Классификация предложений в русском языке

Независимо от формального устройства все предложения являются не только единицами языка (системы грамматических отношений), но и единицами речи, т.е. входят в систему коммуникативных отношений и обладают в связи с этим коммуникативными функциями.

В речи выражается все содержание жизни человека, все его представления об окружающем мире, о предметах, категориях и связях действительности, наблюдаемых и осмысляемых, обобщенных и расчлененных национальным языковым сознанием. Все это многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, с помощью синтаксических ресурсов языка. Поэтому предложение, являясь основной единицей синтаксиса, имеет целый ряд классификационных характеристик. Перечислим основные:

  • повествовательные (утвердительные и отрицательные), вопросительные и побудительные;
  • невосклицательные и восклицательные;
  • двусоставные и односоставные;
  • нераспространенные и распространенные;
  • полные и неполные;
  • простые и сложные.

По соотнесенности с действительностью с точки зрения конкретного содержания все высказывания традиционно делятся на повествовательные (утвердительные и отрицательные), вопросительные и побудительные.

Повествовательные высказывания содержат сообщения о событиях и фактах, дают классификацию явлений действительности и оценивают их.

Содержательная сторона таких высказываний отсылает к знанию отправителя речи о мире и о его свойствах. Вот примеры из газеты «Известия»:

Даты, ставшие символами, воздействуют на общественное сознание, внедряются в ход современной жизни.

Сейчас в Европе такие сильные чемпионаты, что оказаться вне Лиги чемпионов легко может любой — как «Барселона» или «Милан».

На заседании правительства 11 мая планируется рассмотреть законопроект о накопительной части пенсий.

Чикуэлл — нечто среднее между московской Рублевкой и немецким Баден-Баденом, VIP-деревня, место высочайшей концентрации сливок общества.

Лучшее, что дает нам история, — это возбуждаемый ею энтузиазм (Гете).

Повествовательные предложения, в свою очередь, делятся на утвердительные и отрицательные.

Утвердительные высказывания подают сообщаемое как данность, как реально существующее в действительности или в отвлеченном представлении. Собственно, все повествовательные предложения, приведенные выше, были представлены примерами именно утвердительных предложений.

Если же содержание всего высказывания или его части представлено как несуществующее, недействительное, не являющееся истинным, то мы имеем дело с отрицательным предложением.

Формальными показателями отрицательных предложений являются отрицательная частица не, слово нет, союз ни... ни, отрицательные местоимения и наречия (никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, нигде, никуда, ниоткуда, никогда, никак).

В зависимости от места в предложении отрицание не формирует общеотрицательные или частноотрицательные высказывания. Отрицание предиката дает нам общеотрицательное высказывание, отрицание других членов предложения — частноотрицательное высказывание.

Общеотрицательные высказывания создаются за счет отрицания любого типа сказуемого — глагольного и именного:

Давно уж не ночуют утки
В моем разрушенном желудке.
И мне не дороги теперь любовные страданья —
Меня влекут к себе основы мирозданья (Олейн.).

Частноотрицательные высказывания содержат отрицание не перед сказуемым, а перед второстепенными членами или перед подлежащим:

И в пестрой суете морской Всё изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук (Ахм.).
И в чело и в уста мы в полуденный час Целовали красавца не раз (Л.).
Ах, нет! не божество душой моей владеет!
Она тобой, тобой, супруг мой, пламенеет! (Жук.).

В приведенных примерах не отрицается сам факт наличия звука, поцелуев или поглощенности страстью, но уточняется качество, количество, объект.

Вопросительные высказывания отличаются от повествовательных тем, что вместо сообщения в них содержится запрос информации. Говорящий/пишущий не обладает требуемой информацией либо во всем ее объеме (общий вопрос), либо частично (частный вопрос).

При общем вопросе производителю речи неясен сам факт, положение, мысль, и он пользуется вопросительной интонацией.

Здания, сады и железные дороги — что это иное, как не запечатленная надолго кратковременная трудовая жизнь?(Плат.).

Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно? (М.).

При частном вопросе говорящему не ясны детали, и он пользуется вопросительными словами (местоимениями и наречиями):

А судьи кто? (Гр.).

Сила? Где найдешь ее в большей части своих мутных, ничего не определяющих, изнеженных, бесцветных произведений? (К.).

Я сделаю все, чтобы Павла Петровича оправдали. Кстати, а что же он сам не пришел?(Шишк.).

—    А когда же вы в монастырь пошли?

—    Это недавно-с, всего несколько лет после всей прошедшей моей жизни (Леск.).

Побудительные высказывания содержат волеизъявления и побуждение к действию. Синтаксическое лицо в них главным образом — 2-е, так как именно к собеседнику обращено повелительное наклонение глагола.

Побудительные предложения свойственны живому устному общению, уместны в ораторской и публицистической речи, выступают в качестве специального приема в поэзии:

Не верь, не бойся, не проси.
Все будет в аккурат! (Дол.).

Но возможно и синтаксическое 1-е лицо при формах со словом давай(те) и синтаксическое 3-е лицо со словами пусть, пускай.
 

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться (Окудж.).

Пусть мчится в путь ручей хрустальный, пусть рысью конь спешит зеркальный, вдыхая воздух музыкальный —

Вдыхаешь ты и тленье (Введ.).

Таким образом, по цели высказывания все предложения делятся на повествовательные (утвердительные и отрицательные), вопросительные и побудительные.

Эта классификация очень близка к типологии высказываний по интонации. Однако, при всей близости, эти классификации полностью не совпадают. Повествовательные предложения произносятся с повествовательной интонацией, выражающейся в падении тона, а вопросительные предложения произносятся либо с интонацией общего вопроса — с плавным подъемом голоса на месте логического ударения, либо с интонацией частного вопроса — с резким ударением на вопросительном слове (кто, что, какой, чей, который, где, куда, откуда, когда, как, зачем, почему).

Повествовательной интонации соответствует точка на письме в конце предложения. Точка используется и в повествовательных предложениях, и в большей части побудительных предложений. Вопросительная интонация оформляется знаком вопроса.

Восклицательная интонация должна, казалось бы, обслуживать лишь побудительные высказывания. На самом же деле эта интонация свойственна всем типам высказываний, если они произносятся эмоционально, экспрессивно. При интонации восклицания в конце предложения ставится восклицательный знак вместо точки либо он ставится вместе с вопросительным знаком или многоточием:

Если здание строилось под музей, то по какому праву мы теперь должны какой-то фирме платить арендную плату?! (газ.)

При наличии эмоции в утверждении (гнева, осуждения, удивления, радости и т.д.) наша задача — опознать эту эмоцию в письменном тексте по знаку восклицания:

Всё врут календари!(Гр.).

Бедный поэт! Ты мог бы честно делать свое дело, мирно писать стихи! Но от тебя ждут всего, кроме работы! Во-первых, ты «пророк», во-вторых, «безумец», в-третьих, «непонятый вождь» (Эр.).

Прибывает толпа ожидающих.

Сколько дрожек, колясок, карет!

Пеших, едущих, праздно-зевающих,

Счету нет! (Н.).

Вы же, наверное, не догадываетесь, а нам точно известно: такой поток серости идет сейчас в нашу отечественную литературу, такой поток!.. Ужас! (Каб.).

Итак, любое по цели высказывания предложение может оказаться восклицательным или невосклицательным — по интонации.

Основа простого предложения обычно состоит из двух компонентов — подлежащего и сказуемого. Такие предложения двусоставны.

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит (П.).

Но бывает, что носителем предикативности является один главный член — тогда мы имеем дело с предложениями односоставными во всем многообразии их разновидностей,: Холодно; Едут!; Тишина; Подвиньтесь!

Все приведенные выше двусоставные предложения из пушкинского стихотворения «Зимнее утро» распространенные: в них есть второстепенные члены (определения, обстоятельства, дополнения), а односоставные — нераспространенные (равны своей предикативной основе). Это еще один способ классификации простых предложений — по наличию/отсутствию в них второстепенных членов.

Кроме того, предложения делятся на полные, для которых характерна информационная полноценность, структурная завершенность, интонационная оформленность, и неполные, существование которых оправдано тем, что нам свойственно стремление к экономии речевых усилий, т.е. намеренное устранение слов, которые легко восстанавливаются из контекста или ситуации.

«Вот какое дело. Доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — «Доедет.» — «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «ВКазань не доедет» (Г.).

Не бьется, не ломается, а только кувыркается!Купите красного комиссара для увеселения ваших детишек-ангелочков!Мадам! (Булг.).

И наконец, предложения делятся на простые и сложные — по количеству в них предикативных основ. Простое предложение воспроизводит одну структурную схему, сложное — две и более.

Я вас любил. Любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем.

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем (П.).

Строительным материалом простого предложения служат словоформы и словосочетания, а сложного — предикативные единицы.

Ключевые слова: Предложение, Предактивность
Источник: Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я. Солганика. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. — 256 с.
Материалы по теме
Номинативные предложения
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Определенно и неопределенно личные предложения.
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Обобщенно-личные и безличные предложения
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Простое предложение. Понятие предактивности
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Структурная схема предложения. Виды предактивной связи
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Сложносочиненное предложение, его виды
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Индивидуальные кривые предложения и кривая предложения на рынке в целом
Бернанке Б., Фрэнк Р. - Экономикс. Экспресс-курс
Классификация сложноподчиненных предложений
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Оставить комментарий