Первобытная культура

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Для культуры первобытного общества было характерно:

  • присваивающее хозяйство, суть которого состояла в потреблении готового продукта природы;
  • низкий уровень развития производительных сил;
  • общинный тип собственности;
  • уравнительное распределение.

Первобытная культура - исторически первый тип традиционной культуры, для которой характерны:

  • медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;
  • ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
  • приверженность существующим образцам поведения;
  • господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;
  • отсутствие письменности.

Главные черты первобытной культуры:

  • гомогенность - постоянное воспроизводство своих форм повсюду, где бы они не существовали;
  • синкретизм - нерасчлененная слитность человека и природы.

Культурный синкретизм -

  1. нерасчлененность, отсутствие дифференциации в явлениях культуры. Например, первобытная культура характеризуется слитностью, нераздельностью искусства, магии, познавательной деятельности;
  2. внешнее, неорганическое смешение разнородных культурных элементов.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до и. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки).

Существуют два пути изучения первобытной культуры.

Первый историко-археологический, т. е. изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда и быта, оружия, украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков, скульптурных изображений либо их фрагментов, обнаруживаемых на огромных пространствах Евразии, Африки и Америки в пещерах и захоронениях.

Второй путь - этнографически-сопоставительный: перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития (в основном в Австралии и Океании), накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предков современного цивилизованного человека. Тем не менее наши знания о жизненном укладе, духовной культуре, художественном творчестве людей 40-50-тысячелетней давности в значительной степени гипотетичны.

Несомненно, духовная культура первобытного человека была синкретичной, т. е. представляла собой изначальное единство того, что впоследствии распадается на самостоятельные сферы культуры: религию, философию, мораль, искусство, политику.

Универсальность мифа. Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. Авторы мифов, как правило, неизвестны.

Мифы и их особенности (современные представления о мифе). Мифы - это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы сознательно слиться со своими творениями на основе эмоциональных и логических ассоциаций.

Миф - сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

Структура мифов отражает определенные особенности психики человека.

Миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов.

Миф отражает закономерности природы; ввиду слабости абстрактного мышления человек персонифицировал эти закономерности, связывал их с сознательно действующей волей; отсюда - основное действующее лицо мифологии - божество.

Миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры. Индивидуальный субъект не мог изменить его; миф не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании; отсюда коллективно-бессознательная природа мифа.

Особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий; отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное.

Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Миф возникает на родовой фазе становления человеческого! общества и сохраняет свое значение и на последующих этапах его культурно-исторического развития. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека и возникают на основе его способности верить в определенную структуру бытия. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют так называемое сакральное (священное) время.

Сакральное время в рамках мифа является превалирующим фактором мировосприятия. Оно противостоит профанному времени и задает некую схему функционирования человеческого сообщества, неизменную в своих базовых принципах. Для мифологического сознания характерен магический (колдовской, волшебный) способ взаимодействия с миром. Английский ученый Дж. Фрезер выделял так называемый закон магической симпатии, объединяющий человека и предмет, с которым единожды, по крайней мере, он вступал в контакт. На основании этой магической сопричастности или симпатии можно воздействовать на волю другого человека с помощью определенных обрядов и ритуалов. В целом мифологическое сознание крайне статично. Оно не знает идеи движения, прогресса. Изменения, протекающие вокруг, являются лишь проявлениями некоего неизменного и вечного порядка, вещей, кажущегося и иллюзорного своей сути.

Мифологическое сознание обладает уникальной способностью. Он регламентирует поступление новых знаний, так как в нем превалирует система обрядов и ритуалов, систематизирующая приток новой информации о мире. И поэтому миф не разлагается в результате накопления знаний, Его взрывает изнутри постепенное осознание человеком своей свободы. Миф не регулирует жизнь свободного человека. Он не способен на это. Поэтому, по мере осознания человеком своей свободы возникает иная картина мира, в основе которой лежит уже не растворение индивида в реальности в стихии природных процессов а вычленение себя из нее, становление субъект-объектных отношений.

Особенности мифологической картины мира:

  • синкретизм, неразделейность человека и природы. Неслучайно для ранних мифов характерен синкретичный образ -человеко-животно-растительный;
  • авторитарность - миф передавался из слова в слово из поколения в поколение и диктовал поведение людей в разных жизненных ситуациях; четко определял, что хорошо, а что плохо. Мифологические сказания и образы служили средством передачи социального опыта, традиций, навыков, обслуживания ритуалов;
  • тесная связь мифа, культа и ритуала, поскольку за всяким явлением мира древнему человеку виделось разумное движущее им существо (божество), которое можно умилостивить в свою пользу.


В мифах объективировались коллективные переживания, впечатления, страсти, чувства, настроения, вызываемые определенными явлениями действительности. Несмотря на свои, порой фантастические очертания, мифологические образы вовсе не являются чистой иллюзией, нелепой выдумкой, произвольным искажением мира. Миф включает в себя и многие элементы верного отражения действительности, правильных оценок тех или иных явлений. Без этого было бы невозможно относительно стабильное существование первобытного коллектива, преемственность в воспроизводстве человеческих отношений и сознания.

Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде. Они объективировали элементы общественного сознания, порожденные существенными связями и отношениями в обществе. В мифах обобщен и отработан опыт формирования для данного уровня общественного развития отношений между:
- человеком и природой;
- коллективом и индивидом.

Миф стал и самой ранней формой донаучного знания. Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества - философия, искусство, наука, религия и т. д.

Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвидимого: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни. Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовавших условий общественной жизни. Постепенное овладение человеком силами природы, восхождение общественного сознания ют мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания.

Древние мифы привлекают к себе пристальное внимание многих современных исследователей. Мифотворчество, как и художественное творчество, благодаря активной роли в нем бессознательного начала, является многосмысленным, поэтому каждая новая эпоха может открывать в мифах новые значения, способные актуализироваться в новых исторических условиях. Жизненность и устойчивость этих смыслов еще раз подтверждает факт того, что мифология во многом верно отражала общественные отношения на самом раннем этапе их развития и создала первичные социальные связи, которые удивительным образом сохранились относительно неизменными на историческом пути формирования человеческого общества.

Ключевые слова: Культура
Источник: Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Теория социокультурных суперсистем П. Сорокина
Монина Н.П., Культурология
Культура как социальный институт
Деркача А.А., Социальная психология
Средневековая культура. Начало Ренессанса
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Культура как система ценностей, норм, образцов поведения
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Специфика социокультурной динамики Запада
Монина Н.П., Культурология
Влияние культуры на развитие индивида
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Элементы культуры организации
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Культурная матрица и память
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Оставить комментарий