Политические взгляды Жан Кальвина

Жан Кальвин (1509-1564) — французский реформатор, основатель кальвинизма (пуританства). Юрист по профессии. Под влиянием идей Лютера отрекся от католицизма (1531) и примкнул к протестантскому движению. После 1536 г. Кальвин отходит от Лютера в вопросе о предопределении (доктрина, утверждавшая, что Бог предопределил все явления и все события в начале Творения мира и что только своим избранникам он сулит избавление), Церкви, Христе и таинствах. Главным в доктрине Кальвина становится не вера, как в лютеранстве, а Благодать Божья.

В «Вестминстерском исповедании» Кальвин изложил основные положения своего учения. Суть их в следующем:

  • есть Бог, Всевышний, который создал мир и который им правит, но который непостижим для ограниченного разума людей;
  • Бог создал мир во славу себе;
  • этот всемогущий и таинственный Бог заранее предопределил каждому из нас спасение или осуждение на погибель, мы же своими действиями бессильны изменить его предначертания;
  • человек, которого он предопределил к спасению или гибели, должен трудиться на умножение славы Божьей и на создание Царства Божьего на земле;
  • дела мирские, человеческая природа, его плоть относятся к категории греховности и гибели, спасение же даруется человеку свыше как благодать.

Преследуемый католической церковью, Кальвин эмигрировал из Франции. Два года жил в Женеве, где возглавил реформаторское движение. Ввел строгую дисциплину в протестантских общинах. Позднее Кальвин был изгнан из Женевы, но в 1541 г. с почетом возвращен и наделен полномочиями церковного диктатора, признан учителем протестантской религии, главой реформированной церкви («Женевским папой»). Он создал своеобразную структуру политической организации, основными звеньями которой стали кальвинистские общества — главные распространители идеологии протестантства в странах Европы.

Кальвинизм, по сравнению с лютеранством, упростил христианский культ, приведя его в полное соответствие со Священным Писанием (не только с Новым, но и с Ветхим Заветом). Соединяя государство и церковь в единое целое, в отличие от лютеранства, он сохранил по отношению к первому относительную независимость. Одной из главных обязанностей церкви Кальвин считал упрочение благополучия государства, а государства — обеспечение благополучия церкви.

Согласно его концепции, идеальное государство — это республика, в которой граждане избирают аристократов духа, способных управлять государством, и в которой власть распределена равномерно между членами городского магистрата, получившими свои полномочия от Бога и обязанными применять Закон Божий (заключенный в сердцах граждан) к делам гражданского общества. Борясь за чистоту вероучения, Кальвин использовал насильственные средства. По его настоянию был приговорен к сожжению на костре теолог Михаил Сервет, якобы не признавший догмат троичности. Эта участь постигла и многих других инакомыслящих ученых-гуманистов. Однако идеи кальвинизма были восприняты нарождавшимися буржуазными предпринимателями, которые осуществляли свою деятельность, преисполнясь сознанием богоизбранности, рассматривая ее как непосредственный результат проявления божьей воли.

Общественно-политические взгляды Кальвина оказали огромное влияние на концепции церкви и государства западного мира. Они определили идеи гугенотов во Франции, пуритан в Англии, а через них — раннюю политическую культуру Америки. В XX в., после некоторого ослабления в XVIII-XIX вв., кальвинизм снова возродился. Свои религиозные и политические идеи Кальвин изложил в книгах «Наставление в христианской вере», «Научение и исповедание веры» и других произведениях.

Темы: Ренессанс, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политическая концепция Френсиса Бэкона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Социально-утопические политические учения
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Данте Алигьери
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Политические взгляды Марсилия Падуанского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Эразма Роттердамского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Мартина Лютера
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политико-реалистическое направление Никколо Макиавелли
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Бодена
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий