Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения

Профилактика (prophylaktikos - предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Позитивная профилактика - это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не «запугивая» детей и подростков.

Основной акцент позитивной профилактики - развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивости, воспитание личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.

Основная цель профилактических мероприятий - изменение поведения с рискованного на безопасное, полезное поведение.

Информация в профилактической деятельности должна быть: достоверной, соответствующей реальности, полной, доступной, размещенной в нужном контексте, систематизированной, дозированной, соответствующей ситуации в обществе; направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

  • Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска.
  • Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явления.
  • Третичная профилактика - действия, направленные на профилактику рецидивов.

Цели первичной профилактической деятельности:

  • изменение ценностного отношения детей и молодежи к употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде;
  • сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни.

Основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция. Г.П. Бочкарёва считает, что есть:

  1. семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы к своим детям;
  2. семья, где нет эмоциональных контактов между её членами;
  3. семья с нездоровой нравственной атмосферой.

А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семье:

  1. гиперопёка различных степеней;
  2. гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;
  3. ситуация, создающая «кумира» семьи;
  4. ситуация, создающая «золушек» в семье.

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей:

  1. семьи с недостатком воспитательных ресурсов;
  2. конфликтные семьи;
  3. нравственно неблагополучные семьи;
  4. педагогически некомпетентные семьи.

З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

  1. отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребёнка;
  2. высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
  3. преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;
  4. хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительская жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Известный отечественный учёный-педагог В. П. Кащенко ещё в 30х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические методы:

  • метод общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, коррекция навязчивых мыслей и действий);
  • специальные методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера);
  • метод коррекции через труд.

Психотерапевтические методы:

  • внушение и самовнушение;
  • гипноз;
  • убеждения;
  • психоанализ.

Психо-коррекционный комплекс, включающий в себя четыре основных блока.

1.    Диагностический блок.
Цель: диагностика особенностей развития личности.

2.    Установочный блок.
Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности.

3.    Коррекционный блок.
Цель: овладение определёнными способами деятельности.

4.    Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: [5]

1.    Метод разрушения отрицательного типа характера:

  • прогнозирования отрицательного поведения;

2.    Метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:

  • объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;
  • переориентировки самосознания;

3.    Метод переубеждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

  • поощрения и наказания;
  • соревнования;
  • положительной перспективы.

4.    Метод перестройки жизненного опыта:

  • предписания;
  • ограничения;
  • переучивания;
  • переключения;
  • регламентации образа жизни.

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым. [7].

Ключевые слова: Девиантность, Профилактика, Психокоррекция
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Направления и формы профилактики девиантного поведения
Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы
Профилактика отклоняющегося поведения
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Общесоциальная профилактика рецидивной +и профессиональной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Проективный рисунок
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Девиантная виктимность подростка
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Особенности оказания психологической помощи детям, пострадавшим от насилия
Попова Р.Р., Психологическая помощь
Аддиктивный тип девиантного поведения
Менделевич В.Д., Наркозависимость
Эффективность психокоррекции
Качимская А.Ю. Основные направления психокоррекции: Учебнометодическое пособие - ВСГАО, 2013...
Оставить комментарий