Политические взгляды Данте Алигьери

Главным центром гуманистического движения стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса. Первым, кто выступил с рационалистической идеей преобладания светского законного порядка над религиозным, был великий поэт и политический мыслитель Средних веков и начала эпохи Возрождения Данте Алигьери (1265-1321). Он был, по определению Ф. Энгельса,

«...последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени».

Социально-политическая практика Флоренции, горячим патриотом которой был Данте, оказала огромное влияние на мировоззрение, общественные идеалы поэта. При этом он ощущал себя не только гражданином Флоренции или даже Италии, но и всего мира. Именно Данте находился у истоков новоевропейского рационализма, утверждавшего возможность устройства общества, государства на разумных началах.

В 1311 г. он издал трактат «Омонархии» (De monarchia), в котором изложил свою теорию «всемирного владычества» императоров. Главная идея трактата — император, осуществляющий и олицетворяющий земную власть, получает ее не от Папы, а непосредственно от Бога. Полная независимость монарха от верховного духовного владыки — необходимое условие, обеспечивающее людям мир и благополучие, без чего невозможна реализация земного назначения человека.

Трактат содержит три части: в первой доказывается необходимость всемирной монархии, во второй — принадлежность ее римскому народу, в третьей — непосредственное происхождение императорской власти от Бога, а не от Папы. Сообразно с учением Фомы Аквинского, Данте считает высшей целью деятельность совершенствующегося разума человеческого рода, который в своем развитии достигнет своего назначения — всеобщего мира, и гармонии, а в практическом смысле — всемирной монархии.

Он приводит основные аргументы в пользу настроения всемирной монархии:

  • человеческий род имеет одну цель, и в нем единый разум, единая цель требуют единого управляющего начала, следовательно, государство должно управляться одним монархом;
  • устройство целого есть высшее благо, нежели устройство частей, первое составляет цель последнего, поэтому устройство отдельных частей человеческого рода должно подчиняться устройству целого;
  • подобно единому Богу, владычествующему во всей Вселенной, человеческий род также должен быть устроен по образцу этого единства;
  • как в отдельном государстве возникающие споры устраняются волей разумного монарха, так и в мире правда лучше всего водворяется всемирным монархом, «ибо ему близок весь человеческий род»;
  • в монархии правители существуют для граждан, а не граждане для монарха. Всемирный монарх издает законы для всего человеческого рода, а граждане применяют эти законы в своих странах и регионах;
  • поскольку единство — высшее благо, недопустимо жертвовать единством множеству.

В теории всемирной монархии Данте проявляется то общечеловеческое начало, которое исходит из общих нравственных начал, составляющих одну из существеннейших сторон средневековой жизни.

Обращаясь к истории всемирного владычества римлян, Данте находит подкрепление защищаемой им теории. Величие Рима, замечает он, «в его призвании установить не собственные выгоды, а общее благо — всеобщий мир, который составляет цель всякого права». В его победах «ясно видна рука Провидения, ибо каждая битва есть суд Божий». Подкрепляя эту мысль философским доводом о том, что власть не есть субстанция, как человек, а известное отношение, он делает вывод об особом родовом понятии власти, имеющем свое мерило. Таким высшим мерилом власти является не Папа, не император, а Бог, управляющий вселенной.

Данте приводит несколько аргументов против всевластия пап.

Во-первых, церковная власть не может быть причиной власти императорской, ибо последняя существовала и действовала, когда первой еще не было. Во-вторых, церковь не имеет права утверждать императоров, ибо она такого права ни от кого не получала. «Она не получала его от Бога, она не получала этого права и от себя самой, она не получала этого права и от общего сознания человечества, так как большая часть человеческого рода этой власти не признает». В-третьих, право утверждать светских князей противоречит самой природе церкви, ибо идеал церкви есть жизнь Христа, а Христос сказал, что «царство его не от мира сего». Во всех этих аргументах четко просматривается протестантская позиция Данте, задолго до появления протестантизма как идеологического направления и движения.

В завершение трактата Данте все же делает некоторую попытку примирения двух начал власти. По его мнению, всемирный монарх, имея власть, независимую от папы, «должен оказывать ему уважение, как первородный сын отцу, чтобы, освещенный светом отцовской благодати, он мог с большей добродетелью управлять миром».

Государство (всемирная монархия, империя) для Данте — высшая ценность, перед лицом которой все отступают, включая и суверена. При столкновении церкви и государства побеждает государство. Он нападал на церковь во имя ею же утраченных принципов, мечтая переделать не только государство, но и церковные бюрократические институты власти.

Итак, свобода, личность в философско-политической концепции Данте — не средство, а цель политики, государства. Отстаивая самостоятельность человеческой личности, ее свободу, а также свободу государства от духовного диктата, веря в возможности человека устроить его на разумных началах, Данте опередил свое время, стал одним из главных предвестников Реформации.

Ключевые слова: Ренессанс, Политика
Источник: Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с.
Материалы по теме
Политические взгляды Марсилия Падуанского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Эразма Роттердамского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Мартина Лютера
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Кальвина
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политико-реалистическое направление Никколо Макиавелли
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Бодена
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Мишель Монтеня
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Политическая концепция Френсиса Бэкона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий