с использованием систематик. Классификация I. Jochmus и G. M. Schmitt (1986) предполагает 3 группы соматических расстройств, связанных с психологическими трудностями: 1) психосоматические функциональные нарушения (без органических поражений органов и систем): психогенные нарушения у грудных детей и детей раннего возраста, нарушения сна, энурез, эн-копрез, запор, конверсионные неврозы; 2) психосоматические болезни: бронхиальная астма, нейродермиты, язвенный колит, язва желудка, нервная анорексия, булимия, ожирение; 3) переживания больными своих серьезных хронических болезней, например муковисцидоза, диабета, хронической почечной недостаточности, злокачественных новообразований.
H. Zimprich (1984) выделяет у детей:
- психосоматические реакции (единовременное непроизвольное выделение мочи при испуге);
- функциональные нарушения (расстройство сна после негативных переживаний, продолжающееся некоторое время);
- психосоматические заболевания с органической манифестацией (эндокринные нарушения психогенного происхождения);
- специфические психосоматозы (колит, язва желудка и др.).
Описанные в МКБ-10 соматоформные (психосоматические) расстройства подразделяются на:
- соматизированные — совокупность различных психопатологических расстройств с преобладанием соматовегетативных проявлений (при истерии, личностных расстройствах, алкоголизме);
- недифференцированные — предъявление многочисленных, изменяющихся и длительных, но неопределенных соматических жалоб (симптомы общей утомляемости при депрессии, тревоге);
- конверсионные — трансформация эмоциональных нарушений в двигательные, сенсорные и вегетативные эквиваленты (параличи, слепота, глухота, нарушения чувствительности);
- хронические болевые расстройства — длительная, интенсивная, психически угнетающая боль без соматической болезни, которая могла бы ее объяснить (боль в спине, головная боль);
- ипохондрические — убежденность больного в том, что у него имеется серьезное заболевание (при неврозах, внутренних заболеваниях, психогенных реакциях);
- дисморфофобические — убежденность в наличии недостатка во внешности или воображаемого телесного дефекта (большой нос, слишком маленькие молочные железы или пенис, очень короткие ноги) — встречается при личностных расстройствах;
- вегетативные дисфункции (психогенные одышка, икота, понос, потение, метеоризм, тяжесть, напряжение);
- другие — ограничиваются либо отдельными системами, либо частями тела и не связаны с вегетативной нервной системой (ощущение комка в горле, психогенный зуд). Практическое значение имеет разделение психосоматических расстройств по пораженным органам и системам.
ВИДЫ РАССТРОЙСТВ
Психосоматические расстройства желудочно-кишечного тракта
Психосоматические кратковременные реакции, возникающие после сильных негативных переживаний: потеря аппетита, рвота, желудочные спазмы, понос. Функциональные нарушения продолжаются более значительное время, они возникают либо вслед за предыдущими расстройствами, либо первично. Примером могут быть неукротимая рвота беременных, запоры, анорексия. К психосоматическим болезням относят язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Может быть сочетание с астенией, ипохондрией, фобией и депрессией. Для таких больных характерны настойчивость, активность в достижении желаемого, переоценка своих возможностей, возбудимость, а для детей — повышенная тревожность, сенситивность, замкнутость, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, повышенная возбудимость. Отмечается положительный эффект психотерапии.
Психосоматические расстройства сердечно-сосудистой системы
Кратковременные реакции — преходящее учащенное сердцебиение, нарушение ритма сердцебиений, артериальная гипертония или гипотония. Функциональные нарушения: ощущения замирания, боли в области сердца или обмороки — этим состояниям чаще предшествуют гнев или страх. Психосоматические болезни: коронарная болезнь сердца, инфаркт сердечной мышцы (нарушение кровоснабжения сердца) и гипертоническая болезнь. В происхождении этих болезней большую роль играют продолжительные эмоциональные нагрузки. Гипертоническая болезнь характеризуется стойким подъемом артериального давления и своеобразными личностными чертами: тревожной мнительностью, склонностью к определенному жизненному стереотипу, реактивной лабильностью с аффективными вспышками гнева или слезливостью. У одних детей и подростков — повышенная раздражительность, неуравновешенность, легкая утомляемость, у других — чувствительность, неуверенность в себе, застенчивость или напряженность, недовольство своим окружением.
Психосоматические расстройства органов дыхания
Кратковременные реакции в ответ на эмоциональное напряжение — кашель, изменение ритма дыхания (учащение или непроизвольные вздохи), нарушение ритма и тембра речи. Функциональные респираторные нарушения — «невротический» кашель, затрудненное дыхание, афония, сочетающиеся с тревогой, тягостными ощущениями в груди и вегетативными расстройствами (потливостью, чувством жара или холода, позывами на мочеиспускание). К психосоматическим болезням органов дыхания относят бронхиальную астму. Эти больные, дети и подростки, чувствительны, тревожны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, склонны к снижению настроения, обидчивы и впечатлительны. Они реагируют на болезнь преимущественно астенодепрессивными или фобическими переживаниями. При среднем и тяжелом течении болезни возникают выраженные изменения личности: повышенная чувствительность, крайняя возбудимость, необычная тревожность, постоянная раздражительность, быстрая смена настроения с преобладанием депрессии и беспочвенная обидчивость. Формируются либо истероидные (чаще), либо депрессивные черты личности. В двух третях случаев имеются невротические, астенические и поведенческие расстройства. Эпилептические припадки у этих детей происходят в 3—5 раз чаще.
Психосоматические расстройства кожи
Кратковременные реакции на эмоциональное напряжение — побледнение или покраснение кожи, повышенное потоотделение, «гусиная кожа». Функциональные расстройства могут быть в форме повышенной, пониженной или отсутствующей чувствительности, зуда, сыпи или отека. Психосоматические болезни: нейродермит, псориаз, гнездное или общее облысение. Нейродермит (экзема) — хроническое заболевание кожи, проявляющееся зудом и сыпью. Один из причинных факторов — нарушение взаимоотношений матери и ребенка в раннем возрасте, поэтому его начало в 91 % случаев приходится на первые два года жизни. Почти у всех детей (88 %) имеются те или иные нервно-психические расстройства: астенические, астенодепрессивные, тревожные, истерические и нарушения поведения в форме грубости, склонности к конфликтам. У этих больных в связи с переживанием своего косметического дефекта возникают невротические реакции. Последние, продолжаясь годами, нарушают психологическое развитие, формируя астенический или истерический тип личности.
Психосоматические расстройства, проявляющиеся в общем обмене и нарушении деятельности эндокринных желез
Кратковременные реакции, вызванные эмоциональным напряжением, — резкие изменения содержания сахара в крови, увеличение выделения мочи, колебания артериального давления. Функциональные расстройства — колебания массы тела, эпизодическое выведение сахара с мочой, нарушения менструального цикла. Психосоматические болезни — диабет (недостаточность инсулина с неусвояемостью сахара), гипертиреоз (повышение функции щитовидной железы), гипотиреоз (понижение функции щитовидной железы), вирилизм (появление мужских вторичных половых признаков у женщин), ожирение, хроническое воспаление суставов. Гипертиреоз, в частности, сопровождается раздражительностью, легкой сменой настроения, боязливым ожиданием несчастья, депрессией, тревожной торопливостью, быстротой решений и немедленным их осуществлением, слабой потребностью во сне, повышенной потливостью и т. д. Гипотиреозу свойственны нарушения памяти в сочетании с недостаточной активностью и равнодушием. При диабете имеются утомляемость, снижение работоспособности, ослабление внимания, головные боли после нагрузок, нарушения сна.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Психосоматические расстройства у детей раннего возраста описаны выше.
Психосоматические расстройства у дошкольников и детей младшего школьного возраста. Головные боли, возникающие после волнений и нередко сопровождающиеся тошнотой, бледностью, потливостью, изменением настроения. Лихорадка — приступы непродолжительного высокого повышения температуры тела (до 39—40 °С) или продолжительного, но незначительного (37—38 °С), не связанного ни с какими соматическими заболеваниями. Боли в животе — обычно неоднократно повторяющиеся в трудных ситуациях. Психогенная рвота — извержение пищи из желудка, может быть эпизодическим явлением в связи с гневом, отвращением или страхом или постоянной реакцией на любые жизненные трудности. Энурез — непроизвольное упускание мочи, так же как и энкопрез — непроизвольное выделение кала — частые соматические проявления эмоциональных расстройств у детей.
Психосоматические расстройства подросткового возраста могут быть продолжением тех, которые возникли в более ранний период жизни, и таким образом принципиально не отличаются друг от друга или свойственны преимущественно возрасту полового созревания.
Психическая, или нервная, анорексия характеризуется стойким отказом от приема пищи, заметной потерей массы тела (на 15 % и более от возрастной нормы), активным применением различных средств для снижения массы тела (вызывание у себя рвоты, использование средств, подавляющих аппетит, или слабительных), искажением образа своего тела, при котором допустимым для себя считается лишь низкая масса тела, отсутствием менструаций у девушек и потерей потенции у юношей. Личности этих больных отличаются рассудочностью, рассуждательством, разносторонними интересами, активностью и большим чувством ответственности, но в отношении с другими поверхностны. Нередко эти качества сочетаются с застенчивостью, неуверенностью, внутренним чувством несостоятельности, высоким уровнем притязаний без достаточной критики своих возможностей, истерическими проявлениями или склонностями к навязчивостям. В процессе заболевания развиваются физическое истощение, психическая астения, а иногда и депрессия.
Психическая, или нервная, булимия — повторяющиеся приступы переедания, может быть этапом нервной анорексии или самостоятельным расстройством.
Нарушения репродуктивной функции у девушек: ювенильное кровотечение (продолжительные, чрезмерно обильные с нарушением периодичности менструации), аменорея (отсутствие менструаций), альгодисменорея (болезненные менструации), как правило, возникают у лиц с крайне изменчивым настроением, повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии, нерешительностью, повышенной ранимостью и чувством собственной неполноценности. Нарушения репродуктивной функции часто сопровождаются необычной сосредоточенностью на болезненных явлениях, боязнью непоправимой утраты здоровья, переживанием своей уродливости или неполноценности, астенией, аффективными расстройствами: тревожностью, страхами смерти, снижением настроения, повышенной раздраженностью.
Вегетососудистые дистонии — состояния, в основе которых лежат изменения артериального давления. При дистонии по гипертоническому типу наблюдаются повышенное артериальное давление, постоянная или приступообразная головная боль с тошнотой или рвотой, появляющимися при переутомлении. Могут быть также обмороки, головокружения, неприятные ощущения или боли в области сердца, сердцебиения и реже одышка при нагрузках. Подростки — самостоятельны, нетерпеливы, возбудимы, раздражительны, неуравновешенны, утомляемы, с повышенной реактивной тревожностью. Большая часть из них не уверены в успехе лечения, треть относится к болезни пренебрежительно, игнорирует ее. Дистония по гипотоническому типу характеризуется сниженным артериальным давлением, интенсивными и продолжительными головными болями, наиболее выраженными во второй половине дня, утренней слабостью, быстрой утомляемостью, головокружениями после школьных занятий и при перемене положения тела, склонностью к обморокам и колющим болям в области сердца. Больные не уверены в себе, ранимы, зависимы, чувствительны к угрозе, боязливы, у них преобладают страхи за свою жизнь и здоровье, повышен показатель личностной тревожности и ипохондрическое сосредоточение на болезни.
Лечение
Проводится медикаментозными препаратами тем специалистом, который имеет наибольшие знания в соответствующих болезнях — терапевтом, гинекологом, дерматологом и т. д., но обязательно с участием психолога и психотерапевта. Психолог выполняет диагностические задачи, изучая личность и отдельные психические проявления больного. Он также должен оценить семейную ситуацию, в которой живет больной, и проанализировать его место в коллективе сверстников. Все это станет материалом для выработки психотерапевтом наилучшего терапевтического подхода к личности, семье и более широкому окружению.
Профилактика и раннее распознавание
Для ребенка и подростка многие жизненные обстоятельства могут сыграть роль условий, благоприятствующих развитию психосоматических расстройств в том случае, если биологическая сопротивляемость организма и социально-психологическая защита личности окажутся несостоятельными. Такими ситуациями могут стать неадекватное воспитание, развод родителей, дисгармоничная семья, неспособность родителей выполнять свои конвенциональные или половые роли, конфликт между этими ролями и межличностными отношениями в семье или обществе, трудные условия обучения, неприятие коллективом сверстников и др.
Особенно ранимы дети, рано лишившиеся эмоциональных связей, не имеющие поддержки, чувства принадлежности, безопасности и цели в жизни. В таком положении оказываются дети, оставшиеся без родителей, отданные в плохие закрытые детские учреждения, госпитализированные на большой срок, часто меняющие коллективы сверстников или место жительства, проживающие с больными или психически неблагополучными родителями, неспособными любить своего ребенка и заботиться о нем.
На предупреждение развития психосоматических заболеваний направлено раннее выявление детей и подростков с признаками хронической тревожности. Тревожность субъективно воспринимается старшими детьми как беспокойство, душевный дискомфорт. У младших можно отметить различной выраженности и стойкости дистимические явления (нарушения настроения), суетливость, неусидчивость и двигательное беспокойство. В прошлом у этих детей отмечаются эпизоды психосоматических реакций: под влиянием неблагоприятных обстоятельств появляются головная боль, энурез, боль в животе, рвота, неприятные ощущения в груди.
Психологическое исследование, выявляющее повышенный уровень тревожности, способно подтвердить наличие риска заболевания или даже впервые поставить вопрос об этом. Методики, используемые для этой цели:
- Личностный опросник Айзенка.
- Личностный опросник Кеттелла.
- Шкала Спилбергера.
- Цветовой тест Люшера.
- Специальный метод незаконченных предложений.
- Опросник детской тревожности Рейнольдса.
- Опросник детской тревожности Клинединста.
- Тест Коппитца.
- Рисунок семьи.
Коррекционно-педагогические меры
Воспитатели и педагоги, имея вышеизложенную информацию о детях повышенного риска, создают максимально благоприятные условия для нормализации их эмоционального состояния. Для ребенка разрабатывается оптимальная учебная программа, улаживаются при необходимости отношения со сверстниками, проводится работа с семьей.