Направления и формы профилактики девиантного поведения

В связи с тем, что поведенческие девиации относятся к группе наиболее опасных и стойких феноменов, профилактика девиантного поведения приобретает особую социальную значимость и актуальность. В данном вопросе следует разграничить два аспекта:

  • профилактика девиантного поведения как система социальных мер (в широком смысле),
  • психопрофилактика как направление психологической деятельности (в узком значении).

В целом, профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации:

  • общегосударственном,
  • правовом,
  • общественном,
  • экономическом,
  • медико-санитарном,
  • педагогическом,
  • социально-психологическом.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику (2). Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Применительно к девиантному поведению первичную профилактику можно обозначить как массовую и универсальную превенцию действий, отклоняющихся от социальных норм. Первичная профилактика ориентирована, главным образом, на детско-подростковый возраст.

Задача вторичной профилактики — раннее выявление и коррекция неблагоприятных индивидуальных и социальных факторов, с большой вероятностью вызывающих девиантное поведение. Это работа с группой риска — прежде всего детьми и подростками, проживающими в неблагоприятных или «агрессивных» социальных условиях. В связи с этим вторичную профилактику можно назвать также селективной интервенцией. Она направлена на выявление групп высокого риска и определение методов работы с ними. Такая работа охватывает менее широкие слои населения, чем универсальная превенция.

Третичная профилактика решает специальные задачи, например предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения для личности и общества. По сути, это модификационная интервенция, или активное воздействие на еще более узкий круг лиц с устойчивыми или высоковероятными поведенческими девиациями.

Исследователи выделяют различные виды, уровни и направления профилактики, характеризующиеся специфическими целями, задачами, методами, контингентом воздействия.

Выделяют следующие направления профилактической работы:

  1. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях. Создание так называемой сети социально-поддерживающих учреждений.
  2. Профилактика, основанная на работе в школах, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в учебные программы всех школ.
  3. Профилактика, основанная на работе с семьями.
  4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах.
  5. Профилактика с помощью средств массовой информации.
  6. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах — на территориях, улицах, с безнадзорными, беспризорными детьми.
  7. Систематическая подготовка специалистов в области профилактики.
  8. Массовая мотивационная профилактическая активность.

Психопрофилактическая работа предполагает систему психологических мер, направленных на предупреждение девиантного поведения личности (группы). Психопрофилактика может входить в комплекс мероприятий всех перечисленных уровней и форм профилактической работы. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

В настоящее время используются различные концептуальные подходы к психопрофилактической работе девиантного поведения личности (группы). При ближайшем рассмотрении концепции профилактической работы могут быть разделены на три направления в соответствии с тремя ведущими целями:

  1. устранение факторов риска;
  2. развитие личностных ресурсов;
  3. создание поддерживающей среды.

Первый подход, ориентированный на устранение факторов риска девиантного поведения, чаще всего реализуется на практике. В этом случае перед специалистами стоит задача раннего выявления и устранения неблагоприятных факторов, повышающих вероятность поведенческих девиаций, например повышенной тревожности или низкого статуса подростка в группе сверстников.

В современной психологической теории и практике заметно большее внимание уделяется концептуальной модели, нацеленной на развитие внутриличностных ресурсов, например стрессоустойчивости или социальной компетентности. Здесь особую популярность приобрела идея формирования копинг-поведения — эффективных стратегий совладания со стрессом.

Третий подход, ориентированный на создание развивающей социальной среды, например, поддерживающей семьи или творческого детского коллектива, на наш взгляд, является самым перспективным, но одновременно и наиболее сложным для практической реализации.

Обобщая имеющиеся данные, можно сформулировать общую цель психопрофилактической работы как устранение рассогласований и дефицитов в системе взаимоотношений личности. Данная цель может быть реализована посредством решения комплекса взаимосвязанных задач.

Задачи психопрофилактики девиантного поведения:

  1. формирование ценностного отношения к правилам и социальным нормам;
  2. формирование ценности здорового образа жизни;
  3. развитие позитивных жизненных смыслов и способности к целеполаганию;
  4. повышение компетентности и социальной успешности личности в жизненно значимых сферах активности;
  5. включение личности в поддерживающую социальную группу, имеющую позитивные социальные цели;
  6. развитие навыков продуктивной саморегуляции, прежде всего за счет повышения осознанности собственного поведения, планирования и оценки его последствий, продуктивных стратегий совладания со стрессом;
  7. своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений и формирование межличностной компетентности.

Главной мишенью психопрофилактического воздействия признается подростковый возраст — как период наиболее интенсивной социализации, сопровождаемый высоким риском конфликтов и девиантных реакций. Поскольку принцип комплексности требует проведения профилактической работы одновременно на различных уровнях социального взаимодействия личности, то мишенью психопрофилактического воздействия не могут быть только дети или подростки.

В качестве объектов профилактики девиантного поведения одновременно с детьми и подростками должны рассматриваться:

  • детско-подростковые коллективы;
  • педагоги и специалисты образовательных учреждений;
  • педагоги и специалисты учреждений дополнительного образования (кружки, спортивные секции);
  • волонтеры из числа подростков и молодых людей;
  • социальные работники;
  • организаторы молодежных объединений;
  • чиновники и законодатели.

Широко дискутируется вопрос об эффективности психопрофилактической работы. В целях повышения ее действенности выделяются наиболее общие требования или принципы, соблюдение которых уменьшает риск негативных результатов психопрофилактической работы и повышает вероятность ее успеха.

Ведущие принципы психопрофилактики девиантного поведения включают:

  1. комплексный характер профилактической работы (воздействие на комплекс факторов);
  2. адресность (учет возрастной, тендерной и социально-психологической специфики целевой группы);
  3. массовость (приоритетность групповых форм работы);
  4. позитивность (минимизация риска негативных результатов, акцент на факторах резистентности и ресурсах личности);
  5. личная заинтересованность и ответственность участников психопрофилактической работы;
  6. устремленность в будущее (оценка последствий девиантного поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без агрессивного поведения);
  7. профессиональная компетентность (необходимость целенаправленной подготовки специалистов).

В зарубежных исследованиях основное внимание уделяется следующим критериям эффективности:

  1. экономическая целесообразность (согласованность финансовых вложений и результатов);
  2. концептуальная четкость и научная обоснованность;
  3. согласованность усилий различных организаций и ведомств.

К сожалению, ряд фактов указывают на недостаточную эффективность профилактики девиантного поведения в молодежной среде, особенно в отношении употребления наркотиков. В первую очередь, данное обстоятельство связано с недостаточной научной обоснованностью профилактических мероприятий, игнорированием возрастной специфики профилактической работы и недостаточно эффективным взаимодействием различных социальных служб. Другой распространенной ошибкой в профилактической работе является неадекватность используемых методов и приемов. К неадекватным способам профилактического воздействия относятся: запреты, запугивание, чрезмерное информирование о психотропных эффектах наркотиков, излишняя категоричность и морализаторство. Перечисленные меры воздействия не только не приводят к ожидаемому результату, но в ряде случаев вызывают выраженный негативный эффект, например в форме повышения интереса к девиантным действиям.

Профилактические программы, ориентированные на детско-подростковую и молодежную среду, прежде всего, должны учитывать специфические особенности возраста, в том числе высокую социальную активность, любознательность, склонность к протестному поведению, зависимость от моды и молодежной субкультуры, склонность к риску и экстремальным формам активности.

Ключевые слова: Девиантность, Профилактика
Источник: Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы
Материалы по теме
Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Профилактика отклоняющегося поведения
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Инфантильность
Менделевич В.Д., Наркозависимость
Семья как среда для развития детей «группы риска»
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Система судебно-психиатрической профилактики
Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание. Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г...
Виктимологическая профилактика преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Возрастные варианты девиантного поведения
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий