Административные системы арабских стран Ближнего Востока

Ближний Восток, представляя собой многообразие неоднородных в государственно-правовом и административном отношении стран, играет в настоящее время значительную роль в мировой политике. Это объясняется прежде всего наличием огромного потенциала природных энергетических ресурсов, а также важным геополитическим положением.

Вместе с тем арабские страны Ближнего Востока во многом уникальны с точки зрения развития правовых и государственно-административных институтов. В этом регионе представлены оригинальные политические системы, сочетающие как республиканские, так и монархические формы правления. В ряде стран реализуется мусульманская концепция государства. Конституции в арабских странах, являясь Основным законом, закрепляют принципы государственного строя, систему органов власти, основы правового положения граждан. В то же время некоторые формы общественных отношений в арабских странах регулируется не конституциями, а нормами мусульманского права, нормами шариата. В этих странах ислам провозглашен основой законодательства. Конституции арабских стран, в отличие от европейских, не стали неким выражением развития основ конституционализма из норм естественного права. Их появление было обусловлено иными мотивами, среди которых не в последнюю очередь можно указать несоответствие между традиционной системой мусульманского права и потребностью в управлении государством на иных, соответствующих духу времени, принципах. Поэтому принятие конституций в арабских странах в XX в. стало прогрессивным явлением, повлекшим за собой создание определенной юридической основы государственности и институциализации административных органов.

По своему содержанию арабские конституции имеют достаточно много общих черт. Многие из них строятся по принципу разделения властей, хотя открыто этот принцип не провозглашается. Так, в тексте конституций выделяются отдельные главы, посвященные соответственно законодательным, исполнительным и судебным органам. В конституциях монархических стран обычно присутствует отдельная глава, где характеризуются полномочия монарха; в республиканских же конституциях о полномочиях главы государства говорится в разделе об исполнительных органах власти. Однако в силу ряда причин не все конституционные принципы реально осуществляются на практике. Их реализация зависит от расстановки внутриполитических сил, характера взаимоотношений светских и религиозных институтов, а также от политической направленности правящих элит. Рассмотрим административные системы некоторых стран этого региона.

Сирия

Политико-административные аспекты государственного строя Сирийской Арабской Республики (САР) закреплены прежде всего в Конституции этой страны, которая была принята в результате плебисцита и вступила в силу 13 марта 1973 г. Согласно ее статьям 2 и 10, верховным суверенитетом в Республике обладает народ, который осуществляет свои права по управлению государством и руководству обществом через избираемые народные советы. Государство, говорится в 12-й статье, служит народу, а его органы заботятся об охране основных прав граждан и способствуют их материальному и духовному развитию, Статья 8 Конституции провозглашает Партию арабского социалистического возрождения (ПАСВ) как руководящую и направляющую силу сирийского общества.

Во 2-й статье Конституции форма правления государства определена как республиканская. Народному совету отводится роль высшего представительного органа государственной власти, депутаты которого избираются сроком на четыре года всеобщими, прямыми и равными выборами (статьи 50, 51). Конституция и закон № 26 от 1973 г. о выборах предусматривает право голосовать на выборах всем гражданам по достижении 18-летнего возраста. Исключением являются военнослужащие и полицейские на период прохождения службы, если только они не выдвигаются в качестве кандидатов в депутаты Народного совета. Правом быть избранными в высшие органы государственной власти обладают граждане, достигшие 25-летнего возраста, умеющие хорошо читать и писать и проживающие непрерывно не менее пяти лет на территории САР.

В соответствии с 71-й статьей Конституции, Народный совет полномочен обсуждать и принимать законы, формировать государственный бюджет, давать политическую оценку работе правительства, утверждать планы социально-экономического развития страны, ратифицировать международные договоры и соглашения, проводить всеобщую амнистию и т.д. Однако основным видом деятельности Народного совета является законотворчество. Конституция предоставляет право законодательной инициативы как членам Народного совета, так и, согласно статьям 70 и 110, Президенту Республики.

Главное место в государственно-административной системе САР принадлежит президенту. Кандидата на этот пост выдвигает Народный совет по предложению Партии арабского социалистического возрождения — ведущей сирийской партии и выносится на общенародный референдум. Претендент, получивший поддержку на референдуме, становится главой государства сроком на семь лет (статьи 84 и 85), но, в отличие от практики демократических государств, количество этих сроков не регламентировано.

По конституции САР, президент определяет политику всего государства. Так, статья 93 предусматривает, что президент надзирает за соблюдением Конституции в целом, а также гарантирует стабильность и функционирование государственных институтов. В качестве главы государства он, согласно статье 94, по согласованию с Советом министров определяет общегосударственную политику и контролирует ее реализацию. В его прерогативы входят: назначение на высшие гражданские и военные посты, принятие аккредитации иностранных дипломатов, принятие решений о помиловании и реабилитации осужденных (статьи 102, 105 и 109) и т.д. Президент является верховным главнокомандующим, он полномочен объявлять войну и всеобщую мобилизацию, вводить и отменять чрезвычайное положение в стране. В функции главы государства входят вопросы заключения мирных соглашений при условии ратификации их Народным советом и денонсирование международных договоров (статьи 100, 101 и 104).

Основной закон предусматривает совместные усилия исполнительной и законодательной властей в случае необходимости его изменения. Инициатива в этом принадлежит президенту и одной трети депутатов Народного совета, которая для изучения предложений формирует специальную комиссию. Если они принимаются большинством в три четверти голосов, то поступают на рассмотрение президента и становятся окончательными при условии их одобрения. Президент, кроме того, наделен полномочиями выносить на общенациональный референдум вопросы, связанные с высшими государственными интересами. Результаты референдума имеют обязательную силу. Они вступают в действие со дня их обнародования главой государства. На референдум могут выноситься также законы, которые при их принятии не нуждаются в последующем утверждении Народным советом и даже не могут отменяться Верховным конституционным судом. В случае возникновения угрозы для государства президенту предоставляются исключительные полномочия для ее устранения (статьи 112, 113 и 146).

В статье 107 Конституция предоставляет президенту право роспуска Народного совета, ограничивая, впрочем, конкретное основание такого решения одним разом. Сам же он может быть привлечен Народным советом к ответственности только в случае совершения государственной измены. В соответствии со статьей 93, глава государства является еще и главой исполнительной власти, осуществляя ее от имени народа и в рамках Конституции. Так, он назначает председателя Совета министров, всех министров и их заместителей, а также освобождает их от должности. Президент созывает заседания Совета министров, которые проводятся под его председательством (статьи 95 и 97). Глава правительства и министры несут персональную ответственность перед президентом, а также, в некоторых случаях, перед Народным советом.

Совет министров является, по Конституции, высшим исполнительным и административным органом государства, в состав которого входят председатель, его заместители и министры. Члены Совета министров могут совмещать свой пост с депутатством в Народном совете. Контролирует работу министров, согласно статьям 115 и 125, глава правительства. Правительство осуществляет общее управление и контроль над работой государственных органов исполнительной власти. Полномочия Совета министров предусматривают следующее: разработку и претворение в жизнь общегосударственной политики; координацию деятельности министерств, а также всего исполнительного аппарата, его подразделений и структур; принятие правительственных постановлений и проведение их в жизнь; работу над государственным бюджетом и планом развития страны; внесение законодательных инициатив; контроль над соблюдением законов, обеспечение безопасности, охрану прав граждан и т.д.

Органы местного самоуправления оформлены в виде народных советов, обладающих компетенцией только в границах своих административно-территориальных округов. Они избираются прямым голосованием проживающих в округах жителей сроком на четыре года. Постановления, принимаемые советом, претворяются в жизнь исполнительным комитетом, члены которого избираются на двухлетний срок. Задачи, возлагаемые на советы, сводятся к решению местных проблем, таких, как вопросы здравоохранения, благоустройства, осуществление функций социальной опеки и содействия в экономическом и культурном развитии.

Иордания

Основным законом Иорданского Хашимитского Королевства является конституция, принятая обеими палатами Национального собрания и введенная в действие в январе 1952 г, указом короля Тала-ла I. По своему государственному устройству Иордания является конституционной монархией, законодательная власть в которой принадлежит Национальному собранию, состоящему из сената и палаты депутатов, и королю (статья 25), а исполнительная власть находится в руках короля и Кабинета министров (статья 26).

Статья 28 Конституции гласит: «Престол Иорданского Хашимитского Королевства наследуется династией короля Абдаллы ибн ал-Хусейна по прямой мужской линии. Королевский титул должен переходить от владельца престола к его старшему сыну, а затем к старшему сыну того сына и далее прямым наследованием по указанной схеме. Если старший сын не доживает до восшествия на престол, его наследует старший сын умершего, несмотря на наличие у последнего братьев. Король, однако, может избирать наследником одного из своих братьев. <...> На престол может взойти только мусульманин, в здравом рассудке, рожденный от законной жены и имеющий обоих родителей, исповедующих ислам».

Несмотря на то что Иордания является ограниченной монархией, король обладает достаточно широким спектром полномочий. Так, согласно статье 30, «Король является главой государства и свободен от какого-либо подчинения и отчетности». Он ратифицирует законы и вводит их в действие (статья 31), а также является верховным главнокомандующим сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами (статья 32). Статьи Конституции 33—40 наделяют короля следующими полномочиями: объявление войны и заключение мира; ратифицирование договоров и соглашений; назначение выборов в палату депутатов; созыв Национального собрания; роспуск палаты депутатов; роспуск сената и освобождение от членства в нем любого сенатора; назначение премьер-министра, снятие его с поста и принятие его отставки; по рекомендации премьер-министра назначение, снятие с поста или принятие отставки министров; назначение членов сената, его спикера и принятие его отставки; введение, присваивание и лишение гражданских и военных рангов, званий и почетных титулов, награждение орденами и медалями; право помилования и отмены приговора суда; подтверждение вынесенного судом смертного приговора.

В статье 41 Конституции говорится: «Совет министров состоит из премьер-министра, который председательствует в нем, и такого числа министров, которое необходимо и требуется в интересах общества». Согласно статье 48, решения, принятые Советом министров, подписываются сначала премьер-министром и министрами, а затем представляются для ратификации королю. Статья 51 устанавливает коллективную ответственность премьер-министра и министров перед палатой депутатов в том, что касается государственной политики страны, и личную в том, что касается дел его министерства. Король может по своему усмотрению отстранить премьер-министра или любого министра от должности, В случае отстранения премьер-министра все министры автоматически уходят в отставку. Палата депутатов может поставить вопрос о недоверии премьер-министру или отдельным министрам. Если решение принимается абсолютным большинством голосов палаты депутатов в отношении премьер-министра, все правительство уходит в отставку, если в отношении одного министра — этот министр должен уйти в отставку. Заседание по рассмотрению вопроса о недоверии правительству или отдельному министру может быть созвано только по требованию премьер-министра или по требованию депутатов, подписанному не менее чем 10 членами палаты депутатов. Голосование по вопросу о доверии правительству или отдельному министру по их просьбе может быть отложено, но не более чем на 10 дней. В этот период палата депутатов не может быть распущена.

Каждый вновь сформированный Совет министров должен в течение месяца с момента своего формирования представить в палату депутатов правительственное заявление и на основе этого заявления потребовать голосования о доверии правительству. Если палата депутатов в этот период находится на каникулах или распущена, в качестве заявления о политике правительства будет обнародована специальная тронная речь короля, что соответствует статье Конституции о получении доверия правительством. Министры могут быть привлечены к ответственности за преступления, совершенные в период нахождения в должности и осужденные Высшим трибуналом, который состоит из спикера сената в качестве председателя и 8 членов, трое из которых должны быть избраны путем голосования из состава сената, а 5 членов назначены из судей гражданского Верховного суда в порядке старшинства. Высший трибунал применяет при осуждении министров положения Уголовного кодекса или специального закона, касающегося обвинения министра, если Уголовный кодекс не предусматривает подобного случая. Обвинения выносятся большинством не менее шести судей Высшего трибунала.

Статья 62 гласит: «Национальное собрание состоит из двух палат — Сената и Палаты депутатов». В соответствии со статьей 75, членами обеих палат не могут быть: не иорданцы, имеющие иностранное гражданство или защиту; признанные банкротом по суду и юридически не оправданные; осужденные на срок более одного года за неполитическое правонарушение и не амнистированные; имеющие материальный интерес в каком-либо контракте с любым правительственным органом, кроме аренды земли или имущества и если речь не идет об акционере компании с более чем десятью участниками; находящиеся не в здравом уме и недееспособные; родственники короля в степени, определенной специальным законом. Статья 76 указывает, что никто не может быть членом обеих палат одновременно, а также, что ни один сенатор или депутат не может совмещать членство в Национальном собрании и действительную государственную службу.

Состав сената, включая спикера, устанавливает 63 статья Конституции, не должен превышать половины числа членов палаты депутатов. Член сената должен быть не моложе 40 лет. Согласно статье 64: кандидатами в сенат могут быть действующие или бывшие премьер-министры; бывшие послы или посланники; спикеры палаты депутатов; президенты или судьи кассационного или гражданского или шариатского апелляционного судов; офицеры в отставке, начиная со звания генерал-лейтенанта; бывшие депутаты, более одного раза избиравшиеся в парламент; лица, имеющие доверие народа в силу заслуг перед нацией или страной. Срок полномочий сената — четыре года. Члены сената могут снова назначаться в следующий состав (статья 65). Эта же статья устанавливает срок полномочий спикера в два года с правом быть переизбранным. При роспуске палаты депутатов сессии сената приостанавливаются (статья 66). На своем первом после назначения заседании сенат избирает комитеты: по иностранным делам, административный, финансовый, юридический, по просвещению и высшему образованию, по социальному развитию и здравоохранению. Главой всех комитетов автоматически становится спикер сената. В случае смерти сенатора король назначает на его место нового члена.

«Палата депутатов, — говорится в 67 статье Конституции, — состоит из членов, избранных тайным голосованием на всеобщих выборах в соответствии с положениями Закона о выборах».

Выборы проводятся по округам по принципу «один человек — один голос». «Срок деятельности палаты депутатов составляет четыре календарных года, отсчитываемых от даты объявления результатов всеобщих выборов в официальной газете». Король, со своей стороны, может продлить своим указом срок полномочий депутатов на период не менее одного года и не более двух лет (статья 68). За четыре года палата депутатов проводит четыре очередные сессии, каждая из которых официально длится один год. В начале каждой сессии палата избирает спикера, двух его заместителей и членов парламентских комитетов. Их полномочия длятся 12 месяцев, но все они могут быть переизбраны. Чтобы баллотироваться в палату депутатов, кандидат должен быть не моложе 30 лет. В случае смерти депутата, в соответствии со статьей 88, в течение двух месяцев с момента извещения правительства о его кончине проводятся выборы для замещения вакансии.

Кувейт

В соответствии с Конституцией этой страны, принятой в ноябре 1962 г., государство Кувейт является ограниченной монархией. Согласно Основному закону, главой государства, носящим официальный титул «Его величество эмир Государства Кувейт», может быть лишь прямой потомок Мубарака ибн ас-Сабаха. Принадлежность роду ас-Сабах является обязательной и для наследного принца, который назначается указом эмира и с одобрения Национального собрания. Эмир осуществляет свою власть через Совет министров. Он назначает премьер-министра и членов его кабинета, которые несут перед главой государства коллективную и личную ответственность за политику государства и работу министров. Формально правительство также подотчетно Национальному собранию.

В соответствии с Конституцией, права эмира ограничены Национальным собранием, без одобрения которого ни один закон не может вступить в силу, однако на практике глава государства пользуется очень широкими полномочиями. Так, эмир утверждает все законы, принимаемые Национальным собранием, в случае несогласия он имеет право требовать пересмотра уже одобренного закона. В этом случае закон вторично обсуждается в Национальном собрании, а затем снова поступает на рассмотрение к эмиру, который обязан утвердить и опубликовать его в 30-дневный срок. В соответствии с Основным законом конституционные изменения возможны лишь в двух случаях: либо по инициативе эмира, либо по инициативе не менее одной трети депутатов Национального собрания, после чего эти изменения должны быть одобрены его большинством. Окончательное решение по изменению Конституции вступает в силу только после его утверждения эмиром.

В соответствии с положениями Конституции, закрепленными в главах III и IV, эмир является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны и обладает правом специальным декретом объявлять войну. Поскольку Конституция запрещает вести захватнические войны, в декрете обязательно должен быть оговорен оборонительный характер войны. В прерогативу эмира входит, кроме того, контроль за деятельностью государственного аппарата, кувейтских представительств за рубежом, ратификация международных соглашений и договоров, которые, однако, приобретают законную силу лишь после одобрения их Национальным собранием.

Национальное собрание Кувейта является верховным законодательным органом, состоящим из 50 депутатов, избираемых путем всеобщих, прямых и тайных выборов. В соответствии с законом депутатами также являются министры в силу занимаемых ими постов. Избирательным правом обладают жители страны, родившиеся в Кувейте, чьи семьи проживали в этой стране до 1920 г. С 1996 г. натурализовавшиеся граждане Кувейта, проживающие в стране более 30 лет, также обладают избирательными правами.

Срок полномочий Национального собрания составляет четыре года, однако он может быть продлен в законодательном порядке. Кворум для проведения его заседаний составляет не менее половины депутатов. Решения принимаются абсолютным большинством присутствующих. В соответствии с Конституцией Национальное собрание имеет право обсуждать работу Совета министров, вырабатывать рекомендации правительству, утверждать бюджет страны и т.д. В случае чрезвычайной ситуации эмир обладает правом распустить Национальное собрание. В этом случае глава государства возлагает на себя всю законодательную власть.

Главным исполнительным органом власти является Совет министров. Правительство определяет приоритеты внутренней и внешней политики страны и обеспечивает реализацию политического курса.

Глава правительства и министры несут непосредственную ответственность перед эмиром и Национальным собранием. Отстранение главы правительства осуществляется декретом эмира и влечет за собой отставку всего кабинета министров. Персональная отставка члена правительства возможна по его личной просьбе или по требованию не менее десяти депутатов Национального собрания. Наиболее важные посты в исполнительной власти Кувейта, включая пост премьер-министра (эту должность, как правило, занимает наследный эмир), министра иностранных дел, обороны — находятся в руках правящей династии ас-Сабах.

Объединенные Арабские Эмираты

Основным законом федерации Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) является Конституция (до июля 1996 г. называвшаяся «Временной»), принятая 2 декабря 1971 г. правителями шести эмиратов — Абу Даби, Дубая, Шарджи, Аджмана, Умм ал- Кайвайна и Фуджайры, а также официально присоединившегося к ним в 1972 г. эмирата Рас ал-Хайм. Конституция закрепляет консенсус в форме государства, которое Эмираты согласились основать, и уступок, которые они согласились сделать, передав часть своего суверенитета федеральному центру. В статье 45 она провозглашает следующие органы власти: Верховный Совет Федерации (Союза), Совет министров Союза, Национальное собрание.

Высшим органом ОАЭ является Верховный Совет Федерации, состоящий из семи правителей эмиратов. Он, согласно 46 статье конституции, обладает исполнительной и законодательной властью. Верховный Совет Федерации осуществляет следующие функции: определяет и утверждает политический курс страны; принимает законы; ратифицирует договора и международные соглашения путем издания декретов; формирует и смещает правительство; назначает председателя и судей Верховного суда Союза, принимает их отставки и смещение с должностей при обстоятельствах, указанных в Конституции; осуществляет высший контроль в отношении всех дел Союза. Правители эмиратов Абу Даби и Дубай в Верховном Совете Федерации обладают эффективным правом вето.

Верховный Совет Федерации избирает руководителем Совета на пятилетний срок одного из эмиров — членов Совета, который получает полномочия главы ОАЭ. Данный срок, в соответствии со статьей 52, может продлеваться. В отсутствии главы государства его обязанности исполняет заместитель. Согласно статье 54 Конституции, председатель Совета осуществляет следующие функции: руководит деятельностью Верховного Совета Федерации; созывает Совет на заседания четыре раза в год либо по первому требованию любого из членов этого органа; созывает Верховный Совет Федерации и Совет министров на объединенное заседание, если это необходимо; подписывает законы и декреты; назначает премьер-министра, принимает его отставку и смещает его с согласия Верховного Совета; наблюдает за осуществлением законов, декретов, решений Советом министров и соответствующими министрами.

Наряду с Верховным Советом Федерации Конституция предусматривает функционирование однопалатного Федерального национального собрания, состоящего из 40 депутатов. Собрание является консультативным органом, в котором каждый эмират представлен несколькими депутатами. Эта структура обладает функциями контроля за деятельностью исполнительных органов в области бюджетных расходов, налогообложения и финансовой политики в целом. В соответствии с Конституцией, правительство обязано предоставлять Федеральному национальному собранию ежегодные финансовые отчеты не позднее, чем за четыре месяца до истечения финансового года, прежде чем выносить их на окончательное утверждение Верховного Совета Федерации. Национальное собрание вправе обсуждать весь спектр государственных вопросов, за исключением случаев, когда Совет министров информирует Собрание, что обсуждение противоречит высшим интересам Союза (статья 92).

Оман

Основной закон этого государства, введенный в действие в 1996 г., определяет «систему правления как султанат» (статья 5). Административная система государства, во главе которого стоит Его Величество Султан, включает в себя Диван Королевского двора, Министерство дворцового ведомства, Кабинет министров и Секретариат Кабинета, специализированные советы, Губернаторский совет Маската, Губернаторский совет Дофара и Совет Омана. Статья 41 предусматривает, что личность султана неприкосновенна, а также, что «уважение к нему есть долг. Его приказы должны исполняться».

В султанате Оман парламент до сих пор отсутствует, и вся полнота законодательной власти принадлежит султану. В качестве основополагающих государственных принципов законодательство Омана закрепляет принцип справедливости и равенства, реализуемый на основе консультативных решений. Этот шариатский принцип совещательное™ является определяющим и обязывает главу государства консультироваться с другими высшими государственными органами. Государственный консультативный совет, существовавший с 1981 г. по 1991 г., в настоящее время преобразован в Совет шуры. Новая структура имеет право давать рекомендации султану в законотворческой сфере. Все 59 членов шуры отбираются и утверждаются султаном из кандидатов от каждой провинции. Срок полномочий Совета установлен в три года с правом переназначения его членов.

До настоящего времени процедура принятия законов в Омане конституционно не урегулирована, однако некоторые основные механизмы, связанные с действующим законодательством, намечены. Так, в соответствии с принципом верховенства Основного закона, никакой орган государства не может издавать инструкции, правила или принимать решения, противоречащие действующим законам или международным договорам и соглашениям. В свою очередь, международные договоры и соглашения, подписанные Оманом, не могут вступить в силу до тех пор, пока они не будут ратифицированы султаном.

В 1996 г. в Омане была проведена законодательная реформа — образован Совет Омана, состоящий из Консультативного совета (82 члена) и Государственного совета (41 член). По сути, был создан прообраз двухпалатного парламента. Члены Государственного совета подлежат назначению султаном. Согласно декрету, их количество не должно превышать половины численности Консультативного совета. Состав комплектуется из числа наиболее опытных и авторитетных специалистов: обычно это бывшие министры, замминистров, послы, судьи, высшие офицерские чины, а также представители творческой и научной интеллигенции, бизнесмены и т.д. В соответствии с регламентом, Госсовет проводит четыре сессии в год, созданные им комитеты по правовым, социальным и экономическим вопросам работают на постоянной основе. Госсовет является исключительно совещательным органом власти, занимается разработкой рекомендаций для султана и правительства при тесном взаимодействии с Консультативным советом. Последний формируется на выборной основе, однако за султаном остается законодательное право аннулировать выборы.

По своим функциям оманский представительный орган во многом схож с консультативными советами других монархий. Среди его главных задач — рассмотрение проектов законов в социальной и экономической областях. В статье 28 положения о Государственном и Консультативном советах говорится: «Консультативный совет оказывает помощь правительству во всех важных вопросах оманского общества и высказывает то, что считает необходимым для упрочения устоев и коренных ценностей». Поправки, замечания и предложения по проектам рассматриваемых законов Консультативный совет передает в Госсовет, который вносит свои предложения и направляет обобщенный проект султану и правительству.

Кабинет министров Омана формируется и возглавляется султаном, который является одновременно и главой правительства. Оно включает в себя специального представителя султана, трех заместителей премьер-министра, секретаря кабинета и более 20 министров. Заместителями премьер-министра обычно являются ближайшие родственники султана; многие министры, а также губернаторы провинций, также принадлежат к правящей семье. Султан является, кроме того, верховным главнокомандующим вооруженными силами и совмещает посты министра иностранных дел, обороны и финансов.

Глава государства председательствует на заседаниях правительства, он имеет право поручить председательствовать одному из своих заместителей или другому лицу. Заседания Совета министров, как правило, закрыты, а его постановления считаются одобренными при условии голосования за них большинства присутствующих членов правительства. Если султан пожелает назначить премьер-министра, в своем декрете он должен определить его компетенцию и условия осуществления им своих полномочий. Лицо, которое может быть назначено премьер-министром, его заместителем или министром, должно отвечать всего двум требованиям: быть урожденным оманцем и быть не моложе 30 лет.

Саудовская Аравия

Основным законом Королевства Саудовская Аравия является Священный Коран. По форме правления данное государство является абсолютной монархией, однако в феврале 1992 г. король Фахд инициировал ряд правительственных реформ. В основу этих реформ легли следующие три указа: «Основы системы власти» (83 статьи), «Положение о Консультативном совете» (30 статей) и «Система территориального устройства» (39 статей), которые сегодня составляют стержень административной системы Саудовской Аравии.

Институт монархии и механизм передачи власти также были официально закреплены только в 1992 г. Престолонаследник назначается королем, однако это назначение должно получить формальную поддержку со стороны высших религиозных авторитетов страны. По сложившейся традиции трон наследует «наиболее достойный» из сыновей или внуков основателя государства Саудовская Аравия. Так, статья 5 конституционного документа декларирует: «Система власти в Королевстве Саудовская Аравия — монархическая. Власть принадлежит сыновьям короля-основателя Абд ал-Азиза ибн Абд ар-Рахмана ал-Фейсала ас-Сауда и сыновьям его сыновей. И присягает наиболее благочестивый из них, принимая власть на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах». Кроме того, в дополнение к политическим полномочиям главы государства, король Саудовской Аравии обладает и религиозной властью; в его обязанности входят функции хранителя главных святынь мусульманского мира.

Король Саудовской Аравии не только является главой государства, но и следит за тем, чтобы общественно-политическое развитие страны соответствовало принципам ислама. Таким образом, король совмещает прерогативы главы высших государственных институтов власти с функциями религиозного надзора за их деятельностью, а также фактического контроля над шариатскими судами, в которых судьи назначаются и освобождаются согласно королевскому указу.

В 1993 г. королем был принят новый декрет «Акт учреждения Консультативного Совета», который был призван играть роль законосовещательного органа при короле. Члены Совета, говорилось в Акте, должны служить общественным интересам, защищать единство мусульманского населения и целостность государства. В настоящее время Консультативный Совет состоит из 90 членов, избираемых королем из числа наиболее авторитетных представителей общества сроком на четыре года. Права, обязанности и порядок деятельности членов этого органа определяются королевским декретом. Член Консультативного Совета должен отвечать следующим требованиям: являться подданным Саудовской Аравии и проживать в ней; быть известным своим профессионализмом, а также добропорядочностью; быть не моложе 30 лет. Если член Совета недостаточно компетентен и не исполняет должным образом возложенные на него обязанности, он может быть отстранен от занимаемой должности. Член Совета не может использовать свои полномочия в личных интересах. Ему запрещено совмещать свою основную работу с иными государственными постами или с деятельностью в сфере бизнеса без надлежащей санкции главы государства.

Председатель Конституционного совета, его заместитель, а также секретарь могут назначаться или отстраняться от своих постов только королевским декретом; их права, обязанности, материальное обеспечение и другие вопросы также определяются декретом короля. Все члены Совета при вступлении в свою должность приносят присягу. Новый Консультативный совет обычно формируется не позднее, чем за два месяца до окончания срока полномочий предыдущего состава. При формировании нового состава Совета количество новых его членов не должно превышать половины от общего состава. Король или по его поручению другое лицо ежегодно обращается к Совету со специальным посланием по вопросам внутренней и внешней политики государства.

Общие задачи Консультативного совета заключаются в выражении своего мнения по основным направлениям государственной политики. В частности, Совет уполномочен: обсуждать генеральный план социально-экономического развития; изучать, обсуждать и вносить свои предложения в области международных отношений; давать разъяснения в сфере законодательства; обсуждать ежегодные правительственные доклады и вносить соответствующие предложения по этим вопросам. Заседания Совета не могут считаться полномочными без соответствующего кворума в две трети всего состава его членов, включая председателя. Решения считаются принятыми, если они одобрены большинством членов Совета. Решения Консультативного совета вносятся на рассмотрение Совета министров. Если позиции двух советов совпадают, решение принимается с согласия короля; если они расходятся, то король оставляет за собой право принятия окончательного решения.

Для своей более эффективной работы Консультативный совет формирует из своих членов профильные комитеты. Комитеты могут привлекать к своей работе специалистов, не входящих в Совет. Консультативный Совет имеет свой руководящий орган, в состав которого входят председатель Совета, его два заместителя и главы профильных комитетов. Руководители Консультативного совета имеют право законодательной инициативы. Они могут предложить новый законопроект или дополнения к уже действующему закону, направив их председателю Совета, который в свою очередь обязан представить предложения главе государства. Кроме того, председатель Совета вправе запрашивать у правительства необходимые документы, находящиеся в его распоряжении.

Король председательствует в Совете министров и определяет основные направления деятельности этого органа власти. Он назначает и освобождает с должности заместителей премьер-министра и министров правительства. Глава государства имеет право в любой момент распустить или реорганизовать Совет министров. Министры и главы правительственных департаментов несут перед премьер-министром ответственность за оперативную работу своих ведомств. Порядок деятельности Совета министров довольно подробно регулируется специальным статутом, принятым в 1993 г. В соответствии с этим документом член правительства должен отвечать следующим требованиям: быть саудидом по рождению, обладать необходимыми знаниями и компетенцией, не иметь судимости.

Заседания Совета министров проходят под председательством его главы — короля или одного из заместителей председателя. Решения правительства принимают окончательный характер после их одобрения королем. Срок деятельности правительства не должен превышать четырех лет. Заседание Совета министров считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего состава. Решение считается принятым, если за него высказалось большинство присутствующих на заседании членов; если же голоса разделились поровну, то за председателем остается право решающего голоса. Заседания правительства проходят в закрытом режиме, что же касается его решений, то они должны носить открытый характер, за исключением тех, которые сам Совет сочтет секретными.

Катар

Конституция Катара, последняя редакция которой была принята в 1996 г. под названием «Исправленный временный основной закон Катара», провозглашает его как суверенное и независимое арабское государство, в котором ислам является официальной религией, а шариат — главным источником законодательства. В 90-е гг. эмиром Хамадом б. халифа ат-Тани были проведены некоторые конституционные преобразования. Согласно Конституции, вся полнота законодательной и исполнительной власти в государстве Катар принадлежит эмирам из рода ат-Тани. Личность эмира неприкосновенна, а уважение к нему является обязанностью каждого подданного (статья 20). «Власть в государстве — наследственная по линии ат-Тани. Она переходит от отца к одному из сыновей. Если же их нет, то передается по выбору эмира одному из членов семейства ат-Тани. Эмир назначает наследника престола своим указом». При этом в соответствии с нормами шариата назначение может считаться законным «после консультаций с влиятельными людьми, обладающими властью в стране, и при согласии большинства из них» (статья 21).

Конституция Катара не предусматривает высших выборных представительных органов. Отчасти их функции выполняет назначаемый эмиром Консультативный совет, который может лишь доводить до эмира и правительства страны свое мнение по тем или иным вопросам. В соответствии с законодательством Катара, эмир утверждает и обнародует законы только после обсуждения их в Консультативном совете. На практике законодательный процесс сводится к тому, что эмир как глава исполнительной власти непосредственно руководит разработкой законопроекта, согласовывает его с Консультативным Советом, а затем как глава государства принимает его. Аналогичная процедура сохраняется и при заключении международных договоров. В случае чрезвычайной обстановки в стране, требующей принятия экстренных мер, эмир вправе издавать указы, имеющие силу закона, без соблюдения формальной процедуры совещания с Консультативным советом.

В функции Консультативного совета входит рассмотрение всех законов и постановлений, связанных с организацией и ведением государственных и гражданских дел. Совет вырабатывает свои рекомендации по вопросам законодательной и исполнительной власти и вносит их на рассмотрение Совета министров и главы государства. После одобрения их эмиром Консультативный совет утверждает новые законы и постановления. Совет не наделен правом вмешиваться в действия исполнительных и судебных властей. Он состоит из 35 членов, назначаемых эмиром. Срок его полномочий составляет четыре года. Совет возглавляет спикер, который, так же как и его заместитель, выбирается тайным голосованием членами Консультативного совета. Спикер руководит деятельностью совета один год, после чего назначаются новые выборы. Мнение Консультативного совета носит характер компетентного заключения, которое глава государства и правительство, как правило, принимают в расчет. Наконец, Консультативный совет может обращаться с запросом по любому внутреннему вопросу, касающемуся общей политики правительства, а также направлять запрос любому министру.

Эмир Катара формирует Совет министров и назначает его председателя (статьи 29, 30). Этот государственный орган призван помогать эмиру в осуществлении им его исполнительных функций (статьи 23, 28). Вся деятельность Совета министров реализуется под непосредственным контролем главы государства. Правительство имеет достаточно широкие полномочия. Оно обладает правом законодательной инициативы; разрабатывает проекты законов, указов, которые передаются в Консультативный совет, а затем утверждается эмиром. Согласно статье 34, правительство руководит всеми внутренними и внешними политическими делами, которые входят в его компетенцию. Совет министров контролирует работу всей структуры правительственного аппарата: утверждает уставы и постановления отдельных министерств; назначает и смещает государственных служащих, если это не входит в функции эмира; создает новые государственные органы; занимается вопросом бюджета страны.

Компетенция Совета министров регламентируется эмиром, который «направляет работу министров, намечает директивы для правительства, подписывает постановления, принимаемые Советом» (статья 33). Министры несут коллективную ответственность перед эмиром за проведение государственной политики и индивидуальную — за исполнение своих обязанностей. В качестве главы государства эмир представляет Катар в международных делах; является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны; назначает и смещает высших гражданских и военных служащих; формирует Совет обороны, в компетенцию которого входит выработка рекомендаций по всем вопросам обороны и безопасности. Своим указом эмир вправе аннулировать любое судебное решение в старне (статьи 23, 25, 26).

Ключевые слова: Административная политика
Источник: Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 495 с.
Материалы по теме
Административные системы стран Северной Европы
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы Японии и Южной Кореи
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Политическая и административная система Китая
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы стран Латинской Америки
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы африканских государств
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы стран Центральной и Восточной Европы
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы стран СНГ
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные реформы в Восточной Европе
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий