Психическое сопровождение деятельности руководителя в зрелом возрасте

В значительной степени влияние отрицательных факторов возрастных кризисов в деятельности руководителя достаточно эффективно снижается при ее непрерывном психологическом сопровождении и использовании приемов психической саморегуляции. По мнению Г.З. Бедного, в процессе саморегуляции активно формируются некоторые характеристики профессионального стиля деятельности (темп). Процесс освоения заданного темпа в значительной мере зависит от сформированности механизмов саморегуляции, необходимости их корректировки по ходу деятельности.

То, какие регуляторные особенности реализуются в том или ином конкретном виде активности, зависит и от специфических требований ситуации, от регуляторного профиля профессиональной деятельности, причем чем выше регуляторная гибкость, позволяющая компенсировать неблагоприятные и темпераментальные черты, тем меньше ограничений для субъекта в плане профессиональной успешности.

Методы произвольной саморегуляции психических состояний можно условно разделить на группы по трем основным признакам:

  • по преимущественной обращенности к тому или иному звену системы саморегуляции;
  • по способу воздействия на эти звенья;
  • с учетом исходных внутренних условий саморегуляции.

По преимущественной обращенности к тому или иному звену системы саморегуляции возможно выделение следующих методов: 

  • мотивационной саморегуляции;
  • эмоциональной саморегуляции; 
  • саморегуляции внимания;
  • саморегуляции общего психофизиологического тонуса (уровня бодрствования) и операциональной активности.

По способу воздействия на эти звенья системы саморегуляции методы можно объединить в группы:

  • аутокоммуникация (самоисповедь, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самостимулирование и др.);
  • когнитивная регуляция (управление памятью и воображением, изменение направленности мышления, рационализация);
  • установочная регуляция (ритуальные позы и действия, воспроизведение стереотипной обстановочной и пусковой афферентации, переключение на определенные виды активности);
  • изменение обменных процессов и притока нервной импуль-сации (дыхательные и психомоторные упражнения, мышечно-сосудистая релаксация и тонизация, самомассаж и т. п.).

С учетом исходных внутренних условий саморегуляции можно говорить:

  • о методах саморегуляции состояния в так называемом обычном бодрствовании:
  • о методах, использующих «измененные состояния сознания» (аутогипноз, аутогенная тренировка, медитация и т. д.).

Современные исследования свидетельствуют о том, что одним из факторов достижения высокой продуктивности управленческой деятельности является система знаний и систематизация индивидуального опыта саморегуляции. Были выявлены способы саморегуляции, которые руководители используют наиболее часто и которые используются ими реже.

Наиболее часто используются такие способы, как:

  • общение;
  • пассивный отдых, сон;
  • юмор, шутки;
  • самоприказы, самоконтроль;
  • размышления, рассуждения, «раскладка по полкам».

Наименее используемые государственными служащими-руководителями способы саморегуляции психических состояний -«дыхательная гимнастика» и «рискованное поведение».

Необходимо также учитывать объективные, объективно-субъективные и субъективные факторы оптимизации процесса саморегуляции психических состояний.

К объективным факторам относятся:

  • стабилизация социально-экономических отношений;
  • оптимизация государственной службы как государственного и социально-правового института, повышение ее статуса и авторитета.

К объективно-субъективным:

  • обеспечение соответствующих условий выполнения профессиональной деятельности;
  • возможность и желание повышать профессиональную квалификацию в ходе профессионального обучения;
  • коррекция внутриколлективных, межличностных и внутрикорпоративных (организационных) отношений;
  • нормализация отношений, сложившихся в семье;
  • культура организации (государственной службы);создание и функционирование психолого-акмео-логической службы;
  • использование психотерапевтической помощи.

К субъективным:

  • наличие и развитие профессионально важных качеств;
  • мотивацию личностно-профессионального самосовершенствования.

При организации акмеолого-психологического сопровождения и консультирования необходимо учитывать как индивидуальные социально психологические особенности личности управленца, так и специфику преимущественного стиля управленческой деятельности и конкретного вида управленческой деятельности.

При этом следует подчеркнуть, что каждый руководитель стремящийся к вершинам своей деятельности стремится выработать свой индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Стиль в определенной степени обусловлен психологическими (психофизиологическими) факторами, но он не фатально ими детерминирован, а формируется как интегральное взаимодействие субъекта и объекта управленческой деятельности. При этом необходимо учитывать связь индивидуального стиля с конкретным видом деятельности, в которой он формируется. Е.А. Климов под индивидуальным стилем деятельности понимает обусловленную психологическими особенностями устойчивую систему способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, в широком смысле как индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности. Индивидуальный стиль деятельности предполагает соответствующую ему систему индивидуально-своеобразных приемов способов саморегуляции психических состояний.

По существу, стиль саморегуляции аккумулирует типичные для данной личности способы самоорганизации активности, и в этом смысле он является предпосылкой формирования индивидуальных стилей деятельности при овладении новыми ее видами. Исходя из этого диагностика стиля регуляции, знание индивидуальных особенностей отдельных регуляторных звеньев позволит решать психолого-акмеологические задачи проектирования индивидуальных стилей конкретных видов профессиональной деятельности, решать задачи профессиональной адаптации как необходимого условия достижения акме в управленческой деятельности.

Исследования проведенные Л.Б. Забеловой свидетельствуют о том, что при организации акмеолого-психологического сопровождения и консультирования необходимо учитывать личностные и социальные особенности управленца:

  • интровертированность - экстравертированность;
  • уровень эмоционально-психологически устойчивости;
  • уровнень субъективного контроля;
  • интернальность - экстернальность;
  • уровень самореализации;
  • уровень управленческой деятельности (руководитель-исполнитель);
  • специфику конкретной управленческой деятельности и др..

Несмотря на то, что управленцы фактически прибегают к частому использованию одних и тех же способов саморегуляции психических состояний, указанные выше факторы определяют приоритеты их применения.

Например, служащие-интроверты чаще прибегают к такому способу саморегуляции психического состояния, как «размышления, рассуждения», что является характерным для интровертированных личностей, склонных к самоанализу и повторному «проигрыванию» ситуаций. Государственные служащие-экстраверты более подвижны, энергичны, поэтому чаще прибегают к двигательной активности, более решительны, не склонны болезненно переживать неудачи и предпочитают скорее действовать, поэтому сознательно управляют ситуацией. Использование физической активности и совершение действий, направленных на сознательное управление ситуацией, являются отличительными признаками государственных служащих-экстравертов. Поскольку экстравертированный тип личности характеризуется направленностью вовне, на мир внешних объектов, то вполне естественно, что государственные служащие-экстраверты на 1-е и 2-е места поставили общение, юмор, шутки, тогда как у государственных служащих-интровертов эти способы саморегуляции занимают 3-ю и 4-ю позиции.

Следует подчеркнуть, что государственные служащие-экстраверты значительно чаще используют способы саморегуляции психических состояний, служащие-интроверты их превосходят в использовании лекарств и прибегают к размышлениям и рассуждениям в саморегуляции негативных психических состояний реже.

Исследования Л. Б. Забеловой показывают, что управленцы с «эмоционально-психологической устойчивостью» более часто используют способы: изменение ситуации, двигательную активность, самоприказы, самоконтроль. Управленцы с эмоционально-психологической неустойчивостью являются менее адаптированными к условиям окружающей действительности и потому более редко совершают действия, направленные на сознательное управление ситуацией и приемы психологической саморегуляции.

Государственные служащие с высоким уровнем субъективного контроля чаще всего используют следующие способы саморегуляции психических состояний: общение; размышления, рассуждения, «раскладка по полочкам»; юмор, шутки; самоприказы, самоконтроль; пассивный отдых, сон; идеомоторная тренировка, двигательная, физическая активность; коррекция отношений, рационализация; изменение, сознательное управление ситуацией.

Реже всего в саморегуляции состояния используют дыхательную гимнастику.

Служащие-экстерналы, предпочитают прежде всего пассивный отдых, сон, тогда как у интерналов этот способ занимает 5-е место. Первые реже используют рационализацию и коррекцию отношений, а также сознательное управление ситуацией, что является особенными психолого-акмеологическими характеристиками служащих-интерналов. Служащие-экстерналы чаще, чем интерналы, используют дыхательную гимнастику, лекарства, слезы для саморегуляции своего состояния. Использование тех или иных способов саморегуляции также характеризует интернальность или экстернальность личности служащего. Интерналы более уверены в себе, проявляют большую терпимость, более популярны, более благожелательны. Эти данные свидетельствуют о связи высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов выявлена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье, чаще обращаются за профилактической помощью, в том числе и психологической.

При этом следует учитывать тендерные особенности при иерархизации способов психологической саморегуляции у интерналов и экстерналов. Например, интерналы-мужчины вообще не используют способ - слезы.

Несмотря на то, что служащие-руководители и служащие-исполнители используют одни и те же способы саморегуляции, приоритеты способов различны. При этом служащие-исполнители чаще прибегают как к вышеназванным способам саморегуляции, так и вообще к способам саморегуляции.

