Союзы и союзные слова и их синонимия. Основной грамматический признак сложноподчиненного предложения — наличие союза (союзного слова), соединяющего главную и придаточную части.
Союзы (как чисто служебная, синтаксическая часть речи) выполняют в предложении только связующую роль. По морфологическому строению союзы могут быть простыми (когда, как, что и др.) и сложными — состоящими из нескольких слов (потому что, в то время как, из-за того что, под предлогом того что и под.).
Эти союзы могут целиком оставаться в придаточной части: Радио никогда не заменит газету, потому что им нельзя прихлопнуть муху. Но могут интонационно расчленяться, особенно если придаточная следует за главной частью: Мне грустно оттого, что весело тебе (Л.). В таком случае первая часть союза интонационно и пунктуационно остается в главной части и акцентируется грамматическое значение предложения (в приведенном примере это указание на причину). Только два союза — так как и так что — интонационно не расчленяются.
По структуре выделяются двойные союзы: когда ...то, если...то, потому что...то. Второй компонент союза — то — находится в главной части: Когда б имел я сто очей, то все бы сто на вас глядели (П.). Но информативно и структурно он практически не значим и легко убирается из предложения.
Союзные слова так же, как и союзы, связывают части предложения в единое грамматическое целое. Но в отличие от союзов выполняют и роль члена придаточного предложения, как второстепенного, так и главного. В роли союзных слов выступают относительные местоимения: Ты не видишь, на чем человек ездит; Человек, который не разбирается ни в чем, может взяться за любое дело; местоименные наречия: Скажите, как пройти в библиотеку и местоименные числительные: Скажите, сколько сейчас градусов ниже нуля?
Хотя грамматических категорий, таких как объект, время, причина, условие, уступка и др., ограниченное число и список их закрыт, союзы, как часть речи, которая их обозначает, постоянно пополняется. Кроме того, роль союзов могут выполнять различные частицы (ведь, аж и др.). Таким образом образуется синонимический ряд, в котором всегда выделяется одна или несколько доминант — слова наиболее частотные в употреблении, с наиболее общим, не дифференцированным стилистически и по смыслу значением. Вокруг них группируются слова одной смысловой категории, которые дифференцируют стилистически и по смыслу ее основное значение, внося актуальные для языковой картины мира оттенки.
Возьмем для иллюстрации категорию причины. Причина — это реально существующая ситуация, которая закономерно влечет за собой следствие — тоже реально существующую ситуацию. Один из языковых способов передать это значение — сложноподчиненное предложение с придаточным причины, присоединяемым к главной части многочисленными причинными союзами.
Доминанты этого ряда — союзы потому что, так как, поскольку, имеющие только вышеназванное значение. Вокруг них группируются союзы, стилистически ограниченные в употреблении:
- разговорной речью и просторечием, с одной стороны (потому как, затем что, оттого что);
- книжно-письменными стилями — с другой, такими как официально-деловой (ввиду того что, по причине того что), высокий (ибо), книжный (вследствие того что).
Смысловая дифференциация причинных союзов отражает различные аспекты оценки этой категории. Союз тем более что придает значение добавочного аргумента: Не хочется пугать читателя, тем более что обычное телевидение, как и у Оруэлла, прекрасно с этим справляется. Союз благодаря тому что оценивает причину как благоприятную, союзы под тем предлогом что, под видом того что — как причину мнимую, недостоверную с точки зрения говорящего.
Наконец, некоторые союзы могут иметь и стилистические, и смысловые добавочные значения. Так, союз благо совмещает значения благоприятности причины с разговорной окраской.
Местоименно-соотносительные слова. Синтаксическим средством связи главной и придаточной частей могут быть местоименно-соотносительные слова — указательные (определительные) местоимения и местоименные наречия, которые находятся в главной части и присоединяют к себе союз (союзное слово) в придаточной. Например, в предложении Что с воза упало, то пропало местоименно-соотносительное слово то присоединяет союзное слово что в придаточной.
Если в предложении есть местоименно-соотносительное слово, то придаточная часть всегда будет связана с ним, а предложение будет нерасчлененного типа. Каждое из местоименно-соотносительных слов прогнозирует круг союзов (союзных слов), с которыми оно может сочетаться: тот > кто (что, который); такой > какой (который, чтобы); так > как ( как будто, чтобы, что); настолько > насколько.
По роли в предложении выделяются местоименно-соотносительные слова обязательные, структурные. Тогда они являются элементом структурно-семантической модели: Я не такой дурак, чтобы съехать отсюда (Булг.). Либо их необходимость вызвана структурой предложения, скажем, наличием отрицания с противопоставлением: Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай (...), а то, что он собирается платить (Булг.). Наконец, некоторые слова (словосочетания, фразеологические обороты) в главной части могут присоединить придаточную только через посредство местоименно-соотносительного слова: Счастлив тем, что целовал я женщин, мял цветы, валялся на траве и зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове (Ес.).
Чаще всего пропуск структурного местоименно-соотносительного слова ведет к стилистической ошибке: Хочу познакомить вас, кто провел эту передачу, но в ряде случаев допускается как признак разговорности: А если кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет (к/ф «Александр Невский»); Я думал уж о форме плана и как героя назову (П.).
Второй тип местоименно-соотносительных слов — слова стилистические, структурно необязательные. Они усиливают значение слов, к которым относятся: Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса (к/ф «Кавказская пленница»). Их наличие в предложении целиком определяется целеустановкой говорящего акцентировать определенные аспекты содержания высказывания.