Направления и формы профилактики девиантного поведения

В связи с тем, что поведенческие девиации относятся к группе наиболее опасных и стойких феноменов, профилактика девиантного поведения приобретает особую социальную значимость и актуальность. В данном вопросе следует разграничить два аспекта:

  • профилактика девиантного поведения как система социальных мер (в широком смысле),
  • психопрофилактика как направление психологической деятельности (в узком значении).

В целом, профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации:

  • общегосударственном,
  • правовом,
  • общественном,
  • экономическом,
  • медико-санитарном,
  • педагогическом,
  • социально-психологическом.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику (2). Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Применительно к девиантному поведению первичную профилактику можно обозначить как массовую и универсальную превенцию действий, отклоняющихся от социальных норм. Первичная профилактика ориентирована, главным образом, на детско-подростковый возраст.

Задача вторичной профилактики — раннее выявление и коррекция неблагоприятных индивидуальных и социальных факторов, с большой вероятностью вызывающих девиантное поведение. Это работа с группой риска — прежде всего детьми и подростками, проживающими в неблагоприятных или «агрессивных» социальных условиях. В связи с этим вторичную профилактику можно назвать также селективной интервенцией. Она направлена на выявление групп высокого риска и определение методов работы с ними. Такая работа охватывает менее широкие слои населения, чем универсальная превенция.

Третичная профилактика решает специальные задачи, например предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения для личности и общества. По сути, это модификационная интервенция, или активное воздействие на еще более узкий круг лиц с устойчивыми или высоковероятными поведенческими девиациями.

Исследователи выделяют различные виды, уровни и направления профилактики, характеризующиеся специфическими целями, задачами, методами, контингентом воздействия.

Выделяют следующие направления профилактической работы:

  1. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях. Создание так называемой сети социально-поддерживающих учреждений.
  2. Профилактика, основанная на работе в школах, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в учебные программы всех школ.
  3. Профилактика, основанная на работе с семьями.
  4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах.
  5. Профилактика с помощью средств массовой информации.
  6. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах — на территориях, улицах, с безнадзорными, беспризорными детьми.
  7. Систематическая подготовка специалистов в области профилактики.
  8. Массовая мотивационная профилактическая активность.

Психопрофилактическая работа предполагает систему психологических мер, направленных на предупреждение девиантного поведения личности (группы). Психопрофилактика может входить в комплекс мероприятий всех перечисленных уровней и форм профилактической работы. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

В настоящее время используются различные концептуальные подходы к психопрофилактической работе девиантного поведения личности (группы). При ближайшем рассмотрении концепции профилактической работы могут быть разделены на три направления в соответствии с тремя ведущими целями:

  1. устранение факторов риска;
  2. развитие личностных ресурсов;
  3. создание поддерживающей среды.

Первый подход, ориентированный на устранение факторов риска девиантного поведения, чаще всего реализуется на практике. В этом случае перед специалистами стоит задача раннего выявления и устранения неблагоприятных факторов, повышающих вероятность поведенческих девиаций, например повышенной тревожности или низкого статуса подростка в группе сверстников.

В современной психологической теории и практике заметно большее внимание уделяется концептуальной модели, нацеленной на развитие внутриличностных ресурсов, например стрессоустойчивости или социальной компетентности. Здесь особую популярность приобрела идея формирования копинг-поведения — эффективных стратегий совладания со стрессом.

Третий подход, ориентированный на создание развивающей социальной среды, например, поддерживающей семьи или творческого детского коллектива, на наш взгляд, является самым перспективным, но одновременно и наиболее сложным для практической реализации.

Обобщая имеющиеся данные, можно сформулировать общую цель психопрофилактической работы как устранение рассогласований и дефицитов в системе взаимоотношений личности. Данная цель может быть реализована посредством решения комплекса взаимосвязанных задач.

Задачи психопрофилактики девиантного поведения:

  1. формирование ценностного отношения к правилам и социальным нормам;
  2. формирование ценности здорового образа жизни;
  3. развитие позитивных жизненных смыслов и способности к целеполаганию;
  4. повышение компетентности и социальной успешности личности в жизненно значимых сферах активности;
  5. включение личности в поддерживающую социальную группу, имеющую позитивные социальные цели;
  6. развитие навыков продуктивной саморегуляции, прежде всего за счет повышения осознанности собственного поведения, планирования и оценки его последствий, продуктивных стратегий совладания со стрессом;
  7. своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений и формирование межличностной компетентности.

Главной мишенью психопрофилактического воздействия признается подростковый возраст — как период наиболее интенсивной социализации, сопровождаемый высоким риском конфликтов и девиантных реакций. Поскольку принцип комплексности требует проведения профилактической работы одновременно на различных уровнях социального взаимодействия личности, то мишенью психопрофилактического воздействия не могут быть только дети или подростки.

В качестве объектов профилактики девиантного поведения одновременно с детьми и подростками должны рассматриваться:

  • детско-подростковые коллективы;
  • педагоги и специалисты образовательных учреждений;
  • педагоги и специалисты учреждений дополнительного образования (кружки, спортивные секции);
  • волонтеры из числа подростков и молодых людей;
  • социальные работники;
  • организаторы молодежных объединений;
  • чиновники и законодатели.

Широко дискутируется вопрос об эффективности психопрофилактической работы. В целях повышения ее действенности выделяются наиболее общие требования или принципы, соблюдение которых уменьшает риск негативных результатов психопрофилактической работы и повышает вероятность ее успеха.

Ведущие принципы психопрофилактики девиантного поведения включают:

  1. комплексный характер профилактической работы (воздействие на комплекс факторов);
  2. адресность (учет возрастной, тендерной и социально-психологической специфики целевой группы);
  3. массовость (приоритетность групповых форм работы);
  4. позитивность (минимизация риска негативных результатов, акцент на факторах резистентности и ресурсах личности);
  5. личная заинтересованность и ответственность участников психопрофилактической работы;
  6. устремленность в будущее (оценка последствий девиантного поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без агрессивного поведения);
  7. профессиональная компетентность (необходимость целенаправленной подготовки специалистов).

В зарубежных исследованиях основное внимание уделяется следующим критериям эффективности:

  1. экономическая целесообразность (согласованность финансовых вложений и результатов);
  2. концептуальная четкость и научная обоснованность;
  3. согласованность усилий различных организаций и ведомств.

К сожалению, ряд фактов указывают на недостаточную эффективность профилактики девиантного поведения в молодежной среде, особенно в отношении употребления наркотиков. В первую очередь, данное обстоятельство связано с недостаточной научной обоснованностью профилактических мероприятий, игнорированием возрастной специфики профилактической работы и недостаточно эффективным взаимодействием различных социальных служб. Другой распространенной ошибкой в профилактической работе является неадекватность используемых методов и приемов. К неадекватным способам профилактического воздействия относятся: запреты, запугивание, чрезмерное информирование о психотропных эффектах наркотиков, излишняя категоричность и морализаторство. Перечисленные меры воздействия не только не приводят к ожидаемому результату, но в ряде случаев вызывают выраженный негативный эффект, например в форме повышения интереса к девиантным действиям.

Профилактические программы, ориентированные на детско-подростковую и молодежную среду, прежде всего, должны учитывать специфические особенности возраста, в том числе высокую социальную активность, любознательность, склонность к протестному поведению, зависимость от моды и молодежной субкультуры, склонность к риску и экстремальным формам активности.

Ключевые слова: Девиантность, Профилактика
Источник: Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы
Материалы по теме
Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Профилактика отклоняющегося поведения
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Система судебно-психиатрической профилактики
Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание. Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г...
Виктимологическая профилактика преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Инфантильность
Менделевич В.Д., Наркозависимость
Семья как среда для развития детей «группы риска»
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Профилактика, лечение и прогноз шизотипических расстройств
Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание. Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г...
Оставить комментарий