Политическая и административная система Китая

Основные принципы политического и административного устройства Китая. Китайская Народная Республика расположена в восточной части Азии. Площадь ее сухопутной территории составляет 9,6 млн кв. км, на которой проживают около 1,3 млрд, человек. Согласно Конституции КНР в стране принято трехступенчатое административное деление:

  • страна делится на провинции, автономные районы и города центрального подчинения;
  • провинции и автономные районы в свою очередь поделены на автономные округа, уезды, автономные уезды и города;
  • уезды и автономные уезды делятся на волости, национальные волости и поселки.

В настоящее время административно-территориальное деление выглядит следующим образом: 4 города центрального подчинения, 23 провинции, 5 автономных районов и 2 особых административных района.

По форме правления Китай — это республика советского типа. По форме политико-территориального устройства — это сложное унитарное государство с развитой национально-территориальной автономией.

Конституционное право Китая характеризуется несколькими особенностями, а именно:

  • значительным влиянием традиций на формирование и регулирование норм конституционного строительства;
  • многие общественные отношения регулируются актами правящей коммунистической партии, среди которых такие, как «коллективизм», вместо западного «индивидуализма», дисциплина;
  • конституционное право Китая носит отчетливо выраженный идеологический характер, обозначенный в Конституции такими постулатами, как «диктатура народной демократии»;
  • сочетание между сравнительно либеральной экономикой и директивным государственным планированием;
  • многие важные вопросы регулируются порой не законами, а постановлениями Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Госсовета.

Провозглашению в 1949 г. Китайской Народной Республики предшествовал длительный революционный процесс. Объединение страны, которого добилась КПК после 1949 г., создало в целом благоприятные предпосылки для всесторонней модернизации общества.

За период провозглашения КНР было принято четыре Конституции, каждая из которых символизирует исторические повороты в развитии государства. До принятия Конституции 1954 г. функции основного закона выполняла Общая программа Народного политического консультативного совета Китая. Именно она провозгласила КНР «государством новой демократии» [История.., 1998, 464].

Новая переоценка курса преобразования и путей модернизации произошла после 1976 г., что было связано в том числе и с длительной болезнью и кончиной Мао Цзэдуна. Находившийся долгое время в опале бывший генеральный секретарь ЦК КПК Дэн Сяопин выдвинул новый, прагматический курс «четырех модернизаций».

«Выдвинутая в 1977 г. программа “четырех модернизаций” (модернизация промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, обороны) не только послужила основой радикальных преобразований в организации хозяйственной жизни, материально-технической базе и социальной структуре китайского общества, но и положила начало постепенной трансформации сложившейся в предыдущие десятилетия политической системы» [М. Титаренко, 2001, 17—18].

Основная задача реформы политической системы была определена следующим образом:

«Цель этой реформы для нас заключается в создании политической системы социалистической демократии с учетом специфики Китая, а отнюдь не во введении у нас западной системы многопартийности и парламентаризма. В нашей Конституции определено, что государственные органы Китайской Народной Республики осуществляют принципы демократического централизма, Это основа нашего государственного строя. Народная демократия — коренное требование социализма и его имманентное свойство. Без демократии и законности нет социализма, а следовательно, нет и социалистической модернизации» [Селезнев, 1995, 242].

С конца 70-х годов проводились мероприятия по восстановлению и совершенствованию политической системы. Здесь можно отметить осуждение культа личности и практики пожизненного занятия должности, определенную демократизацию избирательной системы, совершенствование кадровой политики, механизма государственной власти и управления.

Был взят курс на «строительство более развитой и действенной, чем на Западе, демократической системы, имеющей китайскую специфику» [Политическая.., 1990, 5], который означал по существу отказ от многих устоявшихся догм и стереотипов, патриархальных, феодальных, псевдосоциалистических представлений о политической системе нового общества.

Концепция реформ не предусматривала создание новой модели общественного устройства, а декларировала установку на самосовершенствование и саморазвитие с опорой на политический строй социализма с сохранением сильной роли партии, государства, сложившихся общественных структур.

Во введении в Конституцию КНР в декабре 1982 г. дается следующая оценка произошедших в стране перемен:

«После образования Китайской Народной Республики китайское общество постепенно осуществило переход к новой демократии и социализму. Было завершено социалистическое преобразование частной собственности на средства производства... утвердился социалистический строй» [Конституции.., 2000, 80].

Характеризуя общественно-политический строй этой страны, исследователи употребляют такие понятия, как «феодальный социализм», «государственный социализм», «партийно-бюрократический коммунизм», «государство тоталитарного социализма, находящегося на стадии длительной модернизации» [Чиркин, 2002, 495]. Следует отметить прежде всего, что это общество социалистическое (коммунистическое), главными признаками которого являются господство общественной собственности и политическое руководство коммунистической партии. Но как показывают годы реформ и почти пятнадцатилетний опыт осуществления программы «четырех модернизаций», исходным для реформаторов была, по-видимому, установка на то, чтобы умеренная политическая реформа, не меняя структуры и сущности госаппарата, сделала его работу по обеспечению экономического развития более эффективной. И это подтверждается тем фактом, что модернизация в Китае именно при существующей системе получила широкий размах, привела к движению огромную страну и сейчас движется такими темпами, которых она не знала в своей многовековой истории, вызывая удивление и уважение других народов и государств.

К современной системе органов власти государства предъявляется важнейшее требование — обеспечение устойчивости власти, недопущение имевших место в прошлом эксцессов, приведших к разрушению всей сложившейся государственной структуры. Именно стабильности конституционно-правового регулирования порядка организации и деятельности государственного аппарата должна служить Конституция 1982 г., которая действует и по сей день, а также четыре законодательных акта — Закон о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных степеней, Закон об организации ВСНП, Закон об организации Государственного совета и Закон об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств.

Согласно действующей Конституции, к основным формам деятельности государства относятся: осуществление государственной власти, государственного управления, судебной работы, надзора за законностью.

Законодательные органы Китая и их организация

Государственное устройство КНР следует рассматривать как составную часть партийно-государственной системы. Принятая 4 декабря 1982 г. Конституция устанавливает, что «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики» [Селезнев, 1995, 224]. Вся власть в КНР принадлежит народу, который осуществляет ее через Всекитайское собрание народных представителей. Все государственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и подконтрольны им.

Основу всей системы государственных органов КНР составляют представительные органы государственной власти — Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и местные собрания народных представителей (СНП). Кроме ВСНП и СНП различных ступеней к органам государственной власти в КНР относятся также образуемые и им подотчетные постоянные комитеты (ПК), выполняющие в период между сессиями собраний практически все их функции.

ВСНП — высший орган государственной власти, возглавляющий всю систему собраний народных представителей, которые составляют политическую основу государства, прерогативой которого является правомочность издавать законы и другие нормативные акты.

Выборы в ВСНП, срок полномочий которого установлен в 5 лет, непрямые. Этот орган образуется из представителей, избранных советами народных представителей провинции, автономных регионов и городов центрального подчинения, а также делегированных от вооруженных сил. Всего в состав ВСНП избирается до 3—3,5 тыс. делегатов, в состав Постоянного комитета ВСНП — до 150 членов [Селезнев, 1995, 245]. В соответствии с законом 1982 г. о выборах в ВСНП и в местные СНП, нормы представительства при избрании депутатов в ВСНП устанавливались таким образом, чтобы число сельских жителей, приходящееся на одного депутата, было в 8 раз больше числа городских жителей, представленного одним депутатом. Сессии ВСНП созываются его ПК один раз в год.

В КНР нет закона о статусе депутата представительного органа государственной власти. Однако правовое регулирование прав и обязанностей депутатов ВСНП содержится в Конституции 1982 г. в статьях 72—77. Права депутатов прежде всего определяются положением ВСНП как верховного представительного органа государственной власти, правомочного принимать акты высшей юридической силы. В рамках компетенции ВСНП его депутаты «имеют право в порядке, установленном законом, вносить предложения о принятии тех или иных законодательных актов или решений, в период сессий ВСНП обращаться с запросами в Государственный совет, министерства или центральные ведомства. На органы, к которым обращен запрос, налагается обязанность дать ответ» [Смирнова, 2000, 167].

Для обеспечения статуса депутатов как представителей определенных слоев народа в высшем органе государственной власти известное значение имеет освобождение их «от какой-либо юридической ответственности за выступления и голосование на заседаниях ВСНП» [Смирнова, 2000, 168]. Кроме того, депутаты ВСНП имеют несколько более широкое право на неприкосновенность личности, чем остальные граждане КНР: «они не могут быть арестованы или привлечены к уголовной ответственности без разрешения президиума сессии ВСНП, а в период между сессиями ВСНП — без санкции ПК ВСНП» [Чиркин, 1999, 352].

Приведенные положения направлены на превращение ВСНП в авторитетный и полномочный орган государственной власти, обладающий рядом исключительных полномочий. К ним относится прежде всего исключительное право внесения изменений в Конституцию страны. К исключительным полномочиям ВСНП Конституция также относит принятие ряда важных законодательных актов: Уголовного и Уголовно-процессуального, Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов, законов об организации высших и местных органов государственной власти и управления, и ряда других. Исключительным правом ВСНП является избрание Председателя КНР и его заместителя. Только ВСНП правомочно утверждать представленную Председателем КНР кандидатуру премьера Государственного совета, его заместителей, членов Государственного совета министров, председателей госкомитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Лишь ВСНП избирает председателя Верховного народного суда и Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры.

Помимо указанных выше полномочий ВСНП наделено правом отмены ненадлежащих решений ПК ВСНП и внесения в них изменений. Это право непосредственно проистекает из положения ВСНП «как высшего органа государственной власти, образующего все другие органы государства и осуществляющего над ним руководство и контроль» [Гудошников, 1988, 171]. Лишь в компетенции ВСНП находится право учреждать провинции, автономные регионы и города центрального подчинения, а также «создавать особые административные районы и определять их режим» [Гудошников, 1988, 171]. Под контроль ВСНП поставлено решение практически всех важнейших вопросов внешней политики, а наиболее кардинальные из них — вопросы войны и мира решаются исключительно ВСНП. В период между сессиями решение об объявлении войны может быть принято и Постоянным комитетом ВСНП при условии вооруженного нападения на страну и при необходимости выполнения международных договорных обязательств. Кроме того, ВСНП рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития, а также государственный бюджет и отчет о его выполнении. Все это подчеркивает роль ВСНП как верховного органа государственной власти.

Специалисты отмечают усиление роли Постоянного комитета ВСНП, который, согласно Конституции КНР, является «постоянно действующим органом» [Конституции.., 2000, 94]. В его состав входят: председатель, заместители председателя, ответственный секретарь, члены. В состав ПК ВСНП должно входить соответствующее число представителей малочисленных национальностей. Являясь органом, производным от ВСНП, ПК имеет такой же срок полномочий, как и ВСНП, то есть 5 лет. Согласно Основному закону, он осуществляет свои полномочия до избрания ВСНП следующего созыва нового Постоянного комитета. Руководящие должностные лица ПК (председатель и заместитель председателя) не могут занимать свои должности более двух сроков подряд, то есть 10 лет.

Конституционные полномочия ПК можно разделить на две основные группы: осуществляемые постоянно и осуществляемые вместо ВСНП в период между ею сессиями. Конституция, не давая перечня министерств и госкомитетов, оставляет вопрос о структурных изменениях в системе высших органов государственного управления на собственное усмотрение ПК ВСНП, что, по мнению китайских юристов, правомерно, так как, во-первых, по своему правовому положению ПК представляет собой постоянный орган ВСНП и усиление его полномочий способствует повышению роли высшего органа государственной власти; во-вторых, состав ПК ВСНП не превышает 200 человек, что удобно для более частого созыва его заседаний — один раз в два месяца; в-третьих, ПК состоит из лиц, способных на постоянной основе представлять ВСНП в различных областях деятельности.

