Постмодернизм в культурологии

Постмодернизм иногда определяют термином постструктурализм. В 1970-1980-е годы в русле исследования этого направления в фокусе внимания оказывается не структура, а контекст, анализ культурных текстов. К постструктурализму пришли и представители структурализма: французский философ и семиотик Р. Барт, французский философ и теоретик литературы Ж. Деррида, итальянский философ, историк, литературный критик, писатель У. Эко. В исследованиях ученых можно проследить мысли, смыкающиеся с положениями герменевтики. Р. Барт развивал подход к культуре как к Тексту, его концепция связана с современным искусством, поскольку искусство предполагает разные языки: языки живописи, скульптуры, театра, художника и зрителя и др. Барт выпустил книгу «Фрагменты речи влюбленного», в центре повествования - понятие «дискурс». В импровизациях, перформансах нет авторского диктата, поскольку автор-исполнитель - это одно лицо. Читатель играет с Текстом: он и исполнитель, и соавтор, он уподобляется праздному человеку, снявшему с себя все напряжения. Текст трактуется как посредник между автором Текста и читателем. Текст свободен: с ним можно играть, его можно переписать; Текст -это свободное пространство, по которому можно гулять - это занятие для аристократов, для людей с просвещенным досугом. Барт призывает воспитывать особого читателя-аристократа. На другой стадии постижения текста, читатель сталкивается с тем, что этот текст начинает осмысливаться, читатель обнаруживает в нём другой голос, так мир культуры начинает осмысливаться заново.29 Р. Барт оказал огромное влияние на семиотические исследования литературы и культуры. Семиотический анализ он применял к различным сторонам культурной жизни, даже при исследовании моды. Постмодернизм - это культурное течение, объединившее в своих рамках философию, эстетику, искусство, гуманитарные науки. Постмодерн начинался с художественного творчества. Термином «постмодерн» начали называть американский художественный авангард середины XX века. Но уже в 1960-1970 годы постмодерн представлял собой прежде всего философское течение и научную методологию. В этом направлении доминирует стремление включить в современную культуру весь опыт мировой истории путем ее ироничного цитирования: и в искусстве, и в социальной жизни. Термин «постмодерн» впервые был употреблен в работе Р. Паннвица «Кризис европейской культуры» в 1917 году. В середине 1950-х годов А. Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт термину «постмодернизм» культурологический смысл. Постмодернизм - это новая социальная философия рубежа тысячелетий - философия отказа от свободы в форме демократии и перехода к свободе анархической. Этому явлению характерен выход на новый уровень свободы, границы которого он не в состоянии очертить. Решающую роль в становлении этого направления сыграла трансформация традиционной семиотики в систему ощущений. Ученых интересуют совершенно новые направления в научных исследованиях. Французского философа, культуролога Жиля Делёза и французского философа Феликса Гваттари интересует тема «Желание». Тема «сексуального подавления» привлекает французского философа и теоретика культуры Мишеля Фуко. Тема «соблазна» интересует французского культуролога Жана Бодрийяра. Французский философ Юлия Кристева пишет эссе об «отвращении». В первую очередь это течение выступает за освоение опыта художественного авангарда, но стирает рамки между высоким искусством и массовой культурой. Элементы массовой культуры всё настойчивей вторгаются в классические шедевры мирового высокого, элитарного искусства, и этот процесс еще только набирает свою силу. Как мы уже обратили внимание на то, что постмодерн сознательно включает в процесс оригинального художественного творчества компиляцию и цитирование мирового художественного опыта, причем следует акцентировать внимание, что в творческие работы включаются элементы ироничного цитирования. Этот процесс вы можете наблюдать и в сценических работах, в художественных и в музыкальных произведениях и др. Постмодерн призывает к освобождению от «культурных ограничений», но не путем отказа от культуры, а посредством переосмысления многих ее форм. Подобное развитие культуры, видимо, было спровоцировано «информационной революцией» второй половины XX века. Основными теоретиками постмодерна можно назвать: Ж.Д. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ф. Джеймисона, И. Хассана, Ж. Дерриду, М. Фуко. Французский теоретик Жан-Франсуа Лиотар ввел в широкий обиход термин «постмодерн», определив его как кризис метарассказов или великих проектов. По мнению Лиотара большинство научных достижений постмодернизма связаны с коммуникацией, языком и хранением информации. Знание, которое не может быть транслировано в форму, используемую компьютерами, потеряется или никогда не будет оценено, считает ученый. Лиотар предполагает, что будущие войны будут вызваны спорами не по поводу территории, но по поводу контроля над знаниями. Культуролог и социальный теоретик Жан Бодрийяр доказывает, что в экономике центральное значение покупки и продажи материальных товаров заменяется покупкой и продажей знаков и имиджей. Ученый вводит понятие «симулякр» - это имидж того, что не существует и никогда не существовало. Он описывает совершенную модель «симулякрума» - это Диснейленд, который является копией вымышленных миров. С 1990-х годов постмодернизм стал одним из самых модных интеллектуальных течений.

Представители постмодернизма выступают с критикой науки, которая рассматривается как идеология и инструмент власти. По мнению Фуко, научное знание не объективно, это выражение лишь воли к власти. Постмодернизм делает науку ответственной за репрессивность власти, наука превращается в идеологию - это воплощение идей властвующих элит. Дискурс науки направлен на увеличение и расширение власти. Историческая наука, идея прогресса, выдвинутые эпохой Просвещения, представляются лишь как орудие власти, как расширение поля власти.

В теории культуры и искусства в XX-XXI веках происходят значительные перемены: в условиях всё растущего глобализма географические и исторические границы изучения теории этих наук расширяются; усложняется методология исследования, наука становится зависимой от коллективных усилий, что придает исследованиям международный характер. Появляется термин, который становится весьма актуальным для современной культуры - это термин «поколение». Мы называем современной ту культуру, которая создана поколениями людей, близкими нам по духу, с которым мы обладаем общим мировоззрением, идеями, идеалами. В этот период в западной истории культуры доминировали три школы: формальная школа, иконология и Венская школа.

Представителем формальной школы является Генрих Вёль-флин, который оказал огромное влияние на развитие теории искусства этого пгает исследователей от сравнительной оценки различных эпох, он считает такой подход достаточно рискованным в исследовании. И все же ему приходится отметить, что бывают эпохи, в которые именно определенный народ выражает в искусстве свои достижения: для Италии, например, это XVI столетие. Вёльфлин имел многочисленных последователей в своих концепциях. Однако любая теория на определенном этапе повергается критическому анализу, так и в недрах критики взглядов представителей формальной школы рождается следующее направление научной мысли, которое получило название Венской школы.

Представители Венской школы считают, что для понимания динамики развития художественного творчества, символических форм искусства, совершенно недостаточно тех методов анализа произведений искусства, который использовался в формальной школе. Венская школа выдвигает иные методы и категории в исследовании художественного творчества. Одним из видных представителей Венской школы истории искусства является австрийский теоретик искусства чешского происхождения Макс Дворжак. Необходимо заметить, что новое направление формировалось в полемике с формальной школой. Так известную полемику с формальной школой представляет его статья «Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи», которая основана на принципиально новой методологии. Дворжак пишет ряд работ, которые были опубликованы уже после его смерти. Название дал книге не сам автор, а его редактор, но именно это название публикации как нельзя лучше характеризует то новое, что было заложено в концепции автора. Книга называется «История искусства как история духа». Автор исследует духовное содержание искусства, связь с эпохой и его идейной жизнью. Как отмечает В.П. Шестаков, заголовок этой книги оказался лозунгом нового направления в теории культуры - история искусства рассматривается как история духа. Он избрал путь абсолютизации духовного начала в культуре. Интересы ученого простираются и на область европейской художественной истории, куда входит раннехристианское искусство, готика, Ренессанс, маньеризм, барокко, и на изучение творчества братьев ванн Эйк, Питера Брейгеля, Эль Греко. Дворжак признает прогрессивное развитие культуры, но рассматривает эту концепцию в соответствии с концепцией духовности - для него искусство Средневековья более духовно, нежели Античности. Он считает, что барокко более духовный, насыщенный период, нежели высокое Возрождение, который демонстрирует прогресс духовного начала. Огромную роль в становлении Венской школы сыграл Юлиус фон Шлоссер, который наследовал кафедру в Венском университете после смерти Макса Дворжака. Шлоссер опубликовал книгу под названием «Литература об искусстве» - это антология источников по истории искусства от Средневековья до конца XVIII столетия. В книге рассматривается эволюция представлений исследователей прошлых времен об искусстве. Исследование достаточно востребовано в кругу современных ученых. Большое внимание в своих работах Шлоссер уделял языку искусства. В своей работе «Стилистическая и языковая история искусства» он рассматривает контраст между историей стилей и историей языка. Представителем иконологического метода исследования является крупный американский историк искусства Эрвин Панофский. Диссертационное исследование Панофского посвящено теме «Теоретическое учение об искусстве Альбрехта Дюрера». Впоследствии он работает над такими научными темами, как: «Идея. К истории понятий старой теории искусства», «Перспектива как символическая форма», «О понятии художественная воля» и др. Панофский занимается понятийной структурой искусствознания, пытаясь приблизить теорию искусства к «чистому знанию», к точной науке. Рассматривая термин «вчувствование», ученый считает, что он не относится к произведению искусства как к таковому, а имеет отношение к воздействию на сознание. Наиболее современным и актуальным он считает термин «художественная воля», которое может отождествляться с индивидуальной волей художника. Следует обратить внимание на то, что автор рассматривает психологический аспект художественного творчества - художественная воля является психологической реальностью. В дальнейшем он приходит к выводу, что следовало бы использовать иной термин - «внутренний смысл». В своем поиске объективного смысла художественного произведения, Панофский отталкивается от философии Канта. Он детально разрабатывает метод иконологии в истории искусства. В своём научном труде «Исследование иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения» автор исследует три ступени в изучении произведения искусства:

  1. доиконологические описания,
  2. иконографический анализ,
  3. иконологическая интерпретация.

Панофский фиксирует принципиальное отличие между иконографией и иконологией. Первая относится к начальной стадии изучения, она связана с описанием произведения, его анализом, обнаружения визуальных схем, тогда как иконология предполагает изучение, синтез составляющих элементов, обращение к литературному или философскому контексту, позволяющему раскрыть внутреннее содержание произведения, мир символических ценностей. Панофского сравнивали с Вазари, он сформулировал новые проблемы и открыл новые принципы интерпретации художественного текста. Эмигрируя из Германии в США, он работал в американских университетах, и своей научной деятельностью сделал большой вклад в научную мысль этой страны. Можно констатировать, что уже перед Второй мировой войной произошла перекачка мозгов научной элиты в американские университеты. После войны никто из эмигрантов не вернулся к себе на родину, воспитав множество учеников, которые сегодня плодотворно работают в Америке. Однако предвоенная эмиграция шла не только в направлении США. Мощный поток эмигрантов хлынул и в Европу, в частности, в Великобританию. Остановимся на творческой и научной деятельности одного из значительных европейских исследователей XX века Эрнсте Гомбрихе. Он родился в Вене, где царствовала Венская школа истории искусства, учился в венском университете под руководством Юлиуса фон Шлоссера, следовательно, и унаследовал стремление рассматривать произведение художественного искусства в сложном культурном контексте. Ученого интересует психология восприятия художественного произведения, характеризует строгость в научных выводах. Гомбрих был теоретиком и историком культуры. В своей статье «Исследование истории культуры», которая вошла в его книгу «Идеалы и идолы», он акцентирует внимание на том, что исследование произведений искусства невозможно вне контекста культуры, к которой принадлежат эти произведения. Он предлагает новый термин, которым определяет пространство контекста культуры, и называет его «культурная история ». Гомбрих считает основоположником этой науки Якова Буркхардта, который в книге «Культура Италии эпохи Возрождения» рассматривает историю Ренессанса как единое культурное поле, синтезировав в единое целое живопись, музыку, политику, науку, религию, астрономию, нравственные кодексы, образование, праздники, частную жизнь. Не отдельно описав каждое явление, а соединив различные элементы в единое целое - это был совершенно новый научный подход в истории культуры. Например, одна глава в этой книге называлась «Государство как произведение искусства». Другим ученым, который интересовал Гомбриха, был голландский культуролог Йохан Хёйзинга. Гомбрих симпатизирует попытке Хёйзинги вывести культуру из феномена игры, которую тот предпринимает в своей книге «Homo Ludens» («Играющий человек»). У Хейзинги игра - это сущность любой культуры, это деятельность, которая предполагает правила. Таким образом, игра оказывается прафеноменом культуры: политика, спорт, дипломатия, война и др. предполагают элементы игры. Хёйзинга отмечает, что культура не может существовать без игрового начала. Нарушитель правил этой игры разрушает свою культуру. Стоит отметить, что Гомбрих обращается к анализу исследований ученых, которые всегда выражали общечеловеческие и гуманистические ценности, были борцами против фашизма. Гом-брих одним из первых историков искусства обращает внимание на художественную и эстетическую ценность карикатур. Многочисленные музейные хранилища и библиотеки коллекционируют карикатуры, посвященные моде, театру, портретам, но рассматривают их преимущественно, как историю нравов народа. Исследуя природу карикатуры, Гомбрих отмечает, что карикатурные шедевры Леонардо «демонстрируют новые способности ренессансного художника к универсальному изображению мира, проявляющему свободу воображения, вызывая смех, страсть и жалость»33. Эрнста Гомбриха считают не только историком, но и психологом культуры. Его научные труды переведены на многие языки мира. Одни из его работ носят просветительский и педагогический характер - это «Мировая история для детей», «Истории об искусстве», «Карикатура». Другие посвящены вопросам теории и психологии искусства: «Искусство: восприятие и реальность», «Искусство и иллюзия», «Чувство порядка. Исследование психологии декоративного искусства». Третья тема -это история искусств, его работы посвящены, в основном, проблемам Возрождения - «Норма и форма. Исследование искусства Возрождения», «Символические образы. Исследование искусства Возрождения», «Новый взгляд на старых мастеров. Исследование искусства Возрождения» и др. Гомбрих творит в современном исследовательском поле. Его интересуют семиотические теории культуры, и в своей работе «Искусство и иллюзии» он сравнивает искусство с языком, выдвигая идею о «лингвистике визуального образа». Он подчеркивает условный характер языка искусства, искусство использует образы и формы предшествующих традиций - эти идеи он развивает в книге «Язык истории искусства»34. Научный труд «Символические образы» посвящен и анализу творчества художников Возрождения (Боттичелли, Рафаэля, Мантеньи и др.), и философии символизма. Во второй части научного труда он исследует влияние неоплатонической школы философии на искусство Возрождения, а также на мецената, покровителя художников, патрона Боттичелли Лоренцо Медичи. Гомбрих очень осторожно и детально проводит научный анализ философского содержания творчества Боттичелли. Его несомненная заслуга - применение иконологического метода к анализу художественных произведений. Если мысленно обратиться в истории развития методов исследования культуры в пространстве и во времени (с этого мы начинали наше повествование), то сравнивая между собой все рассмотренные подходы к анализу культуры, необходимо отметить большой вклад научной деятельности Гомбриха, представителя Венской школы истории искусства, в развитие методологии исследования произведений культуры. Размышляя над темой прогресса в истории, Гомбрих отмечает, что он принадлежит к числу тех ученых, которые признают прогресс, но понимает он прогресс не как однолинейное поступательное движение от простого к сложному. На примере творчества великих художников Гомбрих рассказывает, как часто подъемы в культуре сопровождались падением, любая схема является упрощением и приводит в тупик исследователя.

В конце XX - начале XXI вв. история культуры оказывается в кризисе из-за авангарда, который выступает против традиционной, классической культуры и создает свою модель истории. Постструктуралисты призывают рассматривать художественное произведение только как Текст и провозглашают «смерть автору». В отличие от культуры Древней Руси, где авторство художественного произведения не указывалось в результате внутреннего мировоззрения Художника - аскетизма, скромности, сегодня, по мнению постсттуктуралистов, имя автора - это торговая марка. Провозглашается мысль, что вне текста ничего не существует, ставится задача создания науки о правильном чтении языка и знака. Понятия и методы традиционной истории культуры провозглашаются устаревшими. Культурология провозглашается междисциплинарной наукой, которая включает в себя ряд дисциплин: антропологию, лингвистику, искусствоведение, семиотику, психологию, основными понятиями которой становятся такие термины, как «текст», «власть» и др. Новое направление в исследовании культуры стимулирует интерес к методологии науки, к интердисциплинарному характеру исследований, появляются новые актуальные темы в исследованиях современной культурологии.

Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Материалы по теме
Смысл термина «культура»
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Определение политической культуры и политического сознания
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Первобытная культура
Монина Н.П., Культурология
Процессы социализации и инкультурации
Белинская Е.П., Этническая социализация подростка
Характеристика коммуникационных теорий межкультурных отношений
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Народ и нация в контексте культуры и цивилизации
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Русская идея и тенденции в развитии русской цивилизации в царский и имперский периоды
Монина Н.П., Культурология
Различие культур и этнические конфликты
Налчаджян А.А., Этнопсихологическая самозащита и агрессия
Оставить комментарий