Политические взгляды Марсилия Падуанского

Вскоре после Данте по поводу распри императора Людовика Баварского, стремившегося быть избранным в императоры Священной Римской империи, с папой Иоанном XXII выступил другой итальянец — медик и богослов Марсилий Падуанский (1280-1343), который притязаниям пап противопоставил демократическую свободу, отрицая всякую принудительную власть церкви.

В 1324 г. он написал книгу «Защитник Мира». Она начинается с рассуждения о том, что величайшим благом для любого общества, государства является мир и спокойствие, однако он постоянно нарушается раздорами между богатыми и бедными, народом и властью, между светской (государственной) и духовной (церковной) властью. Самая опасная причина раздора — «ложное понятие о духовной власти». Вмешиваясь в дела светской власти, духовная власть в лице церкви «лишает мира европейские государства, и особенно Италию».

Для политической науки, преследующей благие цели, как подчеркивает мыслитель, главное — в разумном доказательстве того, как возникают «природные явления», к которым он причисляет государство. Нет, например, свидетельств, считает он, что именно Бог образовал человеческое государство. Марсилий смело распространяет на сферу политики аверроистский метод, обязывающий положить в основу философствования рационально выводимые доказательства и требующий полной независимости философии от вопросов веры.

Государство Марсилия строится в соответствии с античной моделью: он повторяет аристотелевское определение государства и называет его формой совершенного устройства общества, общиной, которая «возникает не только ради жизни, но хорошей жизни». Государство для него — светский институт власти, развивающийся по собственным законам и имеющий «собственную субстанцию»; «постоянный союз, благодаря которому человек достигает самодовлеющей жизни». Государство, полагает Марсилий, необходимо для умерения свободной воли человека в связи с устройством счастливой жизни на земле.

Предвосхищая идеи Руссо, Марсилий признает настоящим законодателем в человеческих обществах народ, определяя его как «совокупность граждан» или «большую их часть». Говоря о народе как о совокупности или о большинстве граждан, Марсилий в своем сочинении определяет сословную структуру народа. Это военные, священники, судьи (главные, почетные сословия); земледельцы, ремесленники, купцы (простой народ). Своеобразно решается им проблема правительства, приводящего законы в исполнение. Во-первых, выдвигается и обосновывается принцип подзаконности всех действий правительства. Во-вторых, исполнитель законов должен избираться тем же, кем закон установлен, т. е. народом.

Итак, исполнительные функции в рассматриваемом государстве вверяются правительству (pars principans), во главе которого стоит правитель, избираемый и ответственный перед народом. Основная задача правителя — проводить на практике то, что считает необходимым народ-законодатель, а также служить общему благу, справедливости. Говоря об устройстве правительства, Марсилий разбирает преимущества наследственной и избирательной монархии. Например, в наследственной монархии он видит ряд преимуществ государя:

  • он более заботится о государстве как о своем достоянии;
  • привыкший к власти, он не превозносится, а потому властвует менее деспотически;
  • народ охотнее повинуется наследственному монарху вследствие привычки;
  • происходя от доблестных родителей, имеет более наклонности к добродетели;
  • легко устраняет конфликты, междоусобия, соперничество и честолюбие.

Итак, наиболее распространенная и наиболее «естественная форма правления», считает Марсилий, — это наследственная монархия, которая «ближе подходит к управлению мира единым бессменным правителем».

В контексте рассуждения о разграничении светской и духовной власти Марсилий говорит о правах священнослужителей. Духовный советник, по его мнению, должен учить, что нужно делать для получения вечной награды и избежания вечного наказания. Он совершает таинства, но принуждать никого не может, ибо по принуждению нельзя получить вечной награды. Он — врач душ. Человеческий закон может воспретить еретикам пребывание в известной стране как людям, вредным для других. Нарушители этого закона должны наказываться светской властью, точно так же как если бы закон постановил удаление прокаженных, то исполнение принадлежало бы не врачу, а светскому судье. Таким образом, Марсилий — первый средневековый писатель, возвысивший голос в пользу свободы совести.

Следуя чисто демократическому направлению, он по существу приписывает народу как светскую, так и духовную власть. По Марсилию, права священнослужителей определяются народом. Церковь остается чисто нравственно-религиозным союзом. Что касается в целом системы правления, то для Марсилия такой формой правления стало соединение политии с монархией, народного представительства с королевской властью.

Марсилий Падуанский — один из наиболее оригинальных мыслителей Средневековья. Его смелые политические идеи шли наперекор всему общественному развитию того времени. Его учение было объявлено еретическим. Однако предложенная им концепция отстаивания суверенитета светской власти была первым рационалистическим предложением выхода из-под духовного диктата церкви.

Ключевые слова: Ренессанс, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политические взгляды Данте Алигьери
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Политические взгляды Эразма Роттердамского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Мартина Лютера
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Кальвина
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политико-реалистическое направление Никколо Макиавелли
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Бодена
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Мишель Монтеня
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Политическая концепция Френсиса Бэкона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий