Гордон Олпорт

Гордон Уиллард Олпорт родился в 1897 г. в многодетной семье врача, в штате Индиана. В Кливленде он заканчивает государственную школу и поступает в Гарвардский университет. Гордон изучает философию и экономику. В 1919 г. он получает степень бакалавра по этим наукам и начинает работать преподавателем социологии и английского языка в колледже. В 1922 г. получает докторскую степень по психологии в Гарвардском университете. Продолжает свое образование в других городах Европы. Спустя 2 года преподает социальную этику в университете. Заслуги и выдающийся вклад Олпорта в психологическую науку обще-признаны. В 1963 г. его отмечают Золотой медалью Американского психологического фонда, в 1964 г. - наградой Американской психологической ассоциации, президентом которой он являлся. Он был также президентом Общества психологического изучения социальных проблем и соавтором двух широко используемых тестов. Умер Гордон Олпорт 9 октября 1967 г. в американском городе Кембридж, штат Массачусетс.

Основные положения теории Олпорта
Сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей, Олпорт возражал против переноса симптомов, наблюдаемых у больных, невротиков, на психику здорового человека.

Одним из главных постулатов теории Олпорта, изложенных им в книге «Личность: психологическая интерпретация» (1937), было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Олпорт считал, что общение личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием. Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т. е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite — черта.

Черты личности разделял на:
- основные - стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические;
- инструментальные - оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека.

Набор этих черт составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Положение об автономности черт. Автономность потребностей человека является важнейшей характеристикой сформированное™ его личности. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Так Олпорт решает проблему инден-тификации-отчуждения-одну из важнейших для гуманистической психологии.

Олпорт разработал свои методы системного исследования психики человека. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре. Ориентируясь на это положение, он разработал свои многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММР1). Достаточная четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олгюртом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

Олпорт сформулировал основные положения нового направления - гуманистической школы психологии личности.