Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения

Профилактика (prophylaktikos - предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Позитивная профилактика - это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не «запугивая» детей и подростков.

Основной акцент позитивной профилактики - развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивости, воспитание личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.

Основная цель профилактических мероприятий - изменение поведения с рискованного на безопасное, полезное поведение.

Информация в профилактической деятельности должна быть: достоверной, соответствующей реальности, полной, доступной, размещенной в нужном контексте, систематизированной, дозированной, соответствующей ситуации в обществе; направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

  • Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска.
  • Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явления.
  • Третичная профилактика - действия, направленные на профилактику рецидивов.

Цели первичной профилактической деятельности:

  • изменение ценностного отношения детей и молодежи к употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде;
  • сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни.

Основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция. Г.П. Бочкарёва считает, что есть:

  1. семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы к своим детям;
  2. семья, где нет эмоциональных контактов между её членами;
  3. семья с нездоровой нравственной атмосферой.

А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семье:

  1. гиперопёка различных степеней;
  2. гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;
  3. ситуация, создающая «кумира» семьи;
  4. ситуация, создающая «золушек» в семье.

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей:

  1. семьи с недостатком воспитательных ресурсов;
  2. конфликтные семьи;
  3. нравственно неблагополучные семьи;
  4. педагогически некомпетентные семьи.

З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

  1. отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребёнка;
  2. высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
  3. преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;
  4. хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительская жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Известный отечественный учёный-педагог В. П. Кащенко ещё в 30х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические методы:

  • метод общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, коррекция навязчивых мыслей и действий);
  • специальные методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера);
  • метод коррекции через труд.

Психотерапевтические методы:

Психо-коррекционный комплекс, включающий в себя четыре основных блока.

1.    Диагностический блок.
Цель: диагностика особенностей развития личности.

2.    Установочный блок.
Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности.

3.    Коррекционный блок.
Цель: овладение определёнными способами деятельности.

4.    Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: [5]

1.    Метод разрушения отрицательного типа характера:

  • прогнозирования отрицательного поведения;

2.    Метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:

  • объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;
  • переориентировки самосознания;

3.    Метод переубеждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

  • поощрения и наказания;
  • соревнования;
  • положительной перспективы.

4.    Метод перестройки жизненного опыта:

  • предписания;
  • ограничения;
  • переучивания;
  • переключения;
  • регламентации образа жизни.

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым. [7].

Темы: Девиантность, Профилактика, Психокоррекция
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Направления и формы профилактики девиантного поведения
Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы
Профилактика отклоняющегося поведения
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Субъекты, объекты и предметы профилактики преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Организация профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Принципы психологического консультирования
Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию
Социологический подход к девиантному поведению
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Психологическая помощь беременным женщинам
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Определение понятия девиантного поведения
Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы
Оставить комментарий