Отставание и опережение роста и развития органов и систем у детей

Несмотря на то, что организм ребёнка необходимо рассматривать как одно целое, его основные органы и системы растут и развиваются не одновременно. Возьмем в качестве примера рост и развитие некоторых органов и систем после рождения ребёнка.

В первые годы его жизни наблюдается интенсивное нарастание массы головного мозга.

Пример: у новорожденного вес мозга 360-390 г. К концу первого года жизни вес мозга увеличивается в 2-2,5 раза. К концу третьего года жизни это показатель увеличивается втрое и составляет в среднем 1100 г. Мозг ребенка семи лет весит 1250 г. В дальнейшем масса мозга нарастает очень медленно и доходит до 1400 г (как у взрослого человека).

Оказывается, что такое интенсивное развитие необходимо именно в первые годы жизни, потому что только при участии структур мозга идёт формирование условно-рефлекторной деятельности и приспособление организма к факторам окружающей среды. Формирование двигательных навыков и развитие основных двигательных качеств (скорости, силы, выносливости, координационных способностей) также происходит неравномерно. В возрасте 8-9 лет интенсивно развивается скорость, в 13-14 лет - сила, а в 15-16 лет выносливость.

В период «избирательного» роста и развития функциональные системы организма особенно чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов. Так, во время интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в питании и т.д. Эти особенности роста и развития ребёнка являются основой для правильной постановки учебно-воспитательного процесса, так как подсказывают в каком возрасте какие двигательные качества развивать.

Учитывая очередность развития той или иной системы в онтогенезе, необходимо такую же очередность обеспечить и при воспитании ребёнка. Поэтому последовательность основных видов деятельности может быть следующая:

  • непосредственные эмоциональные взаимоотношения;
  • предметно-манипуляционная деятельность в раннем возрасте;
  • ролевая игра дошкольника;
  • учебная деятельность младшего школьника;
  • гражданская и общественная деятельность ученика средней школы;
  • учебно-профессиональная деятельность старшего школьника.

Часто родители стремятся воспитать самого умного, самого быстрого ребёнка, форсируют учебный процесс, нарушают очередность развития функциональных систем. Такая поспешность может отрицательно отразиться на физическом и психическом развитии ребёнка и на его здоровье в целом. В последнее время есть тревожные сигналы нервно-психических расстройств у 2-3 летних детей «замученных» системой воспитания вундеркиндов.

Источник: 
М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для студентов специальности - ПСИХОЛОГИЯ. - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме
Два метода исследования детского мышления
Обухова Л.Ф., Этапы развития детского мышления
Детский онанизм (мастурбация)
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Становление детской психологии
Баранова Э.А., Введение в детскую психологию
Депрессия у детей
Раттер М., Помощь трудным детям
Дети с ранним детским аутизмом
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Страх смерти у детей
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у...
Ношение малыша на руках как «любовь в ручном эквиваленте»
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Полиневриты (полирадикулоневриты, полиневропатии)
Одинак M.М., Нервные болезни
Оставить комментарий