Это односоставные предложения, субъектная неопределенность которых достигает максимума. Действие, обозначенное в них, может быть отнесено к любому лицу, в том числе и к автору:
Прекрасны вы, брега Тавриды, /Когда вас видишь с корабля (П.).
Обобщение субъектной сферы достигается использованием глагола во 2-м лице единственного числа настоящего или будущего времени, а также глагола в повелительном наклонении, но не в ситуации обращения к конкретному собеседнику, а в ситуации отвлеченности от конкретики: автор как бы обращается сам к себе и подразумевает, что данное действие носит всеобщий характер, не привязано к конкретному времени. Поэтому следует различать определенно-личные предложения типа Пойдёшь в кино ? и обобщенно-личные типа Пойдёшь в кино, а там какую-то муть показывают.
Обобщенность таких предложений самым ярким образом проявляется в пословицах и поговорках:
Тише едешь — дальше будешь.
Бездонной кадки водой не наполнишь.
С ним каши не сваришь.
Давши слово, держись, а не давши, крепись.
Правда, здесь возникает вопрос, относить ли к обобщенно-личным предложениям пословицы и поговорки, главный член в которых выражен глаголом в другой форме — например, 1-м или 3-м лицом настоящего времени: Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу; Поживём — увидим; Соловья баснями не кормят; Клин клином вышибают. Также часто встречаются пословицы и поговорки с другими типами главного члена: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; Всему своё время; Нет дыма без огня и т.п. С точки зрения смысла все они относятся к универсальным высказываниям, не связанным с конкретной коммуникативной ситуацией. Если же классифицировать их по грамматическим признакам, то, видимо, логичнее будет отнести к обобщенно-личным предложениям все речения с одним составом, если они зафиксированы в неизменном виде в словарях русской фразеологии. Все остальные высказывания обобщающего типа следует относить в ту или иную группу согласно грамматической форме:
Никому не объять необъятного (К. Пр.) — инфинитивное предложение; Дни поздней осени бранят обыкновенно (П.) — неопределенно-личное предложение.
Данная разновидность односоставных предложений активно востребована в СМИ, поскольку позволяет констатировать сложившееся положение вещей либо невозможность развития ситуации в данном направлении:
Отсчитав от большевистского переворота назад ровно год, ясно видишь все неправдоподобие произошедшего (газ.); Многим и сказать-то, в общем, нечего, но молчать их уже не заставишь (газ.).
Обобщенно-личные предложения часто встречаются в описательных контекстах и во внутренних монологах в художественной литературе, а также в медиаречи как часть аналитического дискурса.
Безличные предложения
Это бессубъектная разновидность односоставных предложений, главный член которых обозначает состояние, процесс, не соотносящиеся с активным деятелем, носителем признака. Это подразумевает отсутствие реального подлежащего в предложении, более того — невозможность его подстановки без грамматической трансформации сказуемого: Конечно, как и любому актеру, мне хотелось бы играть больше (интервью актера А. Голобородько). Если «вернуть» подлежащее я в данную фразу, то потребуется изменить и форму сказуемого — хотел бы играть.
Лингвисты полагают, что появление безличных предложений, исторически весьма древнее, — это результат развития абстрактного мышления. В сознании говорящего происходит отрыв представления о действии от его производителя. Двусоставное предложение сообщает о факте, действии, подчеркивая активную силу субъекта: Волна разбила лодку о камни; односоставное безличное предложение фиксирует состояние, некую итоговость, причем творительный падеж здесь выполняет одну из самых часто употребляемых функций — инструментальную: Волной разбило лодку о камни.
Считается, что большая распространенность безличных конструкций в русском языке отражает подчиненность говорящего некоей высшей силе, которая, собственно, и действует, в отличие от пассивной роли субъекта, к которому относится это сообщение: Я смог это сделать (активная целенаправленная работа субъекта) — Мне удалось это сделать (пассивная роль субъекта не противоречит тому, как сложились обстоятельства).
Безличные предложения обладают самым широким диапазоном представления главного члена:
1. Безличные глаголы, т.е. глаголы недостаточные, не имеющие форм 1-го и 2-го лица: рассветать, смеркаться, знобить, хотеться, чувствоваться и под. Они могут употребляться как с постфиксом -ся, так и без него. Формы их бытования — 3-е лицо единственного числа настоящего или будущего времени, а также форма среднего рода единственного числа прошедшего времени: Не каждую ночь на глухой улице удаётся повстречать молодого воина и поговорить про литературу (Act.); К полудню распогодилось, прохладно (Бун.). Они не могут быть использованы по отношению к существительным и местоимениям в именительном падеже.
Смысловое значение безличных глаголов — передать состояние природы, живого существа, его ментальную деятельность, физическое состояние, многочисленные модальные значения — долженствования, желательности, необходимости, а также наличие или отсутствие чего-либо.
2. Личные глаголы в безличном употреблении — это гораздо более часто встречающаяся реализация главного члена в безличных предложениях. Такие глаголы могут быть использованы и по отношению к предмету речи — субъекту: Серебро темнеет от времени, и в описательном контексте: Осенью темнеет рано. По смыслу они в целом близки безличным глаголам, передавая состояние окружающей природы, эмоции и ментальные действия лица, наличие или отсутствие чего-либо, но также могут отражать действия косвенного субъекта, не выраженного подлежащим: Времени для тарифных дебатов у правительства почти не осталось (газ.).
3. Краткое страдательное причастие в роли главного члена безличного предложения создает значение итоговости сообщения: Летом 1895 года решено было везти меня не на подмосковную дачу, как всегда, а на Волгу, под Ярославль (Ход.); Там увидите человека в тулупе, он у вас спросит: «Вы зачем?» — а вы ему скажите только одно слово: «Назначено» (Булг.).
4. Безлично-предикативные слова (слова категории состояния), вероятно, самый распространенный способ воплощения главного члена в безличном предложении: тяжело, грустно, немало, радостно, тоскливо и т.п. По своей семантике они полностью соответствуют задаче данного типа предложения — описать состояние, признак вне указания на действующее лицо. Они могут функционировать самостоятельно, а могут сочетаться с инфинитивом: Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей (П.).
Следует иметь в виду, что грамматическое членение предложений, в которых слово категории состояния сочетается с инфинитивом, зависит от порядка слов. Препозиция слова категории состояния оформляет безличное предложение: Надо все-таки сдерживать себя (Булг.). Если же инфинитив стоит в начале предложения, то он приобретает предметное значение, и слово категории состояния становится сказуемым в двусоставном предложении: Оставаться под водой было невозможно (А. Т.).
Особую разновидность безлично-предикативных слов образуют слова, морфологически связанные с существительными, но напоминающие их только внешне: грех, охота, пора, стыд, недосуг и проч. На самом деле они лишены грамматических признаков существительного и в сочетании с инфинитивом образуют конструкции модального содержания: Грех смеяться над больными людьми; Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг (П.).
5. Отрицательные слова нет, нельзя — наиболее редкий способ оформления главного члена в безличном предложении. Следует отметить, что они должны сопровождаться зависимыми членами предложения, чтобы возникло самостоятельное высказывание: Иных уж нет, а те далече (П.); Нельзя было не порадоваться тому, как хорошо военный обозреватель усвоил рыночный принцип «Воля клиента — закон» (газ.). Если же в тексте встречается изолированное отрицательное слово, то оно должно быть отнесено к категории слов-предложений:
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— Жалеете по полтиннику?
— Нет (Булг.).