Понятие деловой этики

Современная философская наука рассматривает мораль как один из важнейших общественных институтов, а также основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей. В то же время мораль представляет собой особую форму общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Мораль воплощается в оценочных суждениях о добре и зле, которые передаются в рамках культуры определенного общества от поколения к поколению.

Мораль выступает предметом изучения этики, которая представляет собой научную дисциплину, а также науку, область знания, интеллектуальную традицию.

Под деловой этикой подразумевается совокупность нравственных принципов и норм, которыми необходимо руководствоваться в деловом мире, нравственные аспекты отношений между участниками делового предприятия. Сюда входят отношения между предпринимателями в контексте горизонтальных рыночных связей, т.е. отношения между партнерами, акционерами, продавцами и покупателями, производителями товаров и услуг и их клиентами, а также отношения в контексте вертикальных связей: между работодателями, менеджера-ми и наемными работниками. Специфика деловой этики состоит в том, что ее субъектом выступают не только отдельные индивиды (как в классически понимаемой этике, относящейся всегда к личности), но и целые фирмы, действия которых также могут рассматриваться с точки зрения нравственности.

Деловую этику часто называют этикой бизнеса. Значение этих понятий необходимо уточнить. Понятие «этика бизнеса» является более широким, чем понятие «деловая этика», и современная западная научная литература помимо собственно деловой этики включает нравственные аспекты взаимоотношений бизнеса и общества. Кроме этого, этика бизнеса включает в себя всю совокупность ценностей и норм, определяющих и регулирующих предпринимательскую деятельность.

Главной проблемой собственно деловой этики является исследование общих нравственных предпосылок деловой жизни.

Участие человека в деловой жизни определено его представлениями о смысле жизни, достойном образе жизни, социально значимых целях, престижности тех или иных видов деятельности, успехе, собственности, материальном благосостоянии, взаимоотношениях людей в процессе хозяйственной деятельности.

Формирование нравственных предпосылок деловой жизни связано с тем, что нравственный характер деловой жизни ставился под сомнение до капиталистического периода мировой истории. В христианских странах Запада, ставших затем колыбелью буржуазного рынка, такие формы предпринимательства, как ростовщичество и банковское дело, торговля, использование наемного труда в мануфактурном производстве и др., подвергались суровым религиозным и нравственным репрессиям.

В европейском обществе не верили в добропорядочность и честность делового человека. Он покупает за одну цену, а продает товар за более высокую. Здесь таятся возможности обмана и неправедной наживы. Иоанн Златоуст говорил: «Ремесло купца неугодно Богу». По словам отцов церкви, трудно поверить, чтобы в отношения купли-продажи не затесался грех. Фома Аквинский считал, что торговля несет в себе «нечто постыдное», предполагая, что прибыль не может получаться без обмана и несправедливости.

На уровне русского народного сознания непризнание нравственности деловых отношений зафиксировалось в пословицах и поговорках типа: «Не обманешь - не продашь».

Занятие ростовщичеством накладывало на человека ничем не смываемое нравственное пятно. Немецкий проповедник и философ Бертольд Регенсбургский в своем обращении к ростовщику говорит: «Ты можешь принять крест папы, переплыть море, сражаться с язычниками, отвоевать святой Гроб, погибнуть за Божье дело и даже лечь в святой Гроб, и, тем не менее, при всей твоей святости душа твоя погибла» (Гуревич А.Я. Средневековый купец //Одиссей, с.100 - 104).

Радикальные изменения в представлении о нравственном облике западного делового человека произошли с распространением протестантской этики. Нравственное признание богатства и успеха как признаков богоизбранности и стремления к наживе как служения Богу привели к признанию нравственного достоинства деловой жизни. Протестантский капитализм, как показал в своем фундаментальном труде «Протестантская этика и «дух капитализма» выдающийся западный социолог М.Вебер, национализировал религию и экономику, вырвав ее из рук ростовщиков, попирающих местные интересы. Основой такого капитализма стало национальное самоуважение и ответственность держателей капитала. Была создана новая экономическая и предпринимательская мораль, основанная на уважении партнера и потребителя.

