Политико-реалистическое направление Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик, поэт. Родился во Флоренции, в семье юриста, где получил прекрасное для своего времени гуманистическое образование. В годы его молодости Флоренция свергла правление семьи Медичи. После восстановления республиканской формы правления Макиавелли был назначен Военным советом десяти секретарем, ведавшим международной и военной политикой Флорентийской республики.

Он автор знаменитых книг «Государь» (Del Principe, 1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1512-1519), «Семь книг о военном искусстве» (1521), «История Флоренции» (1525) и др.

В основе политической доктрины Макиавелли находится человек с его жизненным путем и интересами, опирающийся не на воображаемую божественную трансцендентность, а на постигаемое разумом истинное положение вещей в обществе и политике.

Макиавелли обосновывает идею сильного государства и просвещенной личности государя, активного созидателя, опирающегося на насилие, призванного не разрушать, а исправлять, сохранять стабильность и жизненность общества. В его понимании, политический лидер — это государь, способный эффективно управлять людьми, знать их потребности, интересы и стремления, причины их действий и поступков. Как политический субъект, объединяющий и представляющий все общество, он использует любые средства для поддержания общественного порядка, сохранения государства и своего господства.

В работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли отбросил камуфляж адекватности политики и морали, показал, что природа политики заключена в глубоко индивидуалистических устремлениях, интересах политиков, часто движимых, вследствие несовершенства человеческой природы, стремлением к удовлетворению своих эгоистических потребностей. Он приходит к выводу о том, что в практике политической жизни часто власть приобретает и сохраняет не тот, кто использует нравственные средства, а тот, кто хорошо овладел ее силовыми структурами, а при необходимости применяет и безнравственные средства.

Концепция Макиавелли легла в основу нового политико-правового мировоззрения, отделившего политические и правовые установки не только от религии, но и от традиционных моральных принципов. Более резкого и глубокого отрицания теологических теорий нельзя было себе представить.

И «хотя политическая практика Италии эмансипировалась от церковного руководства еще до Макиавелли, но только его сочинения сделали науку политики свободной от эпохи теологии».

Макиавелли обогатил политическую науку Нового времени новыми понятиями и терминами, которые не утратили своей актуальности и сегодня. Так, политика, в его понимании, «есть исследование борьбы за власть среди людей и средства, которые они применяют в этой борьбе между собой за относительное увеличение власти и привилегий». Понятием фортуна Макиавелли обозначает некую внешнюю силу, необходимо и случайно воздействующую на человека (возвышающую или губящую его), выступающую в качестве пассивного условия политического успеха в завоеваниях и управлении внутри страны, силу изменчивую, не поддающуюся контролю.

Впервые Макиавелли ввел в политический оборот термин «государство» (stato), который наряду с терминами «республика», «княжество», «королевство», «власть», «империя», «город», «монархия» становится одним из ключевых терминов политической науки Нового времени. Понятие «государство» — это всего лишь «теоретическая реальность, абстрактный принцип, практическая реализация которого предоставлена в виде принципатов или республик». Согласно учению Макиавелли, государство как субъект институциональной организации шире, чем устройство правления или госаппарат. Государство — это политическое состояние общества властвующих и подвластных, удачное сочетание таланта организатора и мудрости политического ученого. Это политические отношения, отношения господства-подчинения. Государство есть организация политической власти. Лучшие образцы государственных учреждений Макиавелли видит не в настоящем и будущем, а в прошлом. В «Рассуждениях...» он осуждает политиков за то, что они никогда не обращаются за поучением к истории, «считают трудным и даже невозможным подражать великим примерам прошлого, как будто люди не остались все те же».

Макиавелли различает теоретически и практически формы правления (различные виды принципатов, республик), формы государственных устройств (простые, сложные, федеративные, унитарные), политические режимы (тиранические, диктаторские, народные). Симпатии автора на стороне республики как смешанной формы государственного правления, где народу принадлежит власть учредительная, аристократии — власть совещательная, а монархии — исполнительная. Сосредоточив в себе элементы всех форм, республика освобождается от пороков, присущих всем формам государственного правления (которые сложились на чисто единоличной основе), и создает условия для соблюдения всех законов и прав граждан в этом государстве.

На примере истории Флоренции Макиавелли показывает, как через историю отдельного государства проявляют себя общие закономерности (необходимые, повторяющиеся политические взаимосвязи) политической жизни для всех государств, подобно тому как в истории всего человечества повторяются одни и те же явления. Он отбрасывает всяческие авторитеты, господствующие морализаторские формы сознательного восприятия политики, вплоть до отделения политики от ортодоксальной феодально-католической веры, пронизывавшей все средневековое общество. На этот очень важный момент следует особо обратить внимание. Используя тексты книг «Государь», «Рассуждения...», нетрудно выявить содержание основных закономерностей политической жизни, которые Макиавелли раскрывает в своих произведениях.

1.    О непрерывности, повторяемости, цикличности изменений политической жизни. Суть этой закономерности выражает сама логика развития исторического процесса, согласно которой политическая жизнь никогда не является статичной. Благодаря повторяемости и цикличности постоянно воспроизводятся одни и те же свойства прошлого, которые обязательно есть в настоящем и сохранятся в будущем. Рождаются различные виды правительств, которые могут «много раз проходить через повторяющиеся изменения». Поскольку в истории отдельного государства «совершаются те же законы, как и в истории всего человечества», поэтому, познавая прошлое, мы познаем настоящее и будущее.

«Во всех обществах и у всех народов, — пишет Макиавелли, — бытуют одни и те же настроения, присутствовавшие у них всегда. Таким образом, тому, кто прилежно изучает дела минувшего, легко предвидеть будущее всякой республики и пользоваться по сходству происшествий теми средствами, которые использовали древние, а не находя их, подумать о новых».

2.    Об определяющем воздействии несовершенства человеческой природы на характер и динамику политической жизни общества. В основе содержания этой закономерности — многообразные эгоистические интересы, страсти и побуждения в поведении людей, неограниченный человеческий аппетит к власти, к приобретению новой собственности.

«Люди вообще по природе честолюбивы, мстительны и жадны, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества»

. В системе государственной власти, по его мнению, эти природные качества людей часто начинают доминировать и тогда люди не подчинены ничему другому, кроме как своим собственным интересам. В этом причина неизбежности коррупции в обществе на всех уровнях, которую можно сдерживать, но нельзя уничтожить.

3.    О зависимости политической жизни от фортуны (объективной исторической необходимости), создающей непредсказуемые изменения обстоятельств. Время никого не ждет, благородства недостаточно, фортуна изменчива, а у коварства нет способов ее ублаготворить. Идея фортуны — одна из наиболее значимых идей Макиавелли. В «Истории Флоренции» он говорит о неотвратимости ее действия. Только «гениальностью отдельных и чистотой нравов момент падения может быть отсрочен, но отвратить его нельзя». Из этого положения, интерпретирующего суть указанной закономерности, вытекает другая закономерность.

4.    О зависимости политической жизни от творческой активности людей, использующих опыт политической науки. Заменяя средневековую концепцию предопределения идеей объективной исторической необходимости, Макиавелли считал, что судьба «не всеподавляющий молох», планирующий поступки людей. Она оставляет им место для проявления их свободной воли, нацеливает на активное творческое участие в политической жизни.

«Я возражаю против того, — пишет он, — что перед нашей инициативой и свободной волей поставлены какие-то границы... Чтобы не была потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба распоряжается лишь половиной наших дел, другую же половину (или около того) она предоставляет самим людям».

Обосновывая реалистический подход к политике как практической науке, Макиавелли рассматривает политическую власть как объективное и субъективное творение человеческих рук и человеческого разума. Именно объективная необходимость, стечение обстоятельств выступают в качестве побудительной причины активной субъективной деятельности государя, идущей часто наперекор судьбе:

«В действительности кто меньше полагался на милость судьбы, — делает вывод Макиавелли, — тот дольше удерживался у власти».

5.    О решающей роли в политической жизни фактора насилия.

«Фортуна подобна реке в половодье, разрушает то, что не имеет силы. Государь, полагающийся только на фортуну, гибнет, как только она ему изменит».

Единственным источником права государства, по Макиавелли, является сила, а единственным пороком — слабость.

Будучи сторонником республиканского устройства, Макиавелли осознавал невозможность его реализации в масштабах всей Италии. Причина тому — разрозненность Италии, поддерживаемая материальным, духовным и военным господством католической церкви, опиравшейся на могущественную испанскую монархию. При наличии многочисленного слоя паразитического духовенства и дворянства, не истребив его полностью, вряд ли можно рассчитывать на объединение Италии и установление республики.

Итак, главная цель политических произведений и исторических работ Макиавелли заключена в его потребности постичь сущность зарождающегося Нового мира через призму воображаемого возврата к античности и показать, особенно молодым людям, лучшие образцы государственной жизни прошлого, с добрым намерением, что они сумеют их достичь.

«Я выскажу смело и открыто все то, что я знаю о новых и древних временах, — пишет Макиавелли в «Рассуждениях.», — чтобы души молодых людей, которые прочтут написанное мной, отвернулись бы от первых и научились подражать последним. Ведь долг каждого честного человека — учить других тому доброму, которое из-за тяжелых времен и коварства судьбы ему не удалось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более способны в этом».

Эти слова — знак признания им нормативной ценности этических принципов, которые свидетельствуют, что Макиавелли не думал стирать различия между добром и злом. Свое назначение он видит в содействии возвращению людей на почву политической реальности, не забывая о значении должного. Открывая максимы политической науки, он верил, что они могут служить народу.

Великий историк и объективный исследователь политики Никколо Макиавелли по достоинству оценен не только своими соотечественниками, к его идеям прислушивается весь мир. В условиях высокой значимости политики его произведения занимали и занимают видное место в анналах мировой классической мысли.

Ключевые слова: Ренессанс, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политические взгляды Данте Алигьери
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Политические взгляды Марсилия Падуанского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Эразма Роттердамского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Мартина Лютера
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Кальвина
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Бодена
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Мишель Монтеня
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Политическая концепция Френсиса Бэкона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий