В связи с тем, что поведенческие девиации относятся к группе наиболее опасных и стойких феноменов, профилактика девиантного поведения приобретает особую социальную значимость и актуальность. В данном вопросе следует разграничить два аспекта:
- профилактика девиантного поведения как система социальных мер (в широком смысле),
- психопрофилактика как направление психологической деятельности (в узком значении).
В целом, профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации:
- общегосударственном,
- правовом,
- общественном,
- экономическом,
- медико-санитарном,
- педагогическом,
- социально-психологическом.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику (2). Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Применительно к девиантному поведению первичную профилактику можно обозначить как массовую и универсальную превенцию действий, отклоняющихся от социальных норм. Первичная профилактика ориентирована, главным образом, на детско-подростковый возраст.
Задача вторичной профилактики — раннее выявление и коррекция неблагоприятных индивидуальных и социальных факторов, с большой вероятностью вызывающих девиантное поведение. Это работа с группой риска — прежде всего детьми и подростками, проживающими в неблагоприятных или «агрессивных» социальных условиях. В связи с этим вторичную профилактику можно назвать также селективной интервенцией. Она направлена на выявление групп высокого риска и определение методов работы с ними. Такая работа охватывает менее широкие слои населения, чем универсальная превенция.
Третичная профилактика решает специальные задачи, например предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения для личности и общества. По сути, это модификационная интервенция, или активное воздействие на еще более узкий круг лиц с устойчивыми или высоковероятными поведенческими девиациями.
Исследователи выделяют различные виды, уровни и направления профилактики, характеризующиеся специфическими целями, задачами, методами, контингентом воздействия.
Выделяют следующие направления профилактической работы:
- Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях. Создание так называемой сети социально-поддерживающих учреждений.
- Профилактика, основанная на работе в школах, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в учебные программы всех школ.
- Профилактика, основанная на работе с семьями.
- Профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах.
- Профилактика с помощью средств массовой информации.
- Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах — на территориях, улицах, с безнадзорными, беспризорными детьми.
- Систематическая подготовка специалистов в области профилактики.
- Массовая мотивационная профилактическая активность.
Психопрофилактическая работа предполагает систему психологических мер, направленных на предупреждение девиантного поведения личности (группы). Психопрофилактика может входить в комплекс мероприятий всех перечисленных уровней и форм профилактической работы. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.
В настоящее время используются различные концептуальные подходы к психопрофилактической работе девиантного поведения личности (группы). При ближайшем рассмотрении концепции профилактической работы могут быть разделены на три направления в соответствии с тремя ведущими целями:
- устранение факторов риска;
- развитие личностных ресурсов;
- создание поддерживающей среды.
Первый подход, ориентированный на устранение факторов риска девиантного поведения, чаще всего реализуется на практике. В этом случае перед специалистами стоит задача раннего выявления и устранения неблагоприятных факторов, повышающих вероятность поведенческих девиаций, например повышенной тревожности или низкого статуса подростка в группе сверстников.
В современной психологической теории и практике заметно большее внимание уделяется концептуальной модели, нацеленной на развитие внутриличностных ресурсов, например стрессоустойчивости или социальной компетентности. Здесь особую популярность приобрела идея формирования копинг-поведения — эффективных стратегий совладания со стрессом.
Третий подход, ориентированный на создание развивающей социальной среды, например, поддерживающей семьи или творческого детского коллектива, на наш взгляд, является самым перспективным, но одновременно и наиболее сложным для практической реализации.
Обобщая имеющиеся данные, можно сформулировать общую цель психопрофилактической работы как устранение рассогласований и дефицитов в системе взаимоотношений личности. Данная цель может быть реализована посредством решения комплекса взаимосвязанных задач.
Задачи психопрофилактики девиантного поведения:
- формирование ценностного отношения к правилам и социальным нормам;
- формирование ценности здорового образа жизни;
- развитие позитивных жизненных смыслов и способности к целеполаганию;
- повышение компетентности и социальной успешности личности в жизненно значимых сферах активности;
- включение личности в поддерживающую социальную группу, имеющую позитивные социальные цели;
- развитие навыков продуктивной саморегуляции, прежде всего за счет повышения осознанности собственного поведения, планирования и оценки его последствий, продуктивных стратегий совладания со стрессом;
- своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений и формирование межличностной компетентности.
Главной мишенью психопрофилактического воздействия признается подростковый возраст — как период наиболее интенсивной социализации, сопровождаемый высоким риском конфликтов и девиантных реакций. Поскольку принцип комплексности требует проведения профилактической работы одновременно на различных уровнях социального взаимодействия личности, то мишенью психопрофилактического воздействия не могут быть только дети или подростки.
В качестве объектов профилактики девиантного поведения одновременно с детьми и подростками должны рассматриваться:
- детско-подростковые коллективы;
- педагоги и специалисты образовательных учреждений;
- педагоги и специалисты учреждений дополнительного образования (кружки, спортивные секции);
- волонтеры из числа подростков и молодых людей;
- социальные работники;
- организаторы молодежных объединений;
- чиновники и законодатели.
Широко дискутируется вопрос об эффективности психопрофилактической работы. В целях повышения ее действенности выделяются наиболее общие требования или принципы, соблюдение которых уменьшает риск негативных результатов психопрофилактической работы и повышает вероятность ее успеха.
Ведущие принципы психопрофилактики девиантного поведения включают:
- комплексный характер профилактической работы (воздействие на комплекс факторов);
- адресность (учет возрастной, тендерной и социально-психологической специфики целевой группы);
- массовость (приоритетность групповых форм работы);
- позитивность (минимизация риска негативных результатов, акцент на факторах резистентности и ресурсах личности);
- личная заинтересованность и ответственность участников психопрофилактической работы;
- устремленность в будущее (оценка последствий девиантного поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без агрессивного поведения);
- профессиональная компетентность (необходимость целенаправленной подготовки специалистов).
В зарубежных исследованиях основное внимание уделяется следующим критериям эффективности:
- экономическая целесообразность (согласованность финансовых вложений и результатов);
- концептуальная четкость и научная обоснованность;
- согласованность усилий различных организаций и ведомств.
К сожалению, ряд фактов указывают на недостаточную эффективность профилактики девиантного поведения в молодежной среде, особенно в отношении употребления наркотиков. В первую очередь, данное обстоятельство связано с недостаточной научной обоснованностью профилактических мероприятий, игнорированием возрастной специфики профилактической работы и недостаточно эффективным взаимодействием различных социальных служб. Другой распространенной ошибкой в профилактической работе является неадекватность используемых методов и приемов. К неадекватным способам профилактического воздействия относятся: запреты, запугивание, чрезмерное информирование о психотропных эффектах наркотиков, излишняя категоричность и морализаторство. Перечисленные меры воздействия не только не приводят к ожидаемому результату, но в ряде случаев вызывают выраженный негативный эффект, например в форме повышения интереса к девиантным действиям.
Профилактические программы, ориентированные на детско-подростковую и молодежную среду, прежде всего, должны учитывать специфические особенности возраста, в том числе высокую социальную активность, любознательность, склонность к протестному поведению, зависимость от моды и молодежной субкультуры, склонность к риску и экстремальным формам активности.