Служащие-руководители чаще, чем служащие-исполнители, прибегают к таким способам саморегуляции, как «использование лекарств», «самоприказы, самоконтроль», «переключение (актуализация действий, противоположных истинному состоянию)», «контроль состояния голосом». Использование этих способов саморегуляции негативных психических состояний отражает специфические особенности профессиональной деятельности руководителей, таких, как публичность, необходимость быть на высоте, ответственность не только от своего имени, но и от имени государственной власти и т. д. Сверхнапряженная работа заставляет использовать лекарственные средства, а стрессы порождают срывы нормального общения.

Такой способ саморегуляции состояния, как изменение ситуации, используется служащими-исполнителями чаще, чем служащими-руководителями, хотя одной из черт эффективного руководства является сознательное управление ситуацией.

Управленцы с высоким уровнем самореализации обладают большим набором аутотехнологий саморегуляции психических состояний, в отличии от служащих с низким уровнем самореализации; иерархия методов, форм, приемов и средств саморегуляции также различаются. Служащие с высоким уровнем самореализации отдают предпочтение таким формам, как рассуждения, размышления, «раскладка по полкам». Служащие с низким уровнем самореализации на первое место поставили общение, пассивный отдых, сон. Более того, они чаще используют лекарства, светомузыкальное воздействие, слезы при саморегуляции психических состояний.

При организации психолого-акмеологического сопровождения и консультирования следует учитывать, что большим набором аутотехнологий саморегуляции психических состояний обладают:

  • экстраверты;
  • эмоционально устойчивые личности;
  • интерналы; 
  • исполнители;
  • с высоким уровнем самореализации.

Именно эти категории служащих являются более успешными во всех сферах жизнедеятельности. Это свидетельствует о том, что больший набор аутотехнологий является условием и фактором более яркой личностной самореализации руководителя. Для наиболее полной жизненной самореализации важно ощущать себя субъектом собственной жизнедеятельности. Использование технологий саморегуляции психического состояния является результатом определенных волевых усилий, реализацией определенной личностной активности, осуществлением стратегичности жизни. Только в этом случае достигается акме как во внутриличностном развитии, так и профессиональном.

Таким образом, при организации психолого-акмеологического сопровождения и консультирования руководителей с учетом их личностных особенностей, целесообразно рекомендовать следующие аутотехнологий:

  • Общение - экстравертам, эмоционально нестабильным, интерналам, исполнителям, управленцам с низким уровнем самореализации.
  • Пассивный отдых, сон - эмоционально устойчивым, эк-стерналам, исполнителям, управленцам с высоким уровнем самореализации.
  • Размышления, рассуждения, «раскладка по полкам» - интровертам, эмоционально устойчивым, интерналам, исполнителям, управленцам с высоким уровнем самореализации.
  • Юмор, шутки - экстравертам, эмоционально нестабильным, интерналам, исполнителям, управленцам с высоким уровнем самореализации.
  • Двигательную, физическую активность-экстравертам, эмоционально устойчивым, интерналам, управленцам с высоким уровнем самореализации.
  • Самоконтроль, самоприказы - экстравертам, эмоционально устойчивым, интерналам, руководителям, управленцам с высоким уровнем самореализации.
  • Сознательное управление ситуацией - экстравертам, эмоционально стабильным, интерналам, исполнителям, управленцам с высоким показателем самореализации.

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема обучения служащих технологиям аутопсихологической компетентности.

Диагностика негативных психических состояний и их саморегуляции предполагает поиск методов, объяснение причин и их глубины, прогнозирование воздействий как внешних (средовых и профессиональных), так и внутренних факторов на психическое состояние личности. Другими словами, для того чтобы понять, каким образом, какими способами осуществляется саморегуляция негативного психического состояния, следует знать как внутренние факторы (способности и арсенал, набор способов саморегуляции), так и внешние причины.

Таким образом, можно сделать вывод, что личностно-профессиональное развитие руководителя можно значительно оптимизировать, если в процесс их подготовки и переподготовки включить постоянное акмеологическое сопровождение, и в первую очередь мониторинг, т. е. системно отслеживающий контроль, который позволит корректировать индивидуальное личностно-профессиональное развитие.

Ключевые слова: Руководитель, Зрелость
Материалы по теме
Лидерство и руководство
Чередниченко И.П., Тельных Н.В. - Психология управления
Ресурсы руководителя
Трусь А.А., Психология управления
Зрелость личности
Слотин Т.В., Психология личности
Этикет руководителя
Ботавина, Этика деловых отношений
Функции руководителя при работе с персоналом
Психология менеджмента. Карпов. 2005
Потенциал развития личности руководителя
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Как пережить кризис середины жизни
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Детерминанты психического выгорания руководителя
...
Оставить комментарий