В связи с расширением сферы компетенции ПК ВСНП перестроена его структура: учреждены комиссии, призванные рассматривать соответствующие вопросы и разрабатывать предложения, и образован Совет председателя ПК в составе председателя и ответственного секретаря ПК, который занимается рассмотрением важных текущих вопросов, относящихся к сфере деятельности ПК.

Согласно Закону об организации ВСНП, Совет председателя ПК занимается решением важных текущих вопросов, относящихся к компетенции ПК ВСНП, в частности, о сроках созыва заседаний ПК, об ответах на обращенные к нему предложения и запросы, о деятельности различных специальных комиссий. Важным направлением деятельности ПК является его работа по толкованию законов государства. Работа по толкованию и разъяснению положений законов ведется комиссией ПК по правовой работе и канцелярией ПК. Одновременно ПК ведет работу по правовому воспитанию населения КНР.

Выполняя внешнеполитические функции, ПК ВСНП, следуя Конституции, «принимает решение о ратификации и денонсации договоров и важных соглашений, заключенных с иностранными государствами» [Конституции, 2000, 98]. По своему конституционно-правовому статусу ПК ВСНП осуществляет руководство и контролирует всю систему местных органов власти. Даваемые им толкования и разъяснения общегосударственных законов обязательны для исполнения всеми местными организациями.

В целом можно говорить о том, что с принятием Конституции и новых законов в Китае создана более стабильная и эффективная, чем прежде, база для оперативной правотворческой деятельности, об устойчивой тенденции к упорядочению организации и деятельности Постоянного комитета.

Конституция КНР не предусматривает поста главы государства, однако фактически его функции выполняет Председатель Китайской Народной Республики. Этот пост, существовавший в КНР с сентября 1954 г., был фактически ликвидирован во время «культурной революции». В последующих Конституциях КНР (1975 г., 1978 г.) пост Председателя не предусматривался, а некоторые функции главы государства, связанные главным образом с представительством КНР внутри страны и на международной арене, возлагались на ПК ВСНП и его председателя. Действуя как представитель главы государства (ПК ВСНП) в области международных отношений, он принимал дипломатических представителей иностранных государств, скреплял своей подписью ратифицированные ПК ВСНП договоры с другими государствами. В его полномочиях было издание законов и указов, принятых верховным представительным или высшим коллегиальным органом государственной власти.

С принятием ныне действующей Конституции КНР в 1982 г. пост Председателя КНР был восстановлен. Специалисты видят причину восстановления такого института в Китае необходимостью осуществлять координацию высших органов государства с целью укрепления всей государственной системы и представительство государства с миллиардным населением на международной арене. Можно говорить, что в настоящее время в Китае существует коллегиальный глава государства, включающий Постоянный комитет ВСНП и Председателя КНР. В то же время Конституция устанавливает четкое разграничение функций между ними. Председатель КНР не правомочен созывать под своим председательством Верховное государственное совещание для выработки предложений по важным государственным вопросам. Он также не возглавляет вооруженные силы страны и не является председателем Государственного комитета обороны, который теперь упразднен.

Возрастной ценз для занятия должности Председателя КНР — не должен быть ниже 45 лет. Срок полномочий Председателя КНР, по Конституции, установлен таким же, как и для ВСНП каждого созыва (5 лет), при этом указывается, что его полномочия могут продлеваться лишь еще на один срок. Статья 64 Конституции говорит, что для их избрания требуется простое большинство голосов всех депутатов ВСНП. Пост Председателя КНР может совмещаться с функциями депутата представительного органа и члена правительства. В КНР отсутствует законодательно регламентируемый обычай принесения присяги Председателем КНР, как и другими высшими государственными должностными лицами.

Учитывая политический опыт КНР прошлых лет, подчеркивается, что теперь Председатель КНР поставлен законом под контроль ВСНП, а его деятельность должна вестись на основе Конституции и законов государства, принятых ВСНП и его ПК. По Конституции Председатель КНР выполняет полномочия двоякого рода. В порядке осуществления единоличной президентуры «он принимает иностранных дипломатических представителей, выступает в качестве предетавителя, коллегиального главы государства» [Конституции.., 2000, 101]. На основе решений, принятых ВСНП и его ПК, «он опубликовывает законы; назначает и смещает высших государственных должностных лиц — премьера, заместителей премьера, членов Госсовета, министров, председателей госкомитетов, главного ревизора, начальника секретариата; награждает государственными орденами и присваивает государственные почетные звания; публикует указы о помиловании, публикует указы о введении чрезвычайного положения, объявляет о состоянии войны и публикует указы о мобилизации» [Конституции.., 2000, 101].

Очевидно, что Председатель КНР по своему юридическому статусу является одной из ключевых фигур в государстве. В то же время упразднение ряда его важных полномочий, ограничение срока занятия должности одним лицом свидетельствует фактически о стремлении не допустить возвышения какой-либо личности в высшем эшелоне руководства.

Практика деятельности Председателя КНР показывает, что она определена положениями Конституции КНР и носит преимущественно представительский характер. «Вводя в действие законы и иные нормативные акты, принимаемые ВСНП и его ПК, Председатель КНР издает декреты, не носящие нормативного характера. Он выступает в международных отношениях от имени КНР как глава государства, вступая в контакты с иностранными контрагентами на паритетных началах. Практической формой осуществления указанной прерогативы Председателя КНР являются его визиты в другие государства в качестве главы государства, прием глав зарубежных государств или их представителей в своей стране, направление телеграмм или других документов от имени главы государства в адрес соответствующих должностных лиц либо государственных органов других стран» [Егоров, 1993, 190].

Правительство Китая, порядок его формирования, структура и полномочия

Конституцией КНР выполнение функции исполнительно распорядительного органа (правительства) возлагается на Государственный совет КНР, который определяется как центральное народное правительство и является высшим государственным административным органом. Из чего следует, что, с одной стороны, Госсовет является высшим органом государственного управления общей компетенции, а с другой стороны, представляет собой исполнительно-распорядительный орган высшего органа государственной власти. Статус правительства определяет его задачи по руководству различными отраслями государственного управления.

Согласно ст. 62 Конституции КНР, «формируется верховным представительным органом государственной власти — ВСНП. Частичные изменения в его составе могут в период между сессиями ВСНП вноситься органом государственной власти — ПК ВСНП. За всю свою деятельность Государственный совет несет ответственность перед ВСНП, которому также подотчетен» [Конституции.., 2000, 100]. В состав Госсовета в должностном отношении входят премьер и его заместители, члены Государственного совета, министры, председатели комитетов, начальник секретариата, главный ревизор.

В сферу компетенции Ревизионного управления КНР входит осуществление контроля за состоянием финансовых дел министерств и центральных ведомств, а также местных народных правительств. Его контроль распространяется и на использование инвалютных средств. При образовании ревизионного управления (в сентябре 1983 г.) указывалось, что оно «призвано обеспечить улучшение системы хозяйствования, повышение экономической эффективности, снижение непроизводительных расходов» [Селезнев, 1995, 246]. Для обеспечения финансового контроля соответствующие органы учреждены и при местных народных правительствах различных ступеней.

Определяя состав Госсовета, действующая Конституция вводит систему персональной ответственности премьера Государственного совета, министров, председателей госкомитетов.

Госсовет определяет задачи всех министерств и госкомитетов, осуществляет централизованное руководство их деятельностью. Кроме того, он руководит административной работой, имеющей общегосударственный характер, но не входящей в компетенцию министерств и госкомитетов. Центральное правительство не только осуществляет руководство деятельностью всех государственных административных органов на местах, но и устанавливает конкретное разграничение полномочий между центральными государственными административными органами и соответствующими органами провинции, автономных районов и городов центрального подчинения.

Госсовет правомочен изменять или отменять ненадлежащие приказы, инструкции, положения, принимаемые министерствами и госкомитетами, плюс ненадлежащие постановления и распоряжения местных административных органов различных ступеней. В его компетенцию также входит определение административно-территориального деления в пределах провинции, автономных районов, городов центрального подчинения, принятие решения о введении военного положения в части районов, входящих в провинции, автономные районы, города центрального подчинения.

