Профилактика (prophylaktikos - предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Позитивная профилактика - это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не «запугивая» детей и подростков.
Основной акцент позитивной профилактики - развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивости, воспитание личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.
Основная цель профилактических мероприятий - изменение поведения с рискованного на безопасное, полезное поведение.
Информация в профилактической деятельности должна быть: достоверной, соответствующей реальности, полной, доступной, размещенной в нужном контексте, систематизированной, дозированной, соответствующей ситуации в обществе; направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.
В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.
- Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска.
- Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явления.
- Третичная профилактика - действия, направленные на профилактику рецидивов.
Цели первичной профилактической деятельности:
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде;
- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни.
Основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция. Г.П. Бочкарёва считает, что есть:
- семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы к своим детям;
- семья, где нет эмоциональных контактов между её членами;
- семья с нездоровой нравственной атмосферой.
А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семье:
- гиперопёка различных степеней;
- гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;
- ситуация, создающая «кумира» семьи;
- ситуация, создающая «золушек» в семье.
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей:
- семьи с недостатком воспитательных ресурсов;
- конфликтные семьи;
- нравственно неблагополучные семьи;
- педагогически некомпетентные семьи.
З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:
- отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребёнка;
- высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
- преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;
- хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительская жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Известный отечественный учёный-педагог В. П. Кащенко ещё в 30х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические.
Педагогические методы:
- метод общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, коррекция навязчивых мыслей и действий);
- специальные методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера);
- метод коррекции через труд.
Психотерапевтические методы:
- внушение и самовнушение;
- гипноз;
- убеждения;
- психоанализ.
Психо-коррекционный комплекс, включающий в себя четыре основных блока.
1. Диагностический блок.
Цель: диагностика особенностей развития личности.
2. Установочный блок.
Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности.
3. Коррекционный блок.
Цель: овладение определёнными способами деятельности.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: [5]
1. Метод разрушения отрицательного типа характера:
- прогнозирования отрицательного поведения;
2. Метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:
- объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;
- переориентировки самосознания;
3. Метод переубеждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:
- поощрения и наказания;
- соревнования;
- положительной перспективы.
4. Метод перестройки жизненного опыта:
- предписания;
- ограничения;
- переучивания;
- переключения;
- регламентации образа жизни.
Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым. [7].