Особый подход к деловой этике, предлагал и другой выдающийся западный социолог - В.Зомбарт. Он выделял в деловой этике два неоднородных ценностных пласта. Во-первых, героическое, беспокойное «фаустовское» начало, дух раннего предпринимательства, симпатичный своей человечностью. И, во-вторых, прозаический, расчетливый мещанский дух зрелого капитализма.

Различие в подходах Зомбарта и Вебера состоит в том, что Зомбарт считал основанием капиталистической деловой этики любую форму религии, а Вебер -лишь протестантизм. Однако оба этих ученых едины в том, что главную роль в происхождении капиталистической деловой культуры отводят религии, а также духовно-этическим факторам. По определению В.Зомбарта, деловой человек, в частности капиталистический предприниматель, должен соединять в себе три типа нравственных качеств. Это качества завоевателя, организатора, торговца. Качества завоевателя - это способность составлять планы и осуществлять их с упорством, постоянством, волей к действию, решимостью, желанием побороть все препятствия на пути, “духовной энергией”. Качества организатора - умение соединять людей для успешной совместной деятельности, оценивать работников с точки зрения продуктивности их труда, заставлять людей работать с наивысшей степенью отдачи. И, наконец, качества торговца состоят в умении приобретать доверие, убеждать, пробуждать желание купить (см.: Зомбарт В. Буржуа, с.46-47).

В XIX веке появились философские и этические теории не только оправдывающие стремление к выгоде, успеху и богатству, но и провозглашающие такие установки универсальным принципом нравственности. Английский философы И. Бентам и Д.С. Миль создали философию утилитаризма, провозглашающую полезность основной ценностью и движущим мотивом человеческого поведения. В качестве нравственного идеала утилитаризм признавал «наибольшее счастье наибольшего числа людей», а критерием нравственности - достижение выгоды, удовольствия, добра и счастья. Индивидуальные интересы рассматриваются Бентамом как единственно правильные, общественные же интересы не принимаются им во внимание и сводятся лишь к совокупности индивидуальных.

В 70-х годах XIX века в Америке появилась философия прагматизма, а также были сформулированы основные ее принципы. Прагматизм рассматривал мораль как продукт индивидуального, а не общественного человеческого опыта. Критерием добра он видел удовлетворение человеком основных своих потребностей. Так, по мнению основоположников прагматизма, удовлетворение потребности в богатстве и успехе уравновешивается удовлетворением потребности общества в экономическом развитии, производстве материальных благ и услуг, создании рабочих мест и др.

Совсем по иному понимали основы деловой этики выдающиеся русские философы - В. Соловьев, Н.Бердяев, И. Ильин, С.Булгаков Н. Федоров и др. Данные ученые, также как М.Вебер и В.Зомбарт, рассматривали деловые вопросы в тесной связи с религиозно-этическим мировоззрением. Однако они призывали не к индивидуальным успехам, а к установлению “братских отношений между людьми”, ’’праведному хозяйству”. Человек-хозяин, по мнению русских ученых-философов, должен сочетать свою деятельность с чувством религиозной ответственности и высокими нравственными принципами. Всякая человеческая деятельность должна стоять под моральным контролем. Человек должен быть ответственен перед миром и, преобразуя мир, служить его «совершенствованию». Особенно важное значение имеет честное, искреннее желание послужить всеобщему благу, а не корыстным индивидуальным интересам.

Религиозно-нравственные ориентации, по мнению русских ученых, помогают деловому человеку трудиться творчески, предприимчиво и инициативно, дают собственнику чувство уверенности, доверия к людям, помогают ему любить труд, землю, родину, формируют хозяйственную солидарность.

Современные специалисты в области деловой этики исходят из того, что деловая жизнь очень сложна и многогранна, она затрагивает интересы слишком большого числа людей, чтобы к ней можно было подходить с единой универсальной шкалой оценок. Применительно к сфере деловой жизни нельзя дать однозначного заключения об абсолютной предпочтительности одних типов поведения и абсолютной недопустимости других. Альтруизм и эгоизм, гуманное и негуманное, общественное и антиобщественное поведение так тесно переплетены в деловой жизни, что ее оценка возможна лишь с позиций основных тенденций, добра или зла.

Каковы же этические составляющие деловой жизни? В качестве основных проблем деловой этики можно выделить нравственный аспект отношений между партнерами и конкурентами, деловыми людьми и их клиентами, между фирмами и наемными служащими. Основные нравственные проблемы на свободном рынке заключаются в честном выполнении контрактов, надежности партнеров и доверии, корректном отношении к конкурентам. Так, в истории становления деловой этики доверие, честность и надежность всегда выступали как основные добродетели делового человека, залог его репутации.

Важнейшей частью деловой этики является принцип взаимного доверия. Его роль увеличивается по мере того, как возрастает продолжительность деловых отношений. Чем долгосрочнее сделка, тем важнее и нужнее доверие. Установлению доверия в деловых отношениях способствуют такие нравственные факторы как порядочность, верность слову, компетентность, надежность, предсказуемость, открытость. Доверие укрепляется, когда стороны понимают возникающие проблемы, идут на их совместное обсуждение или решение, не оказывают давления друг на друга, уступают в некоторых вопросах, стараются расширить спектр взаимоотношений. Доверие уменьшается, когда растут претензии к друг другу, обязательства не выполняются.

Необходимым элементом свободного рынка является конкуренция. Она связана с ценностями свободы, инициативы, успеха. Конкуренция воплощает свободу личности в сфере экономики, она является основой динамики рынка, его гибкости и функционального соответствия потребностям общества. Главной предпосылкой конкуренции является свобода и равенство возможностей, «достижителъные ориентации», стремление к успеху. Однако зачастую конкуренция проявляется в жесткой борьбе, сопровождается безжалостным подавлением, вытеснением, разорением соперника. Именно в сфере конкуренции труднее всего соблюдаются моральные нормы. Поэтому поддержка, прежде всего, государства должна помочь смягчить негативные последствия конкуренции при сохранении ее положительного влияния на рынок.

Деловая этика регулирует отношения между производителями и потребителями товаров и услуг. Права потребителей защищает закон, однако могут возникать ситуации, когда используются недостаточная компетентность или бдительность потребителей по принципу - «на то и щука в море, чтобы карась не дремал». Деловая этика подразумевает поиск таких стратегий поведения, когда коммерческий успех достигается без «игры» с потребителем. При этом у продавца сохраняется деловая репутация.

Важнейшим аспектом деловой этики являются взаимоотношения между фирмами и наемными работниками. Наиболее распространенные нравственные проблемы в этой сфере - эксплуатация и манипулирование личностью, а также конфликт между нравственными принципами работника и ответственностью перед фирмой.

Эксплуатация и манипулирование человеком возникает, когда один обладает властью над другим и использует эту власть в своих интересах. Важнейшей причиной эксплуатации является неравномерное распределение власти и ответственности, когда решения принимаются единицами, а их последствия ложатся на всех служащих. Следует отметить, что, например в Японии принята этика «общего несения тягот», и в кризисные моменты именно руководство несет основную ответственность за принятие деловых решений. Частный случай манипулирования личностью - вторжение в частную жизнь (например, это сверхурочные работы, отнимающие свободное время от семьи и личных дел служащего). Руководство под предлогом соблюдения морали или религиозных норм может вторгаться в семейную, интимную жизнь работников, незаконно присваивает себе функции «воспитателя» и «блюстителя нравственности». Так, Г.Форд, рассматривал своих рабочих в качестве винтиков конвейерных линий, но платил им большую зарплату. Форд учредил «отдел социологии», который был своеобразной «полицией нравов». Служащие этого отдела посещали на дому всех рабочих заводов Форда и докапывались до каждого злонамеренного поступка, а провинившегося наказывали удержаниями из зарплаты, а также требовали его публичного раскаяния и исправления.

В США в настоящее время интенсивно обсуждаются такие проблемы деловой этики как сексуальные домогательства на службе, унижающие человеческое достоинство и грубо вторгающиеся в частную жизнь.

Конфликты между моральными принципами работника и ответственностью перед фирмой возникают вследствие существования у людей противоречивых нравственных мотивов - чувства долга, благодарности, лояльности, дружбы, симпатии, а также ориентаций на успех, лидерство, карьеру.

Нравственные обязанности наемных работников перед фирмой предполагают дисциплину и лояльность. Например, в случае предстоящих массовых увольнений имеет ли осведомленный служащий моральное право предупредить тех людей, с которыми он связан дружескими чувствами, или он должен соблюсти тайну, как ему предписано руководством? Традиционные представления о дисциплине и лояльности в фирме состоят в предпочтении нравственных обязанностей перед фирмой всем другим обязанностям и интересам.

Другим истоком конфликта ценностей являются, так называемые, «до-стижительные ориентации» - успех, лидерство, соперничество, карьера, которые многие фирмы культивируют среди своих работников. В таких условиях перед личностью встает выбор между нормальными, человеческими, дружескими отношениями между сослуживцами или реализацией собственных карьерных устремлений.

Защитники жесткой конкуренции между служащими ссылаются на то, что «достижительные ориентации» способствуют прогрессу в деле. Однако необходимо учитывать тот факт, что атмосфера противостояния, соперничества, недоброжелательности часто приводит не к росту деловой эффективности, а к ухудшению морально-психологического климата в коллективе, и, как следствие - ухудшению работы. В целом данная этическая проблема требует решения, направленного на поддержание разумного баланса между высокими «до-стижительными ориентациями» служащих и доброжелательной, неконфликтной атмосферой в фирме.

Сегодня в связи с растущей потребностью общества в свободе и открытости, нравственные обязанности сотрудников перед фирмой корректируются в сторону права наемных работников на относительную нравственную независимость от компании и линию поведения, преследующую собственные нравственные идеалы.

Каковы же способы поддержания деловой этики в мире? Часто встречается точка зрения, что свободный рынок способен сам поддерживать нравственное поведение на должном уровне, ибо тот, кто нарушает правила рыночной игры, отступает от норм честности, добросовестности, справедливости, в конечном итоге теряет доверие партнеров и клиентов и терпит поражение в конкурентной борьбе. Это, конечно, так, но, с другой стороны, необходимые для развития свободной конкуренции «достижительные ценности», часто выходят за рамки «мирного соревнования», способствуют постоянному нарушению нравственных норм. Поэтому многие практики и теоретики бизнеса считают, что деловая этика нуждается в сознательной поддержке.

Многие фирмы принимают внутренние этические кодексы, предписывающие определенные нормы и правила поведения, обязательные для соблюдения всеми служащими. Этические кодексы предназначены для того, чтобы сделать определенные нормы деловой этики не просто предметом свободного выбора служащих, а придать им институциональный характер.

Практика показывает, что включение этического измерения в деловую жизнь определяется прагматическими мотивами, т.к. это полезно и выгодно. Средством контроля за соблюдением норм деловой этики являются санкции предпринимательских кругов и широкой общественности, словесное или печатное одобрение или неодобрение, доброжелательные или недоброжелательные слухи, улучшение или ухудшение репутации.

В работе американского социолога Л.Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения:

  1. «Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании». Принцип основан на учении древнегреческой философии о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными (Протагор).
  2. «Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действие честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению». Принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях, честности, открытости и умеренности.
  3. «Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, чувства того, что все мы работаем на одну общую цель». Принцип основан на заповедях всемирных религий, призывающих к добру и состраданию (Св. Августин).
  4. «Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества». Принцип основан на учении Гоббса и Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за блага.
  5. «Никогда не делай того, что не ведет к большому благу или ведет к вреду для общества, в котором ты живешь». Принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И.Бентамом и Д.С. Миллем.
  6. «Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации». Принцип основан на категорическом императиве И.Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме.
  7. «Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других». Принцип основа на взглядах Руссо и Джефферсона на права личности.
  8.  «Всегда поступай так, чтобы максимализировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат, ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства». Принцип основан на экономической теории А.Смита и учении В.Парето об оптимальной сделке.
  9. «Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе». Принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса.
  10. «Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию». Принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества (см. в кн.: Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру, с. 50-51).

В той или иной степени данные принципы присутствуют в различных деловых культурах. Целью мирового делового сообщества является тип отношений, основанный на морально-этических принципах. Важным шагом в этом направлении является Декларация «Принципы бизнеса», принятая в швейцарском городе Ко (Caux). В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, Ее инициаторами были руководители крупнейших корпораций США, Западной Европы и Японии.

В преамбуле «Принципов бизнеса», в частности говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но недостаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в сфере бизнеса. Разделяемые всеми ценности, включая обстоятельство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба.

В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

  • ответственность бизнеса - от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
  • экономическое и социальное влияние бизнеса, приближающее человечество к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
  • этика бизнеса от буквы закона к духу доверия;
  • уважение правовых норм;
  • поддержка многосторонних торговых отношений;
  • забота об окружающей среде;
  • отказ от противозаконных действий.

Российский ученый, специалист в области деловой культуры и этики П.Н.Шихирев и американский бизнесмен Р.Андерсен выделили два универсальных типа предпринимателя, но полярных по их моральной ориентации. Первый из них был назван «акулой», второй - «дельфином».

Первый руководствуется принципами: «деньги не пахнут» и «все дозволено», второй - принципами «честь выше прибыли» и «не хлебом единым жив человек». Образы двух морских животных выбраны не случайно как моральные антиподы. Выделенные типы деловых людей практически неразличимы по большинству качеств. Оба наделены от природы незаурядными способностями: умом, энергией, независимостью, самостоятельностью. Их цель состоит в том, чтобы получать прибыль, доход, выгоду, наживать. Одновременно данные типы противоположны по важнейшему нравственному параметру - социальной ориентации, основанной на системе базовых отношений к людям, обществу и природе. Соответственно, различна их идеология, различны ответы на ключевые, смыслообразующие вопросы: что такое мир, для чего я живу, как достичь цели, кто мой союзник, а кто - соперник, конкурент. И, соответственно, различны наборы средств, используемых для достижения цели.

«Акула» принципиально никому не верит, проецируя на окружающих свои собственные цели, приписывая другим стремление переиграть, обмануть, получить все, ничего не дав взамен. «Дельфин» видит людей в разнообразии, в противоречивости их добродетелей и пороков, он не считает, что все они хотят его обмануть. Изначально «дельфин» он настроен на доверие. Отсюда открытость его поведения, готовность раскрыть свои планы и намерения. «Дельфин» приглашает к сотрудничеству и готов поделиться всем, что у него есть.

Другая особенность, принципиально отличающая «дельфина» от его антипода - «акулы», - отсутствие жадности, стремления захватить все. «Дельфин» живет по принципу: «Живи и давай жить другим». «Акула» - по принципам: «Хватай и беги» и «Победитель получает все». Отсюда постоянная подозрительность и недоверие «акулы», стремление контролировать каждый шаг партнера, потенциального противника. Ей, «акуле», чужда идея, что вместе можно сделать так много, что, разделив совместно созданный продукт, каждый получит намного больше, чем в одиночку. «Дельфин», напротив, доверчив. Он не истолковывает неверный шаг партнера как следствие злого умысла и легче прощает ошибки при условии неповторения их в будущем.

Поддержка «дельфина» и ограничение «акулы» - цель деловой этики, когда необходимо соотнести личные и общественные интересы без ущерба для тех и других, выбрать между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом, между материальными или духовными, моральными ценностями.

Ключевые слова: Этика, Менеджеры
Источник: Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М. Беспалова. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2016. - с.
Материалы по теме
Особенности российской деловой этики
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Этика философии Иммануила Канта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Профориентация, консультация и психологический отбор в проблеме подготовки менеджеров
...
Требования к менеджеру
Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Этика адвоката — составная часть юридической этики
Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации
Этика деятельности руководителя
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Социальный капитал менеджера
...
Авторитет менеджера
Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий