Общая характеристика гуманистической психологии

Гуманистическая психология - психологическая концепция, особое внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.

В 60-е годы XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или необихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм - психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.

Основные принципы гуманистической психологии:

  1. Подчеркивание роли сознательного опыта.
  2. Убеждение в целостном характере природы человека.
  3. Акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида.
  4. Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей

Основные теории гуманистической психологии:

  • Гордон Олпорт. Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен. Открытость системы человек - общество, опросники.
  • Абрахам Маслоу. Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей. Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения.
  • Карл Роджерс. «Я - концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка. Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

  1. человек целостен;
  2. ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
  3. главной психологической реальностью являются переживания человека;
  4. человеческая жизнь - единый процесс;
  5. человек открыт к самореализации;
  6. человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Темы: Наука
Источник: Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме
История изучения психиатрии как науки
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Предмет и задачи психологии
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Культурология как наука в системе гуманитарного знания
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Предмет, объект, задачи и методы психологии
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Психологическая антропология
Мацумото Д., Психология и культура
Период открытого кризиса в психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Педагогика как наука о человеке
Безрукова В.С., Педагогика
Сферы применения психологического знания
...
Оставить комментарий