Абрахам Маслоу

Абрахам Харольд Маслоу — (1908-1970 гг.) родился в Бруклине, Нью-Йорк. Детство его не было счастливым. Детские переживания сказались на всей жизни Маслоу. Его детство и юность - постоянная борьба с комплексом неполноценности, который он пытался компенсировать хорошей атлетической подготовкой. Маслоу не удалось добиться самоутверждения и реализации в спорте, и он с тем же рвением занялся наукой.

Он поступил в Корнеллский университет и именно там впервые столкнулся с психологией. Его впечатления от первого университетского курса по психологии были самыми ужасными. Вскоре Маслоу перевелся в университет штата Висконсин, где в 1934 г. получил научную степень доктора философии.

Поначалу Маслоу был ярым бихевиористом, однако впоследствии под влиянием собственного жизненного опыта (рождение первого ребенка, начало второй мировой войны) и знакомства с гуманистическими идеями в философии, гештальтпсихологией и психоанализом он убедился в ограниченности бихевиористского подхода.

Большое влияние на Маслоу оказало также знакомство с некоторыми европейскими психологами, бежавшими от преследований нацистов в США: Адлером, Хорни, Коффкой, Вертгеймером.

Однако первые попытки Маслоу гуманизировать психологию, предпринятые во время его преподавательской работы в Бруклинском колледже, имели негативные последствия прежде всего для него самого. Бихевиористское психологическое сообщество подвергло его подлинному остракизму. Продолжить свои начинания и опубликовать ряд работ ему удалось лишь в университете Брэндис, г. Вальтхэм, штат Массачусетс, где он работал с 1951 по 1969 год. Расцвет его популярности пришелся на 60-е годы, а Б 1967-м он был избран президентом Американской психологической ассоциации.

Основные положения теории Маслоу

Самоактуализация - наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека.

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.

Для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены. Вся же иерархия потребностей выглядит следующим образом:
1) физиологические потребности - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;
2) потребность в безопасности - чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;
3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;
4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;
5) потребность в самоактуализации.

Для психически здоровых людей характерны:
- объективное восприятие реальности;
- полное приятие своей собственной натуры;
- увлеченность и преданность какому-либо делу;
- простота и естественность поведения;
- потребность в самостоятельности, независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному;
- интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний;
- доброжелательное и сочувственное отношение к людям;
- нонконформизм (сопротивление внешним давлениям);
- демократический тип личности;
- творческий подход к жизни;
- высокий уровень социального интереса (эта идея была позаимствована у Адлера).

Обычно это люди среднего возраста и старше; как правило, они не подвержены неврозам. По мнению Маслоу, такого рода люди составляют не более одного процента населения.