Политические взгляды Эразма Роттердамского

Герхарде Герхард (1469-1536), в дальнейшем на латинский манер называемый Дезидерий Эразм, — известный философ, богослов, ученый-гуманист. Он родился в голландском городе Роттердаме. По окончании школьного курса продолжил учебу в Парижском университете (Сорбонне), где получил степень магистра богословия. В то время гуманистическое движение, зародившееся в середине XIV в. в Северной Италии, постепенно распространилось на центральную и северную часть Западной Европы.

Ученые-гуманисты Франции, Голландии, Германии, Англии от традиционного обращения к античному наследию переходили к анализу новой реальности: общественных, экономических и политических отношений, форм правления и политических институтов. Кроме того, народы заальпийской Европы, с одной стороны, переживали процесс национальной идентификации и консолидации, с другой — видели коррупцию и бюрократизацию папской курии и страдали от гнета латинизированной римско-католической церкви. Выход из этого положения ученые-гуманисты видели в умеренной, часто завуалированной критике папства и духовенства, в уничтожающей критике человеческих пороков: стяжательства, ханжества, жадности, обжорства, плутовства и т. д.

Внес свой вклад в это публицистическое движение и Эразм. После окончания университета он, обратившись к идеалам и образу жизни ранних христиан, создал свое философско-богословское учение — «философию Христа». Недальновидной политике и порокам римской курии он противопоставил возврат к моральным евангельским истокам, свободу духа, образованность, человечность общества и сильное, но просвещенное и гуманное национальное государство. Мир и человеколюбие первых христианских общин Эразм переносил и на межгосударственные отношения. Этнической и национальной ненависти и презрению, корыстолюбию и династическим амбициям правителей он противопоставил страстный призыв к миру между народами. Он издает перевод Нового завета, труды Отцов Церкви: Киприана, Амвросия, Августина, призывая тем самым вернуться к истокам христианства. Эразм Роттердамский своим учением, своими книгами, которые получили широкую известность, всей своей жизнью объективно способствовал просвещению общества и правителей, приближал общий успех Реформации.

Наибольшую известность в образованных кругах получила книга «Похвала глупости» (1509), которую Эразм написал во время путешествия в Англию, к своему другу Томасу Мору и которая до сих пор пользуется популярностью в Европе, Америке и России. Эта книга, по мнению современных литературоведов, продолжая традиции античной сатиры (Овидия, Лукиана, Апулея), лежит в основе европейской (и русской) сатирической литературы. С одной стороны — развлекательная и шутливая, с другой — серьезная и поучительная, она содержит анализ и критику самых разных человеческих отношений и социальных сфер. Свое сатирическое перо Эразм направил, прежде всего, против католической церкви. В самом начале от имени Глупости он призывает:

«Чего ради выступаю я сегодня в несвойственном мне обличии, об этом вы узнаете, ежели будете слушать внимательно — не так, как слушают проповедников, но как внимают рыночным скоморохам, шутам и фиглярам...».

Как политический мыслитель Эразм более всего прославился призывами к миру в самом широком смысле этого слова: как к гражданской гармонии и человеколюбию (несмотря на все различия между людьми: религиозные, национальные, социальные) и как к взаимопониманию между народами. Эразм Роттердамский был одним из первых мыслителей, который вместе с последователями (Э. Крюссе, У. Пейном, Ш. де Сен-Пьером, Ж.-Ж. Руссо, И. Бентамом, И. Кантом) выступил зачинателем европейской пацифистской традиции. Действительно, в то время Европа представляла собой вовсе не общеевропейский дом для переговоров, а сплошное поле сражений. 

Войны, развязываемые правителями из-за непонятных народам династических споров и длившиеся десятками лет, «выкашивали» население, тормозили развитие торговли, культуры, международных коммуникаций, приносили неисчислимые страдания.

Одно из своих эссе на эту тему Эразм назвал: «Война сладка тем, кто ее не изведал». В 1517 г. он опубликовал свое главное антивоенное произведение — «Жалоба мира». В нем Мир то в ироничноюмористической, то в критическо-обличающей форме обращается к людям со страстным призывом защитить его, уничтожить войну, вычеркнуть ее из жизни человеческого сообщества.

«Я — источник, отец, кормилец, умножитель и защитник всего самого лучшего. Без меня никогда и нигде не бывает ничего процветающего, ничего надежного, ничего чистого и святого; без меня нет ничего приятного для людей и нет ничего угодного для богов.

Война же, наоборот, противна всему сущему: война — первопричина всех бед и зол, бездонный океан, поглощающий все без различия. Из-за войны все цветущее загнивает, все здоровое гибнет, все прочное рушится, все прекрасное и все полезное уничтожается, все сладкое становится горьким».

Ключевые слова: Ренессанс, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политико-реалистическое направление Никколо Макиавелли
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Бодена
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Мишель Монтеня
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Политическая концепция Френсиса Бэкона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Социально-утопические политические учения
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Данте Алигьери
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Политические взгляды Марсилия Падуанского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Мартина Лютера
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий