Народная или «традиционная» культура

Формирование систематизированного представления о таком феномене, как народная культура, на основе междисциплинарного подхода является актуальной методологической задачей для современной культурологии. Самое общее понятие о народной культуре дают такие широко известные словосочетания, как народное искусство, народное творчество, народные традиции, народная мудрость, народные предания, народные верования, народное образование, народные танцы, народные пословицы, народные мастера и др. Понятие «народ» в различных языках имеет значение общности людей, которые осознают себя этническим сообществом, территориальным сообществом, социальным сословием, группой или репрезентативной частью всего общества в определенный исторический период существования данного общества. В данном случае народная культура выделяется как пласт более ранней культуры в рамках фольклорной субкультуры и может быть представлена, следуя терминологии

Э.    Тайлора, в «пережитках». В таком случае на первый план выходит историко-культурная и художественно-эстетическая ценность народной культуры, происходит сужение объема понятия «фольклор» до народного художественного творчества. Народная культура (или традиционная культура) - это культура хозяйственной деятельности, социальной организации, которая ориентирована на адаптацию к природно-климатическим условиям существования. Прежде всего, народная культура - это сельская культура, к которой принадлежат сельские материальные производители - крестьянство. Специалисты различных социогуманитарных направлений стали рассматривать народную культуру только как устное поэтическое творчество или как народную духовную культуру, исключая из рассмотрения другие формы народной культуры. Потребность в выработке определенной методологии на основе междисциплинарного подхода была осознана в конце XX века. Н.Г. Михайлова предлагает «народную культуру интерпретировать как культуру, передаваемую в процессе непосредственной коммуникации и бытующую в прошлом и настоящем по фольклорному типу». Исследователь выделяет два блока особенностей народной культуры, тесно связанных между собой. Первый блок представляют нормы, ценности, смыслы, символы, второй - формы их функционирования и социальной трансмиссии культуры. Народная культура нормирует уклад жизни общества, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, тип одежды, предания, верования, фольклор (былины, сказки, легенды, песни, обряды, танцы) и др. Для народной культуры характерны синкретизм и традиционализм. Синкретизм означает сосуществование в народной культуре знаний, верований, этики, эстетики, быта, художественной культуры, мира представлений или картины мира, способов практического действия, т.е. в это понятие входит все, что характерно для коллективного сознания. Традиционность - это пространственновременная опора на коллективную аккумуляцию социального опыта, например от нескольких лет до столетий, от небольшой социальной общности до народа как этноса или нации, представляющих определенную территорию. Формы народной культуры передаются в акте непосредственной коммуникации - от одного лица другому. Содержание народной культуры воплощено в культурных текстах разной знаковой природы: слово, музыка, танец, изображение. Народной культуре характерна импровизация, отсутствие авторства и оригинального исполнения. В настоящее время мы отмечаем, что с мировой сцены уходят некоторые классические формы народного творчества, например, эпические жанры фольклора, происходят процессы размывания культурных традиций, а также включение элементов народной культуры в профессиональную область культурной деятельности. Отмечается сокращение сферы действия некоторых функций народной культуры, например, формирование целостной картины мира, нормативно-ценностное регулирование жизни общества. Происходит и укрепление таких функций культуры, как сохранение памяти семьи, рода, деятельность по сохранению культурного наследия общества. Процессы по сохранению и развитию народных промыслов привели к неожиданным результатам: спрос на сувенирную продукцию столь высок, что мы имеем дело не с народным творчеством, а с профессиональным творчеством отдельным мастеров, работающих на рынок, или сувенирным производством. Исконный производитель народного творчества, в связи с размыванием деревни, утратил свои позиции и остался в прошлом. Носителем народной традиции становится художник, искусствовед, любитель и знаток старины. Отсюда встает вопрос, как совершенно справедливо замечает Н.Г. Михайлова, что же мы передаём потомкам в качестве народной культуры. Перед культурологией ставится задача исследования таких эпифеноменов народной культуры, как культурный текст: порождение, освоение, сохранение, забвение или воссоздание культурного текста. Особого внимание требует изучение народной культуры в связи со смежными областями социогуманитарного знания.

Литература

  1. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. СПб., 1993.
  2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994.
  3. Михайлова Н.Г. Народная культура как предмет культурологического исследования // Основы культурологии : учебное пособие / отв. ред. И.М. Быховская; Государственный институт искусствознания, Российский институт культурологии, Едиториал УРСС. М, 2005.
  4. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994
  5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. М.: Согласие, 2010.
Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Материалы по теме
Культура Руси конца XIII — начала XVI в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Особенности политической культуры и государственная служба как элемент структуры органов государственного управления
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Средневеково христианская культура Западной Европы
Монина Н.П., Культурология
Кросс-культурная психология
Берри Джон В., Пуртинга Айп X., Сигалл Маршалл X., Кросс-культурная психология
Управление организационной культурой
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Культурные универсалии
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Русский космизм как философская доминанта культуры
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Политические субкультуры
Голосов Г.В. Сравнительная политология. Учебник. 2001.
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий