Общая характеристика гуманистической психологии

Гуманистическая психология - психологическая концепция, особое внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.

В 60-е годы XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или необихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм - психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.

Основные принципы гуманистической психологии:

  1. Подчеркивание роли сознательного опыта.
  2. Убеждение в целостном характере природы человека.
  3. Акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида.
  4. Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей

Основные теории гуманистической психологии:

  • Гордон Олпорт. Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен. Открытость системы человек - общество, опросники.
  • Абрахам Маслоу. Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей. Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения.
  • Карл Роджерс. «Я - концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка. Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

  1. человек целостен;
  2. ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
  3. главной психологической реальностью являются переживания человека;
  4. человеческая жизнь - единый процесс;
  5. человек открыт к самореализации;
  6. человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Ключевые слова: Наука
Источник: Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме
Для чего и как изучают историю
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Научно-технический потенциал страны, его роль
...
Теория каузальной атрибуции
Абдурахманов Р.А., История психологии
Связь педагогики с другими науками
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Определение предмета психологии
Штейнмец А.Э., Общая психология
Современное состояние психологического знания
...
Направления и отрасли психологии
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий