Политическая концепция Френсиса Бэкона

Своеобразна была и политическая концепция Френсиса Бэкона (1561-1626) — английского философа, писателя и крупнейшего государственного деятеля, одного из родоначальников философии Нового времени. В 1584 г. он избирается в палату общин, где остается до восшествия на престол Иакова I (1603) и разгона парламента. Начиная с этого времени он быстро поднимается по политической лестнице, достигнув в 1618 г. должности лорда-канцлера.

Центральные философские идеи изложены в главном его философском труде — «Новом Органоне» (1620). В частности, учение об идолах, о новом индуктивном методе успешно использовались им при экспериментальном, опытном анализе политических процессов и в практике политической деятельности. На пути к опытному методу лежат определенные пережитки старого мира. Бэкон дает характеристику четырем основным призракам.

Во-первых, это призрак рода — пороки естества, субъективизм, ложные представления вследствие ограниченности ума. Люди часто примешивают к природе вещей свою собственную природу, в то время как необходимо мерить свои чувства вещами, проверять их правильность объективно. Во-вторых, призрак пещеры, который связан с особенностью воспитания, когда человек ограниченных мыслей пещерно воспитан и искажение действительности исходит от его прирожденных свойств. У каждого человека своя пещера, свой субъективный внутренний мир, накладывающийся на его суждения. В-третьих, идолы рынка — представление, что в науке нет устойчивых понятий, терминов. Они колеблются, как цены на рынках, это вызывает ложные представления в результате неправильного употребления слов. Необходима точность понятий в строго определенной последовательности. В-четвертых, идолы театра, связанные с необоснованным подражанием философским системам прошлого. Сколько философских систем, столько проиграно комедий. Разум следует проявлять умножением знаний. Знание — сила.

Монтень первым поставил практику законодательства на научную основу, утверждая, что мало ценит в науке то, что лишено практического значения, «может быть, именно потому, что мы всю жизнь посвятили политике».

В своей основе мировоззрение Бэкона отражало потенциальные интересы новых классов Англии: обуржуазившегося нового дворянства, купечества и буржуазии, сосредоточивших в своих руках основные экономические рычаги общества. По мысли Бэкона, государство — единый политический организм, гарантии его могущества, стабильности и процветания находятся в зависимости от развития сельского хозяйства, ремесел, торговли, от увеличения рабочих рук, занятых в хлебопашестве, ремеслах, горном деле, предпринимательских хозяйствах. Бэкон указал на необходимость поддерживать разумное соотношение между привилегированными сословиями и непосредственными производителями материальных благ. Чрезмерное увеличение привилегированных групп (знати, духовенства) в сравнении с народом, по его мнению, «быстро приведет государство к нужде». Общегосударственная законность, а не абсолютная власть короля должна регулировать отношения между королем и подданными и при необходимости ограничивать власть короля законом.

В фундаментальных исследованиях природы и общества, в частности общественных институтов власти (например, «Великое восстановление наук», «Опыты, или наставления нравственные и политические»), Бэкон сумел на основе обобщающего анализа эмпирических данных не только по-новому посмотреть на систему нравственных и правовых принципов законодательства, но и построить реалистическую программу политического управления обществом. В сущности, все его работы, включая и самый главный труд «Новый Органон», явились научным фундаментом для политической деятельности общества, в которой он сам принимал активное участие. Поэтому не случайно Д. Дьюи (основоположник прагматизма) назвал Бэкона «мастером прагматической концепции истины». Как крупнейший политический деятель и ученый, Бэкон воплощал в себе качества выдающегося политика-реалиста, умевшего сочетать теорию и практику и успешно использовать это единство в своей политической деятельности.

Ключевые слова: Политика, Ренессанс
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политические взгляды Мартина Лютера
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Кальвина
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политико-реалистическое направление Никколо Макиавелли
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Бодена
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Мишель Монтеня
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Социально-утопические политические учения
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Данте Алигьери
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Политические взгляды Марсилия Падуанского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий