Политические взгляды Мишель Монтеня

Мишель Монтень (1553-1592) — французский философ, политический мыслитель и государственный деятель — родился в дворянской семье. Овладев с детства латинским языком как родным, он в совершенстве постиг мудрость древних, стал одним из выдающихся писателей эпохи Возрождения. В качестве советника парламента в Бордо Монтень глубоко исследовал социально-политическую жизнь Франции, Германии, Швейцарии, Италии, включая жизнь королей и придворной знати. В начале 1580-х гг. королевским указом он был назначен мэром Бордо, избран депутатом Генеральных штатов. Социально-политические взгляды Монтень изложил в своих знаменитых «Опытах», составивших три тома. «Опыты» Монтеня — мировой шедевр не только философской, эстетической, но и этико-политической мысли. В центре внимания — человек как существо естественное, непосредственно чувствующее, критически исследующее все условия своего существования.

«Тот предмет, который я изучаю в „Опытах“, — писал Монтень, — это я сам. Это моя метафизика».

Политический реализм М. Монтеня, в отличие от Н. Макиавелли и Ж. Бодена, проявился в форме либерального скептицизма. Монтень искал истину между крайностями чрезмерного консерватизма, догматизма, протестантского фанатизма и квиетизма. Его политические взгляды становятся чуждыми как традиционному католическому теизму, так и атеизму. В своих «Опытах» он подвергает сомнению безусловность опоры на разум, науку, законы, правовые нормы. Он был противником всех форм абсолютизма, произвола властей. Ему больше импонировали умеренность, вера в естественно сложившиеся обстоятельства и процессы, судьбу, удерживающую власть над событиями, превосходящую предвидение даже самых выдающихся личностей. Как реалист он не верил в абсолют разума, точно определяющего развитие политических тенденций.

В политике, будучи убежденным приверженцем партии «политиков», он был равнодушен к религиозно-догматическим спорам между гугенотами и католиками, часто выливавшимся в религиозные войны. Защищая интересы церкви, чистоту христианской морали в бытность мэром Бордо, Монтень стремился снять остроту политических распрей и при помощи церковных правил и обрядов сдержать нараставшее моральное разложение: «Я сочту нечестием, если окажется, что по неведению или небрежению позволил себе высказать что-либо противное святым установлениям католической апостольской римской церкви, в которой умру и в которой родился».

Оскорбленный протестантским и католическим фанатизмом, он, оставаясь католиком, впал в скептицизм. Отказавшись от почетных должностей, презрев владычество и покорность, всеобщий почет, могущество власти и беспомощность, он подчинил свои действия политической необходимости, выразив их в форме острой критики схоластики, догматизма, авторитаризма и фидеизма. Не веря в политические новации, которые, по его мнению, не улучшают, а ухудшают политическое положение, Монтень остался верен традициям консервативного управления обществом. В этом смысле «Опыты» стали одним из наиболее популярных и влиятельных произведений литературно-философской и политической мысли во все времена. В них Монтень ярко высветил консервативный элемент в политике.

Будучи реалистом, он не верил в абсолют, в безусловность опоры на разум, повергающий старые устоявшиеся порядки и законы с целью создания новых. По его мнению, разум не способен точно определить развитие политических тенденций, предвидеть их последствия. Не веря в абсолют разума, Монтень остался верен естественным, охранительным традициям управления обществом, идущим от Платона, вполне осознавая необходимость консерватизма в политике. Он сформулировал несколько принципов охранения государственных основ жизни от разрушения.

  1. Не допускать всяческих новшеств, в каком бы обличии они нам ни являлись. «Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как вводимые новшества; всякие перемены выгодны лишь бесправию и тирании... браться за переплавку такой громады и менять фундамент такого огромного здания — значит уподобляться тем, кто, чтобы почистить, начисто стирает написанное, кто хочет устранить отдельные недостатки, перевернув все на свете вверх тормашками, кто исцеляет болезни посредством смерти».
  2. Не менять действующие законы, каковы бы они ни были.
  3. При осуществлении крупных перемен необходимо сознавать, к каким гибельным последствиям они могут привести.
  4. Считать в высшей степени несправедливыми стремления подчинить устоявшиеся общественные правила и учреждения непостоянству частного произвола.
  5. Не считать лучшим государственным устройством то, которое бы не сохранялось как органическое целое.

Принципы, сформулированные Монтенем, передают суть консервативного направления. Мысли Монтеня актуально звучат в назидание «делателям» революций, гражданских войн, смут, которые преступно берутся «за переплавку такой громады», как государство, вместе с которым часто трагически переплавляются и судьбы миллионов людей.

Ключевые слова: Политика, Ренессанс
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политические взгляды Данте Алигьери
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Политические взгляды Марсилия Падуанского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Эразма Роттердамского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Мартина Лютера
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Кальвина
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политико-реалистическое направление Никколо Макиавелли
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Бодена
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политическая концепция Френсиса Бэкона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий