Молодость и зрелость

Период взрослости - наиболее продолжительный период онтогенеза. Выделяют три стадии взрослости:
- ранняя взрослость (молодость - от 20-23 до 30 лет)
- средняя взрослость (зрелость - от 30 до 60-70 лет)
- поздняя взрослость (старость - после 60-70 лет)

Признаки взрослости (по Г. Крайг):
- новый характер развития, в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
- способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
- преодоление зависимости и способность брать ответственность;
- некоторые черты характера (твердость, надежность, честность и т.д.)
- социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Молодость (от 20-23 до 30 лет) - примерно это период жизни от окончания юности до 30 лет. Молодость - это время создания семьи. Для этого возраста характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Молодость можно считать возрастом сензитивным к созданию семьи. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей.

Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Вторая сторона социальной ситуации развития - это овладение выбранной профессией.

Центральными возрастными новообразованиями молодости можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Дружба и любовь в этот период выходят на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость.

Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза.

При гедонистической направленности личности (атавистических аналогах простого и легкого и простого и трудного типов жизненного мира) человек не способен ни к содержательным семейным отношениям, ни к овладению профессией. Обычно эта направленность связана с установкой на паразитическое существование, с мелким криминалом, алкоголизацией и т.д.

При эгоистической направленности личности в создании семьи доминирует эгоистический мотив (материальный достаток, престиж, власть и т.д.) Профессия, как правило, не является ценностью сама по себе, а выступает средством реализации этого эгоистического мотива. В связи с отсутствием глубокого интереса к своему делу становятся невозможными проявления творческих способностей.

При духовно-нравственной и сущностной направленности личности проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. В дружбе, например, определяющим является именно созвучие двух людей, сущность их отношений.

Кризис 30 лет называют кризисом смысла жизни, который возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Он выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным; происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности. Весь кризис в целом знаменует переход от молодости к зрелости.

Зрелость (от 30 до 60-70 лет) - самый длительный для большинства людей период жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает вершина, высшая ступень.

В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет. Главные линии развития — это генеративность, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей, идей) и неуспокоенность - стремление стать лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота - добродетели зрелых людей. В гуманистической психологии (Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс) центральное значение придавалось процессу самоактуализации взрослого человека. По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных потребностей, но привержены высшим ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот.

Черты самореализующейся личности (по Г. Олпорту):
- интерес к внешнему миру, расширенное чувство «Я»;
- теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;
- чувство эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);
- реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;
- самопонимание, привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;
- «философия жизни», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.

У части людей в зрелом возрасте бывает внеплановый кризис 40 лет, это повторение кризиса 30 лет (смысла жизни), который не привел к должному решению проблем в тот период.

Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность во всех сферах жизни, в том числе и в семье. Отношения с взрослеющими детьми складываются у родителей по-разному, в основном решающим становится эмоциональное отношение каждого из родителей к ребенку, в основе может лежать безусловная любовь, обусловленная любовь и неприятие ребенка. Отношения родителей и детей зависят и от личностных особенностей ребенка. Общий стиль семейного воспитания должен зависеть от индивидуальных особенностей ребенка. Воспитание может смягчить, сгладить или заострить черты характера ребенка.

Развитие человека в зрелости тесно связано с динамикой его психологического возраста. Выделяют три взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:
- хронологический;
- физический;
- психологический.

Психологический возраст - это возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности. Человек, относя себя к определенному возрасту (чувствуя себя молодым, зрелым или старым), ориентируется не столько на возрастные рамки, сколько на социальные отношения, образ жизни.

Психологический возраст - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени. Когда прошедшее время не воспринимается как насыщенное, психологическое прошлое не велико по своему объему, а психологическое будущее видится гораздо более протяженным, психологический возраст будет соответствовать более раннему возрастному этапу. Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение.

Для ранней взрослости свойственно усиленное развитие психических функций. Стабилизация наблюдается в период 33-35 лет. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, поиск информации способствует развитию образного, практического, вербально-логического мышления.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования, познавательная активность, вид и характер профессиональной деятельности.

Источник: 
Усова, Е. Б. Возрастная психология - Мн.: Изд-во МИУ, 2009.