Основные принципы структурной реформы государственных институтов — упрощение аппарата, сокращение штатов, повышение квалификации работников и эффективности деятельности административных учреждений — закреплены в действующей Конституции (ст, 27) и Законе об организации Госсовета (ст. 9). В соответствии с этим в Законе об организации Госсовета конкретно указывалось, что каждое министерство возглавляется министром и двумя-четырьмя его заместителями, а каждый госкомитет — председателем, двумя-четырьмя его заместителями и пятью-десятью членами комитета. Что касается центральных ведомств непосредственного подчинения Госсовету, то в руководстве каждого из них должно быть от двух до пяти должностных лиц.

Закон не ограничивает число членов Госсовета и перечень министерств и государственных комитетов, тем самым сохраняя возможность для дальнейших структурных изменений, связанных с проведением экономической реформы и широким экспериментированием в процессе модернизации.

В деятельности Госсовета существует практика временного нормотворчества, которая оговорена постановлением 1985 г., предоставившим «...Госсовету полномочия принимать временные правовые акты и опубликовывать их для исполнения (с уведомлением об этом ПК ВСНП)» [Егоров, 1993, 183J.

Таким образом, Государственный совет (центральное правительство) занимает ключевое место в системе государственных органов, обеспечивающих практическое проведение в жизнь курса социалистической модернизации в Китае.

Судебная система КНР и ее роль в государственном управлении

В политико-административной системе Китайской Народной Республики правоохранительные и правоприменительные органы КНР играют весьма важную роль в обеспечении работы всего государственного аппарата.

Актами, определяющими состав, правовое положение и формы деятельности органов суда и прокуратуры, являются Конституция КНР, Закон об организации народных судов и Закон об организации народной прокуратуры.

Народные суды различных ступеней по закону являются государственными судебными органами, но единственными, правомочными осуществлять правосудие в Китае. Систему судебных органов составляют Верховный народный суд, местные народные суды, военные трибуналы и другие специальные суды. Известно существование судов железнодорожного, водного транспорта, лесных судов, а также морских портовых судов.

Местные народные суды делятся на три ступени: низовые (на уровне уездов), средней ступени (в автономных округах, городах провинциального подчинения или подчинения автономным районам, а также на территории единиц центрального подчинения); высшей ступени (в городах центрального подчинения, провинциях и автономных районах).

Верховный народный суд несет ответственность непосредственно перед ВСНП и его Постоянным комитетом. Под его надзором находится судебная деятельность местных и специальных судов. Вышестоящие суды контролируют деятельность нижестоящих, что обеспечивает местным органам двойное подчинение. Верховный народный суд «дает толкование законов и указов в конкретных случаях применения их в судопроизводстве, занимается отбором судебных прецедентов из практики местных судов для уточнения мер наказания за преступления, не предусмотренные Уголовным кодексом» [Гудошников, 1988, 208].

Формулируя задачи судебных органов, закон особое внимание уделяет обеспечению модернизации страны. В него специально включено положение, согласно которому суд является орудием ее осуществления.

Отмечая общие особенности органов государственного управления КНР в целом, следует говорить о том, что их главной характерной чертой является централизованная система руководства, определяемая введением персональной ответственности премьера Госсовета, руководителей министерств и центральных ведомств, а также положение о том, что ни одно высшее государственное должностное лицо КНР не может занимать свою должность более двух пятилетних сроков подряд. Все недостатки административно-управленческого аппарата КНР должны преодолеваться путем реорганизации системы органов государственного управления. В законодательных актах, определяющих структуру административного аппарата, и в Конституции КНР это закреплено требованием ко всем органам осуществлять принцип управления аппарата и сокращения штатов, систему служебной ответственности, повышения квалификации кадров и их аттестации, неуклонно повышая качество и эффективность работы, бороться с бюрократизмом.

Ключевые слова: Административная политика
Источник: Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 495 с.
Материалы по теме
Административные системы африканских государств
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы стран Центральной и Восточной Европы
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы стран СНГ
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные реформы в Восточной Европе
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
История государственно-административных идей в России
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные реформы в царской и советской России
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные реформы в современной России (1990-1999 гг.)
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административное ведомство
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Оставить комментарий