Способы связи между самостоятельными предложениями

В связной речи между законченными предложениями существует тесная смысловая, а следовательно, и грамматическая связь. Каковы же способы, виды этой синтаксической связи? Со стороны содержания предложение, изолированное от контекста, как правило, неполно, не закончено. И продолжение, развитие мысли возможно только в подобной же синтаксической форме, т.е. в другом предложении. Таким образом, самостоятельное предложение приобретает полный смысл лишь в речи.

Как же синтаксически соединяются предложения, объединяемые развитием одной мысли? Так как речь идет о синтаксически завершенных структурах, готовых моделях и т.п., становится ясно, что общей основой связи законченных предложений может быть только их структурная соотнесенность. Чтобы пояснить это положение, воспользуемся абстрагированным предложением-формулой «А есть В», где А — подлежащее, В — именная часть именного составного сказуемого. Это формула целой категории предложений, и она может получать разнообразное лексическое наполнение: Физика есть наука; Война есть зло и т.д. Как может дальше развиваться это предложение-формула? Какое предложение может быть с ним соединено? Очевидно, что оно связывается только с таким предложением, в котором за основу взят один из его членов. Причем наиболее логичный и естественный путь синтаксического движения — повтор В, т.е. сказуемого. А уже известно — это «старое», и оно уже определено В, поэтому дальнейшее движение мысли совершается через В, т.е. через сказуемое (А есть В, В есть С), или, если раскрыть формулу: Физика есть наука. Наука должна пользоваться диалектическим методом; Несправедливая война есть зло. Зло следует искоренять беспощадно.

Возможен и другой путь синтаксического движения: А есть В, А есть С, при котором каждое следующее предложение по-новому характеризует подлежащее: Физика есть наука. Физика должна пользоваться диалектическим методом; Несправедливая война есть зло. Несправедливая война вызывает возмущение народов. Таковы два основных способа структурной соотнесенности предложений — синтаксической связи между ними. Первый из них называется цепной связью, а второй — параллельной.

Цепная связь отражает последовательное движение, развитие мысли в связной речи. В соответствии с теорией актуального членения, рассматривающей предложение в тесной связи с выражаемой им мыслью, большинство предложений состоит из темы и ремы. Тема — это исходный пункт, начало движения мысли, «данное»; рема — развитие мысли, ее основа, ядро, «новое». В большинстве предложений мысль движется от известного, данного к ядру высказывания, к новому. Но движение, развитие мысли на этом не прекращается и, как правило, не исчерпывается одним предложением. Обычно рема предшествующего предложения становится темой следующего предложения, которое, в свою очередь, требует новой ремы. Так идет плавное, последовательное развитие мысли. Например: За садом находился у них большой лес, который был пощажен предприимчивым приказчиком, — может быть, оттого, что стук топора доходил бы до самых ушей Пульхерии Ивановны. Он был глух, запущен, старые древесные стволы были закрыты разросшимся орешником и походили на мохнатые лапы голубей. В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать с теми удальцами, которые бегают по крышам домов (Г.).

В первом предложении логическим ударением подчеркнуты находящиеся в конце главной части слова большой лес, входящие в рему первого предложения. Во втором предложении рема (большой лес) становится уже темой, «исходным» (он), дающим начало новой мысли. Аналогично движение мысли и в последующих предложениях.

Синтаксический характер цепной связи выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения, например дополнение, в последующем предложении становится подлежащим. Такие соотношения членов соединяемых предложений носят устойчивый характер. Это своеобразные модели, по которым осуществляется цепная связь между предложениями.

Наиболее распространенные структурные виды цепной связи: «дополнение-подлежащее», «дополнение—дополнение», «подлежащее-дополнение», «подлежащее—подлежащее» и др. Так, в приведенном выше примере между первым и вторым предложениями (За садом находился у них большой лес... Он был глух, запущен...) — цепная связь «подлежащее—подлежащее», а между третьим и четвертым предложениями (В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать.) — цепная связь «подлежащее—дополнение».

Структурная соотнесенность между предложениями при цепной связи выражается: а) с помощью лексического повтора (когда соотносящиеся члены предложений выражены одинаково); б) посредством синонимической лексики и в) с помощью местоимений. Например: У Миши была собака. Собаку звали Пальмой. — У Миши была дворняжка. Собаку звали Пальмой. — У Миши была собака. Ее звали Пальмой. Во всех примерах один и тот же структурный вид связи «подлежащее—дополнение», средства же ее выражения неодинаковы.

Таким образом, следует различать две тесно взаимосвязанные стороны цепной связи: внутреннюю, структурную, выражающуюся в устойчивых соотношениях членов соединяемых предложений («подлежащее—дополнение» и др.), и внешнюю, характеризующую средства выражения синтаксических соотношений в речи. Цепные связи можно классифицировать по структурной соотнесенности предложений, т.е. по тому, какие члены предложений соотносятся между собой, образуя своеобразные модели («подлежащее—дополнение» и др.), и по способу выражения, «наполнения» этих моделей. Основываясь на этом, выделяем цепную связь посредством лексического повтора, цепную синонимическую связь и цепную местоименную связь. Структурные виды этих связей (независимо от их наполнения) одинаковы, т.е. внутри каждой разновидности цепной связи по способу выражения мы выделяем одни и те же синтаксические отношения: «подлежащее—дополнение», «дополнение—дополнение» и др.

Цепная связь — один из важнейших и наиболее распространенных способов связи самостоятельных предложений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение распространяет предшествующее, как бы вытекает из него, цепные связи неизбежны. Мы встречаем их и в описании, и в повествовании, и особенно в рассуждении.

Параллельная связь, как и цепная, заключается в структурной соотнесенности соединяемых предложений. Однако характер этой соотнесенности иной. Параллельная связь выражается в одинаковом или сходном синтаксическом строении предложений. Например: Синюю лодку прибило к берегу. Потерявший управление катер разнесло в щепы. Предложения однотипны (безличные), имеют одинаковый порядок слов, члены предложений выражены одинаковыми грамматическими формами. Синтаксический характер связи между предложениями подтверждается возможностью разнообразного лексического наполнения структурно соотнесенных параллельных предложений. Так, схему связи приведенных параллельных предложений можно наполнить любым лексическим материалом: Маленькие ветви пригнуло к земле. Желтые листья унесло далеко в сторону.

При цепной связи соединение предложений носит последовательный характер: первое связано со вторым, второе — с третьим, третье — с четвертым и т.д. Конец предшествующего предложения, повторяясь в последующем, дает начало новому предложению. В результате образуется цепь предложений с тесной смысловой и синтаксической связью. Синтаксическая сущность параллельной связи заключается в синтаксическом уподоблении (полном или частичном) последующего предложения предшествующему. При этом связь между предложениями не последовательная, а централизованная: все предложения синтаксически параллельны и одинаково относятся друг к другу и к первому предложению, «задающему» схему параллелизма. Графически разницу между цепной и параллельной связью можно представить схемой на с. 232.


Разница в характере структурной соотнесенности предложений при цепной и параллельной связи ведет к тому, что предложения (кроме первого), соединенные цепной связью, менее самостоятельны в смысловом отношении, в большей степени зависимы от контекста: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике (Л. Колодный). Предложения, соединенные параллельной связью, довольно самостоятельны; смысл их, как правило, полностью понятен и при изолированном употреблении: Развели на Неве мосты. На улицах тихо. У Аничкова моста большой костер согревает мглу (М. Кольц.).

Основные структурные признаки параллельной связи предложений:

  • параллелизм структуры (однотипность или синтаксическая близость соединяемых предложений);
  • параллельный (сходный) порядок слов;
  • одинаковое грамматическое выражение всех или некоторых членов предложений (особенно важно параллельное грамматическое оформление начальных частей предложений).

Например: Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила — оба предложения двусоставные, имеют одинаковый порядок слов; параллелизм структуры и порядка слов дополняется одинаковым морфологическим выражением совпадающих членов предложений.

Параллельная связь оформляет отношения сопоставления, противопоставления, перечисления.

Часто некоторые члены соединяемых предложений (обычно стоящие в начале предложения) имеют одинаковое лексическое выражение. В этом случае параллельная связь усиливается анафорой, и ее можно назвать параллельной анафорической: Нашу верность проверили каленым железом, Нашу гордость испытали танками и бомбами (Эр.).

Присоединительная связь — особый способ соединения синтаксических конструкций, наиболее характерный для разговорной речи. От цепной и параллельной присоединительная связь отличается отсутствием структурной соотнесенности между соединяемыми предложениями: Напомнила взять тазик и кисточку для бритья. И крем для сапог. И щетку (В. Панова). Кроме некоторых союзов и союзных сочетаний (а потому, да и, притом, причем и др.) присоединительные конструкции не имеют специальных лексико-грамматических средств выражения.

Присоединительные конструкции широко распространены в художественной литературе, в публицистике. Иногда они становятся приметой индивидуальной манеры, например: Россия интересна. Особенно экономика. Изучают повсюду. Оценки меняются. Теперь хвалят чаще. Критикуют реже. И все хотят что-то понять. Словом, массовое соревнование. За титул лучшего знатока (А. Лившиц).

Ключевые слова: Предложение, Текст
Источник: Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я. Солганика. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. — 256 с.
Материалы по теме
Совокупное предложение. Кривая. Неценовые факторы
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Вводные слова и предложения
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Уровни членения многочленных сложных предложений. Смысловые блоки
...
Теория текста. Ее предмет и объект
Валгина Н.С. Теория текста
Информационно-структурные и тональные (стилистические) характеристики текста
Валгина Н.С. Теория текста
Модель спроса и предложения
Азбука валютного дилинга
Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и предложения
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Предложения с вставными конструкциями
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Оставить комментарий