Особенности российской деловой этики

Историю России можно разделить на четыре относительно самостоятельных отрезка: от истоков до петровских реформ; от реформ до Октябрьской революции; от Октябрьской революции до перестройки и от начала перестройки до наших дней. Рубежи, отделяющие одну эпоху от другой - «великие потрясения», которые, тем не менее, не смогли потрясти до конца основы российской деловой культуры.

Черты российских деловой культуры и деловой этики предопределили российский климат, обширная территория, срединное положение между Востоком и Западом, общинный тип организации хозяйства.

Выдающийся русский историк В.Ключевский отмечал в русском национальном характере, наряду с противоречивостью, деловые черты - осмотрительность и расчетливость. Он писал: «Великороссия XIII - XV вв. со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвидимых затруднений и неприятностей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко смотреть за природой, смотреть в оба, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями. В условиях суровой и своенравной природы... невозможность рассчитать наперед, заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразилось на складе ума великоросса, на манере его мышления. В одном уверен великоросс - что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучился к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего или зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии» (см. в кн.: Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру, с.80).

Г еополитическое положение России между двух цивилизаций - западной и восточной - имело свои нравственные последствия. Если в домонгольский период развитие российской деловой культуры шло в русле западноевропейской цивилизации, а в экономике, социальной и культурной жизни проходили процессы и тенденции сходные западным, то с середины XII в. в русском обществе формируются иные стереотипы делового поведения, устанавливаются иные ценности. Благодаря монгольскому нашествию, на Русь пришли образцы восточной цивилизации. Особенно резкие изменения были в торговых обычаях, обрядах, формах и способах ведения дела, нормах деловой этики. Типичной для Руси организацией хозяйства и торговли стали восточные гостиные дворы, торговля не велась без взяток, национальный русский костюм стал напоминать азиатский, в деловой обиход вошли восточные слова (например, «таможня»). В сфере деловых отношений стали распространяться в основном краткосрочные сделки. Все, что надо было делать в торговом мире, делалось быстро, иначе говоря, «железо ковалось, пока горячо». Поощрялись ловкость и удачливость купцов. Сделки, сопровождаемые уговорами, нажимом, завышением цены, обманом, не считались неэтичными. Чем дальше от дома, тем позволительнее было взять чужое. Преступлением же считалось украсть у родственника или у соседа.

Были случаи, когда купцы меняли свою «специализацию» и становились грабителями. Это, например, знаменитые новгородские купцы - «ушкуйники», которые промышляли на Волге на быстроходных лодках и занимались обычным пиратством. Иногда они грабили целые города - Новгород, Казань, Астрахань и другие. Чтобы защититься от этих набегов, купцы нередко брались и за оружие. Важными становились такие нравственные свойства их личности, как смекалка, расчетливость, энергичность, самообладание.

К началу Петровских реформ в России постепенно сложились четыре основных типа деловых людей: «казенные», т.е. предприниматели, работавшие на нужды царского двора; «гости» - представители русского купечества; «немцы» - иностранцы; «монастырские» - представители монастырей, занимавшиеся разнообразной экономической деятельностью.

Характеризуя двухсотлетний период от петровских реформ до октябрьской революции, следует отметить, что страна сделала очень многое. Фактически Россия обрела ранг крупнейшей державы, встала вровень по многим областям экономики и культуры с ведущими странами мира.

Результаты достижений России, в том числе и в областях деловой культуры и деловой этики, были такими: российский рубль стал одной из двух валют в мире, которые обменивались на золото; Россия стала одним из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции на мировом рынке; в 1911 г. по просьбе американского правительства царское правительство сформировало группу русских инженеров и послало их в США, чтобы помочь создать там военную промышленность; российская культура того времени известна как культура серебряного века. К этому следует добавить отмену крепостного права в 1861 г., последовавшие великие реформы, первые ростки российской демократии, появившиеся с Манифестом 1905 г., резкое снижение коррупции при правительстве Витте, высокую репутацию российских деловых людей за рубежом. В деловые будни входили новые афоризмы, среди них известное выражение купца и основателя Третьяковской галереи П.Третьякова: «Мое слово дороже денег».

В 1912 г. российское деловое сообщество приняло свой первый этический кодекс:

«Семь принципов ведения дел в России»

Уважай власть.
Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

Будь честен и правдив.
Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.

Уважай право частной собственности.
Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо Отчизны.

Люби и уважай человека.
Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождают ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

Будь верен своему слову.
Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

Живи по средствам.
Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

Будь целеустремлен.
Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грани дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Вместе с тем, русская деловая культура и деловая этика формировались через множество препятствий. Можно назвать ряд причин, разрушавших «деловой дух» в России.

Веками дискредитировали деятельность носителей деловой культуры и деловой этики - русское купечество - чиновники. Они не только принижали, но и блокировали купечество в политике и экономике. Например, правительство Петра I считало возможным не только “заимствовать” в случае необходимости у купцов деньги, вводя выгодные для себя постановления, подрывать торговлю непродуманными экономическими мерами, но и не отказывалось от различных мер наказания и унижения, включая порку, которой подвергались лица, относящиеся и к 1-й гильдии.

В действиях верхов, казалось-бы, защищающих нарождающееся торговое сословие, четко проходила линия экономического соперничества. На недоброжелательные характеристики русских деловых людей - купцов не скупились и купцы иностранные, что создавало в глазах правительства отношение к русским купцам как к “второсортным” людям по сравнению с купцами “заморскими”.

При Екатерине II делались послабления купцам, Екатерина пыталась изменить общий взгляд на торговлю и торговый дух, но попытки императрицы поддержать и развить деловую культуру в России успехом не увенчались. Воспротивилась наиболее привилегированная часть дворянства.

Хотя правительство в те или иные критические периоды неоднократно обращалось к купцам за помощью и поддержкой, сословная политика в отношении купечества оставалась по-прежнему дискриминационной.

В девятнадцатом веке происходило то же самое. Делиться властью с деятельным купечеством дворянство не только не намеревалось, но и делало все возможное, чтобы не допустить его политического возвышения, при каждом удобном случае подчеркивало его “подлость” и низкое происхождение.

Общественная ущемленность купцов влияла и на их социальное мироощущение. Многие из них принимали навязываемые им сословной системой правила игры и добивались чинов, званий, дворянского статуса.

Следует обратить внимание и на то, что не только купечеству, но и нравственным ценностям, составляющим основу и дух их деятельности - активности, самостоятельности, деловитости, инициативе, предприимчивости и др. - в русском государстве зачастую ставились препятствия. Так, русский философ Н.Бердяев писал: “Огромная, превратившаяся в самодовлеющую силу, русская государственность боялась самодеятельности и активности русского человека, она слагала с русского человека бремя ответственности за судьбу России и возлагала на него службу, требовала смирения” (Бердяев Н.А. Судьба России, с. 66).

У купечества в прошлом существовали противники не только “справа”, но и “слева”, со стороны революционных демократов, пытающихся доказать возможность некапиталистического пути развития для России, указывающих на исключительно земледельческий характер страны.

Противником купечества была и революционно-демократическая литература, которая ярко показывала картину предпринимательской беспечности и плутовства. В литературе прошлого века трудно найти произведение, в котором русский торговец и промышленник были бы положительными персонажами, несмотря на то, что в жизни они были. Для великих русских писателей -М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского - предприниматель - не человек, управляющий крупным предприятием, не “мозговой центр” дела, не талантливый экономист, а разоритель, делец, любитель быстрой наживы, взяточник и аферист.

М.Горький не раз подчеркивал, что вся наиболее талантливая литература выступала более или менее резко против “деятеля”, стараясь изобразить его как можно хуже, ограниченнее. Максималистское утверждение “деятель - существо ограниченное...” нашло блестящее художественное воплощение в произведениях писателя.

Русским писателем, особенно активно изображавшим аморальность, хищничество нарождавшейся буржуазии, был М.Е.Салтыков-Щедрин. В циклах его очерков обличалась потребительская психология “пенкоснимателей”, “господ ташкентцев”. Салтыков-Щедрин не раз писал о том, что сюжетообразующим фактором в современной ему действительности должно стать обличение буржуазных дельцов. Сатирик создавал собирательный тип предпринимателя-дельца и окружающей его атмосферы спекулятивного ажиотажа, рвачества, разнузданного приобретательства. Колупаев, Разуваев, Дерунов, способные лишь на то, чтобы на вопрос “Что есть истина?” в лучшем случае ответить: “Распивочно” и “Навынос”.

Эстафета Салтыкова-Щедрина в изображении предпринимателей как взяточников и аферистов была подхвачена Н.А.Некрасовым. Сатирическому изображению буржуазного хищничества посвящена его поэма “Современники”, сюжет которой построен на достоверных фактах. Некрасов показал новых “хозяев жизни” - спекулянтов, авантюристов, дельцов, которые в семидесятых годах XIX века выдвинулись на первый план российской действительности.

Особенно сильное впечатление на читателей при оценке российских деловых людей производили статьи Н.А.Добролюбова, который назвал выходцев из купеческой среды “темным царством”. После его статей, получивших активную поддержку русской демократической интеллигенции, данная им характеристика “темного царства” была общепризнанной в течение ряда лет. Об этом с горечью писал П.Бурышкин, автор известной книги “Москва купеческая”, сам выходец из купеческого сословия. Признавая реалистичность комедий А.Н.Островского, рисующих аморальность, самодурство купцов, Бурышкин все-таки не мог понять, как на основе анализа нескольких драматических произведений можно было судить обо всем сословии (см.: Бурышкин П. Москва купеческая).

Сосредоточивая внимание на окарикатуренных чертах своих героев-купцов, демократическая литература часто создавала поверхностную, искаженную картину общественной жизни, способствовала формированию деформированного общественного мнения. Результатом этого было, например, то, что в Москве, которая хотя и считалась крупным деловым центром, где представители торговли и промышленности занимали руководящие места во всех некупеческих слоях общества (дворянстве, чиновничестве, интеллигенции), отношение к деловым людям, прежде всего, к предпринимателям было высокомерным.

Вместе с тем, следует отметить, что сибирская литература по-иному, чем литература российская, с большим уважением относилась к деловым людям. Так, ценности культуры предпринимательства отражены в произведениях Д.Н.Мамина-Сибиряка, а также в романе В.Я.Шишкова “Угрюм-река”.

В романе Шишкова создан яркий образ сибирского капиталиста - Прохора Громова. Поражает инициатива Прохора, его деловой размах, энергия, предприимчивость. Однако, искренне восхищаясь способностями своего героя, Шишков отказался сделать из него “героя своего времени”. Конец романа трагичен. Возможно, в образе П. Громова отразилась оценка предпринимательского сословия молодой Советской Властью, которой симпатизировал Шишков. Побеждает в его романе весьма распространенная оценка деловых людей в России: “Когда дед воровал, сын грабил, а внук разбойничает”, - он не достоин иной участи, чем показано в конце романа.

Важная причина неприятия предпринимательства в России коренилась и в столкновении православных идеалов русского народа, где скромность и бедность возводились в ранг общественных добродетелей, с реальной практикой обогащения. Богатство и зло в представлении большей части российского населения всегда существовали нераздельно. Нищие же, аскеты и убогие в противовес купечеству вызывали сочувствие народа на протяжении веков.

В традициях православной религии (исключая старообрядчество) человек должен избегать соблазнов материального мира (стремление к прибыли - один из самых сильных соблазнов), поэтому глубоко верующие русские купцы жили с постоянным ощущением вины и пытались искупить перед богом вину глубокой верой и благотворительностью. У предпринимателей существовало и чувство обостренной вины перед народом. Их широкая благотворительность и меценатство отчасти объясняются этим. В западной же культуре, например, эти явления были в значительной мере менее выражены.

Даже в русских сказках, имеющих огромное значения для познания народного характера, мировоззрения народа, его нравственных предпочтений и хозяйственных склонностей, образ богача рисуется в основном темными красками (исключение - сказка “Садко”, которая показывает представителя древней русской торговой культуры, новгородского купца Садко).

Ни одно сословие не получило столь обидных кличек у народа, как купцы: “самоварники”, “аршинники”, “протобестии”, “надувалы заморские” -клички, которыми награждал деловых людей народ.

Рассматривая причины, помешавшие утвердиться в России ценностям русской деловой культуры и этики, следует отметить, что и сами деловые люди, в частности предприниматели, мало сделали для изменения антибуржуазных настроений. Они не были сплочены, не создали профессиональной группы, способной, во-первых, переломить отечественные настроения, во-вторых, доказать значимость своих ценностей, утвердиться в качестве представителей новой общественной силы. Наоборот, в своих оценках, суждениях, воззрениях представители деловой культуры часто смыкались с теми, кто не хотел никаких перемен. Ценности культуры предпринимательства в России открыто популяризировали лишь несколько периодических изданий. Для утверждения важной роли предпринимательства в обществе и изменения общественных настроений этого было, конечно, мало.

Важно заметить, что российские предприниматели не создали и развитой науки предпринимательства, отражающей их профессиональный дух, особую деловую культуру и этику.

Однако следует отметить, что наряду со многими положительными чертами, российское купечество было носителем и ряда таких как жадность, мотовство, склонность к обману и спекуляции. В итоге русские хищники получили по заслугам и преподнесли урок предпринимателям всего мира, показав, что надо делится вовремя, иначе потеряешь все.

Большинство исследователей, обратившихся к русской деловой культуре и этике, считает, что деловой, предпринимательский элемент в русском народе истребило революционное насилие, а вместе с ним были полностью уничтожены и ценности деловой культуры. Конечно, сегодня мы можем констатировать, что важнейшие культурные уклады, выработанные народом столетиями, оказались разрушенными революцией. Хотя разрушение старых культурных достижений и замена их новыми - процесс исторически неизбежный, но в России это разрушение произошло стремительно и резко насильственно. Многие из культурных образований были вполне жизнеспособны, а некоторые еще только начали созревать. Так произошло и с деловой культурой России. Предпринимательское сословие, только начавшее набирать силу и быстро увеличивать свою роль в общественно-культурной жизни страны, казалось бы, вполне жизнеспособное, быстро было разрушено.

Однако предприниматель был уничтожен как основная и центральная фигура экономики. Его же ценности, его “миросозерцание”, а также и его “дух” не могли быть полностью искоренены в народе. Они неизбежно должны были сохраниться и продолжить свое существование в иных, скрытых формах. Отметим, что и в годы Советской Власти деловой, предпринимательский дух в стране частично сохранялся. Безусловно, в Советском государстве стиль жизни, нормы и ценности предпринимательской культуры рассматривались как эксплуататорские, паразитические, вызывающие лишь неприязнь и раздражение трудящихся. Культура предпринимательства связывалась лишь с эксплуатацией, хищничеством, бесчеловечностью, “грязными” способами наживы. О меценатстве, просветительских заслугах русского купечества либо умалчивалось, либо они рассматривались как особый вид эксплуататорского лицемерия. Однако система не могла существовать длительное время без собственных моделей делового успеха. Уже к концу гражданской войны руководству страны стало ясно, что способствовать восстановлению экономики может не политика военного коммунизма, а новая экономическая политика. В период нэпа оживление внутреннего рынка, насыщение его товарами помогло частичному восстановлению деловой культуры, хотя внимание было обращено, главным образом, не на индивидуальное, а на коллективное хозяйство, традиционные ценности общины и кооперативного труда. Хозяйственная культура нэпа сменилась политикой, направленной на приоритет государства как основы хозяйственной жизни. За годы социализма в советской культуре сложился ряд ценных форм хозяйственной деятельности, состоявших в ориентации на такие нравственные качества, как рачительность, чувство хозяина, экономия, учет, контроль, энтузиазм, самоотверженность, ответственность, исполнительность, дисциплина, организованность, профессиональный успех, надежность, а также соревновательность и трудовое соперничество работников. Вместе с тем, социалистическая культура стремилась заменить личные параметры успеха идеей трудового героизма, бескорыстного служения победе “общего дела”, что не оставляло места для развития культуры повседневного труда и личной предпринимательской инициативы. Моделями делового человека, унаследовавшими в какой-то мере дух русской деловой культуры, стали стахановцы, ударники труда, выдающиеся администраторы-управленцы, талантливые производственники, представляющие собой особый склад делового человека советской эпохи. Модели делового человека в художественном воплощении создавало советское искусство. Так, образцами деловых людей, руководителей производственных коллективов советской эпохи, были, например, Дмитрий Вяхирев из “Битвы в пути” Г.Николаевой, инженер Карабаш из “Утоления жажды” Ю.Трифонова, Батманов из романа “Далеко от Москвы” В. Ажаева, Чешков из пьесы И.Дворецкого “Человек со стороны”, директор Друянов из пьесы А.Вейцлера и В. Мишарина “День-деньской” и многие другие. Советская эпоха поддерживала хозяйственную инициативу различными методами: от жестоких репрессивных решений до методов поощрения, с помощью средств материального и морального стимулирования.

Однозначно негативными чертами советского хозяйства, повлиявшими на криминальный характер частной инициативы в советскую и постсоветскую эпоху, является преследование предпринимательства законом, а также скудость рынка и дефицит товаров, что формировало у людей повышенный интерес к потреблению, порождало потребительский индивидуализм, не связанный с конструктивной хозяйственной деятельностью.

Тем не менее, общий вывод о советском этапе развития деловой культуры и этики состоит в том, что в советский период они утратили многое из дореволюционных приобретений и отстали от многих прогрессивных тенденций в международной деловой культуре.

Темы: Этика, Менеджеры, Россия
Источник: Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М. Беспалова. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2016. - с.
Материалы по теме
Понятие деловой этики
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Профориентация, консультация и психологический отбор в проблеме подготовки менеджеров
...
Генотип российской политической культуры
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Требования к менеджеру
Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Реформы и политика РФ в 1992–1993 гг.
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Этика адвоката — составная часть юридической этики
Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации
Этика деятельности руководителя
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Этика философии Иммануила Канта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Оставить комментарий